Сегодня в гостях у «Мгарского колокола» Виктор Судариков — кандидат физико-математических наук, бакалавр богословия, администратор миссионерского форума диакона Андрея Кураева, сотрудник коммерческого банка..., а еще искренний, отзывчивый человек, которому в этом месяце исполняется 40 лет.
Виктор Судариков:
«Я подобен жителю Ниневии»
— Виктор, первый вопрос, который мне хочется задать, до банальности прост: кто такой Виктор Судариков? Накануне своего 40-летия, надеюсь, Вы уже достаточно знаете о себе?
— О себе конечно что-то знаю, даже биографию помню, да вот узнать себя — очень трудно. А уж дать определение — кто такой — совсем невозможно. Мы ведь знаем, что это может сделать только тот, кто выше. В Библии рассказывается о том, как Адам давал имена животным; Бог Сам давал имена тем, кто служил Ему (от Авраама до Апостолов). За 40 лет я не разучился удивляться, продолжаю... Но, увы, если думаю о себе, то приходится удивляться не всегда хорошему...
— Почему кандидат физико-математических наук заинтересовался Православием?
— Многое в жизни решают случайные, неожиданные встречи... Как-то раз, еще студентом, я работал в стройотряде в Подмосковье и зашел в храм. Пришел, конечно, в неурочный час, но меня не только впустили, но еще и многое рассказали о храме, показали древние фрески. Я всегда интересовался архитектурой и историей, но тут был просто поражен, ибо понял, что такое нельзя создать наспех, по расчету или со злым сердцем. Через 2 года я снова приехал туда и познакомился со своим будущим крестным отцом. А крестился я в городе Печоры Псковской области. Атмосфера древнего монастыря, сияние лиц его насельников не могли не указать на благодатность исповедуемой ими веры... Потом были различные испытания — впрочем, так бывает почти у каждого — Господь увлекает красотой и величием цели, а затем показывает, что без борьбы с самим собой ее нельзя достичь.
— На протяжении многих лет Вы занимаетесь фотографией, даже стали соавтором справочника «Православная Москва» (1993, 1995, 2000 гг.). Расскажите, пожалуйста, об этом своем увлечении.
Греция. Метеоры — громадные
скалы посредине долины. На скалах уже много столетий построены монастыри. Фото Виктора Сударикова |
— Надо признаться, я не занимаюсь фотографией профессионально. Просто довольно рано мне понравилось путешествовать и, пока была такая возможность, ездил по России-матушке и снимал на память то, что видел. Интересно, что некоторые храмы, снятые в начале 1990-х годов, тогда были в запустении, а сейчас преобразились, так что нежданно получились документальные кадры. Некоторые из них сейчас опубликованы на сайте www.sobory.ru.
— Как случилось, что Вы стали одним из основоположников православного Интернета? Расскажите, пожалуйста, о том, как все начиналось.
— Бывает, что человек трудится над чем-то всю жизнь, а потом оказывается, что никому это и не нужно, а что-то настоящее и важное происходит как бы само собой, невзначай. Как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло...
В августе 1998-го года, когда я уже работал в банковской системе, разразился известный кризис, работа практически прекратилась, и я занялся написанием православного сайтика — доморощенного, простого. Собирал ссылки на другие сайты, помещал некоторые интересные мне самому статьи. Так все и началось.
— Что такое Православный Интернет сегодня?
— На самом деле, современный православный Инет — явление уникальное. За всю 2000-летнюю историю христианства у православных не было возможности так свободно говорить между собой, легко преодолевая моря и континенты. Мы вообще сейчас учимся говорить. Храм — это место молитвы, а не разговоров. А вот Интернет — как раз место для высказывания мыслей. И, думаю, это очень полезно. Мы никуда не денемся от бытовых проблем, но здорово, когда есть возможность поговорить по душам о том, что на душе. Не у всех есть православные друзья. У многих путь в Церковь лежал через разные испытания — у кого через секты, у кого через занятия оккультными практиками. И в Интернете — на другом конце России, мира, а, может, и на соседней улице — легче найти тех, кто прошел такой же путь, кто может дать дельный совет или просто ободрить. Сейчас модным стало слово «виртуальный», т. е. нереальный, не существующий на самом деле. Беседы православных в Интернете не очень подходят под это понятие. Для нас встречи в Интернете — это вполне реальные события духовной жизни.
Любимый дедушка
|
— Вы знакомы со многими интересными и талантливыми людьми, влияние которых на православный Интернет трудно переоценить. Расскажите хотя бы о некоторых из них. Может быть вспомните интересные случаи из жизни.
— Помню, когда только-только появились самые первые сайты (шел, наверное, 1996 год), один искренний батюшка был так потрясен, что рассказал на пасхальной проповеди в храме, как, послав в Интернет слова «Христос Воскресе», он получил ответное «Воистину Воскресе» чуть ли не со всех материков одновременно.
Помню короткую переписку с приснопамятным епископом Александром (Милеантом). Он был епископом Зарубежной Церкви, очень желавшим воссоединения. Кстати, его сайт www.fatheralexander.org — один из интереснейших сайтов с православной литературой. Увы, он не дожил до соединения, но думаю, его душа обрела вечный покой и радуется вместе с нашими новомучениками, которых он также очень почитал.
А еще через Интернет, именно через Интернет, мне удалось, например, прочитать добрые и остроумные статьи современного украинского священника Михаила Шполянского.
— Форум диакона Андрея Кураева — особая тема. В данное время Вы являетесь одним из его администраторов. Расскажите об этом проекте, как он зарождался?
— Почти 9 лет назад о. Андрею — миссионеру и просветителю — предложили сделать дискуссионную площадку под его «патронатом». Он согласился. Было это в конце 1998 года. Интернет меняется быстро, менялся и форум. С ноября 2006 года он живет и действует в новом виде. Можно сказать, что сейчас это — крупнейший и самый посещаемый русскоязычный ресурс православного Интернета. Или наоборот — самый посещаемый православный ресурс в русскоязычной части всемирной компьютерной сети. На нем зарегистрировались (т. е. получили возможность писать сообщения) больше 8000 человек, каждый день это количество увеличивается еще на 70–80. Число сообщений в день — от 2 до 2,5 тысяч. А читателей форума — во много раз больше.
— Что значит быть Администратором Кураевского форума?
— Значит одновременно и разбирать технические вопросы, и смотреть за порядком, и заниматься ведением дискуссий, выверяя каждое свое слово. Внимание к словам администраторов и модераторов всегда повышенное.
— Часто ли появляется на своем форуме сам о. Андрей?
— Расписание о. Андрея составлено на много месяцев вперед, и в нем практически нет свободных дней. Поэтому появляется он на форуме в редкие часы, когда бывает в Москве. Конечно, хочется его чаще видеть, но что поделать…
— А Вы лично знакомы с о. Андреем? Если да, расскажите о нем, каким он Вам видится.
— Да, мы познакомились с о. Андреем в январе 1990 года, вскоре после того, как русских студентов-семинаристов вывезли из Румынии, в которой тогда разворачивалась революция. Встреча была замечательная. Он провел экскурсию по церковно-археологическому кабинету МДА. В двух залах мы провели 2 часа — настолько интересным был его рассказ.
Греция. Афон. Русский Свято-Пантелеимоновский
монастырь. Вид с борта корабля Menia Maria. Фото Виктора Сударикова |
— Вы много путешествуете, расскажите, где бывали и что интересное видали?
— Правильнее будет сказать: путешествовал. Увы, напряженная городская жизнь не оставляет сейчас возможностей для дальних поездок. Но в свое время удалось попутешествовать по России — от Соловков до Волгограда. Привел Господь побывать и в Западной Европе. Интересные края, интересные люди. Но все-таки не родина. Впрочем, и там удавалось встретить людей близких по духу.
— А последнее путешествие в Грецию? Какое впечатление осталось от Афона?
— Самое сильное впечатление от Греции — естественность православия, его растворенность во всей греческой жизни. Афон — с одной стороны дивная страна, особенная и для нас неведомая. С другой — там живут простые люди, они обычно внешне не похожи на ангелов. У них загорелые и часто усталые лица. Но, конечно, это люди, принесшие все, что у них есть, Богу.
— Как часто вы бываете на Украине? Какие ассоциации у Вас с нашим краем?
— Увы, не часто. Был всего несколько раз. В детстве — в Черкассах и Каневе, а потом, уже в разные годы — в Киеве, Бердянске и, конечно, в Крыму. Ассоциации... Аисты на крышах, побеленные хаты, Днепр... Это самые первые воспоминания — в детстве с родителями мы отдыхали на Днепре в районе Канева. Ну и, конечно, Киев. Сильнейшее впечатление именно от Киева — мощного Днепра, Богородицы Оранты в Софии Киевской...
— Расскажите немного о своей семье, если можно.
— Боюсь, это слишком большая тема. Начать с родителей, дедушек или прапрадедушек? Вообще, хоть и живу я в Москве, считаю себя нижегородцем. Именно в Нижнем и в нижегородской области — Арзамасе, Ардатове, Лыскове жили мои предки — священники, учителя, крестьяне…
Виктор Судариков с сыновьями
|
Скажем, мой прадед Василий Иванович Малиновский был в Нижегородской области народным учителем, краеведом. А еще собирал музей, рисовал, играл на фортепиано и скрипке, писал заметки натуралиста, коллекционировал насекомых... У меня сохранился его дневник за 1917 год. Вокруг война, революция, рушится громадное государство. А нижегородский учитель ходит с детьми в луга, наблюдает повадки птиц и стрекоз, рисует наброски... Бури заканчиваются, а природа остается.
А вот его сын — мой дедушка — стал радиоинженером, командовал во время войны машиной связи, потом разрабатывал авиационную военную технику... Удивительные были люди, многоплановые.
Сейчас у меня растут двое сыновей, старшему — 12, младшему — 9 лет. Они очень разные. Скоро мои парни вырастут и, очень надеюсь, станут моими верными друзьями.
— Какое место в Вашей жизни занимает Православие и Церковь?
— Вера — единственное явление, дающее человеку смысл жизни.
— Ваши любимые святые, кто они? Почему именно они?
— Святые нам часто кажутся похожими друг на друга и несколько далекими от реальности, как бы заоблачными. А ведь это очень разные и близкие нам люди, которые, однажды встретив Бога, остались верны Ему всю жизнь.
Самые любимые, наверное, три Иоанна: Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст и Иоанн Кронштадтский. Жили они в очень разные времена, но многое было общим — дух ревности о Боге, дух пророчества, нравственная чистота и бесстрашие перед теми, кто гнал и ненавидел. Мы очень часто бываем такими толерантными, благоразумными, но истина, говоря словами Владимира Соловьева, по природе своей интолерантна. Потому святые, имея от Бога дерзновение, не боялись стоять за правду.
Иоанн Креститель обличал царя — и ведь царь признал его мудрость! Иоанн Златоуст был лишен всех почестей, положения, но, служа Богу, он благодарил Его за всё, никогда не лукавя перед власть имущими. Если почитаем записи Иоанна Кронштадтского — а это самое начало 20-го века — сколько боли и горечи в них, сколько слез им пролито о своих современниках. И кажется вполне закономерным всё произошедшее через несколько лет…
— А чего ради живет Виктор Судариков? Что он более всего любит и, наоборот, более всего не любит?
— Один мудрый человек сказал, что я подобен жителю Ниневии. Вы помните, жители Ниневии жили не по-Божески. Но Создатель любил их и послал пророка Иону. Те услышали призыв Творца и покаялись. Ниневия — не падший Вавилон, но и не святой Иерусалим. Вот так и я живу. То побеждает мир, то Бог.
Люблю и восхищаюсь, когда люди живут в полную силу. Наверное, Вы знаете украинского доктора Елизавету Глинку, которая основала киевский хоспис и работает с умирающими. Наверное, пока не знаете матушку Галину Соколову из Подмосковья, которая воспитала 9-ых детей, причем муж ее — протоиерей Федор, известный московский батюшка — трагически погиб, когда младший был еще грудным младенцем. Сейчас старшие Соколовы уже имеют свои семьи, сыновья служат Церкви.
Это уже не жизнь — это житие.
— Пожелания читателям журнала «Мгарский колокол».
— Жизнь, которая нам дана Богом, — на самом деле великий дар. Мы призваны радоваться каждой ее минуте, видеть милость Божию к нам, не быть безучастными; мы призваны не жалеть доброго слова, улыбки даже для совсем незнакомого человека. Мы не должны искать себе ближних по прихоти своей, — надо быть ближним для тех, кого пошлет нам Бог.
Опубликовано: 24/08/2007