Преподобный Александр Свирский
Память (обретение мощей) — 30 апреля
Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Амоса, и был при крещении назван в честь этого святого. Родители его, Стефан и Васса, были крестьянами приладожского села Мандеры, что на берегу Ояти, притока Свири. С детских лет Амос — поздний, вымоленный ребенок — отличался от своих сверстников: он избегал игр, увеселений и не беспокоил проказами свою мать. В 19 лет, узнав о намерении родителей женить его, Амос тайно бежал на Валаам.
Семь лет он прожил в монастыре послушником, проводя свои дни в трудах, а ночи в бдении и молитве. Не раз, обнаженный по пояс, облепленный комарами, он молился в лесу с вечера до зари. В 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр.
Узнав от путников о месте пребывания своего боголюбивого сына, ушли в монастырь и его родители. После смерти их, по благословению игумена преп. Александр устроил себе келью на уединенном острове: он вырубил в скале малую пещерку и продолжал свои духовные подвиги. Говорят, что тело его стало таким твердым и жестким от трудов, что ему не мог бы повредить даже удар камнем. Однажды во время молитвы Александр услышал дивный голос — Сама Божия Матерь велела ему идти на новое место спасения.
Благословившись у игумена, в тот же день Александр уплыл с Валаама. Он поселился на берегу Рощинского озера, где построил себе хижину посреди леса. В ней он прожил семь лет, не имея никаких съестных припасов и не видя человека. Жизнь преподобного проходила в полном безмолвии, в непрестанной молитве и плаче о своих грехах. Питался он одной травою, что росла рядом.
Уединение Александра было нарушено в 1493 г. — место нахождения преподобного случайно обнаружил во время охоты соседний владелец Андрей Завалишин, видевший ранее над тем местом чудесный свет. Он умолил преподобного рассказать ему о своей жизни и, сделавшись его духовным сыном, по его наставлению сам ушел на Валаам, а позднее основал Андрусовский монастырь и прославился святой жизнью под именем преподобного Адриана Андрусовского. Прослышав от Андрея о праведнике, к преподобному стали собираться иноки, но преп. Александр устроил себе скит вдали от общего жилища.
Двадцать три года провел Александр в Пустыни. И вот в 1508 г. ему было чудное видение: Свет, невиданный со времен Авраама, заблистал, и драгоценнейшим дворцом стала малая избушка. Вошли три Мужа, как три солнца прекрасные, в одеждах белоснежных — они держали посохи. «Как на Троице», — подумал Александр, затрепетал и поклонился Им до земли.
«Уповай, блаженне, и не бойся», — услышал Александр и почувствовал Его руку, ласково поднявшую его с колен. Голос говорил, что ради чистоты его Дух Святой в нем, в Александре, живет. Что надо собрать братию, поставить церковь, монастырь устроить и что многие через него спасутся... Александр не мог стоять, он лежал на земле и, обливаясь слезами, думал: как он, худший всех человек, пришедший плакать о грехах своих, будет спасать других? И опять Господь взял его за руку и поднял с колен.
«Как назвать церковь, Господи?» — спросил Александр. И был ответ, как видит он Говорящего в трех лицах, так и церковь будет во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. И пройдя по земле, Господь стал невидим...
То было явление преподобному Александру Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. В истории Церкви это Божественное снисхождение Троицы известно как единственное со времен пришествия Христа. В северном лесу простому иноку явился Сам Господь — Вся Святая Троица на нашей земле Своими стопами стояла.
Место для церкви преподобному было указано Ангелом, три раза перекрестившим место и подтвердившим явленное ему в видении. В том же году была построена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь Живоначальной Троицы. По настоянию братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Приняв игуменство, преп. Александр сделался еще смиреннее — ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Когда однажды не хватило дров и эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами, преподобный ответил: «Я празден», — и отправился рубить дрова.
В конце жизни преп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел отдохнуть в келии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении келий, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель.
Перед своей кончиной преп. Александр созвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный указал не хоронить его в обители, но в его пустыньке у церкви Преображения Господня. Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 г.
Известно до пятнадцати учеников его, прославленных Русской Православной Церковью.
История обретения мощей
Как мы помним, место своего жилища в Свирском монастыре прп. Александр определил под кладбище и сам назначил себе там могилку. Там и были обретены нетленные его мощи в 1641 г., их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим». Дальнейшая судьба св. мощей столь необычна, что стоит подробного повествования.
С падением царской власти в России началась страшная смута. Мощи прп. Александра Свирского были первыми в печальной цепи поруганных большевиками святынь. Не случайно после захвата власти на севере (5 января 1918 г.) безбожники уже на следующий день (6 января) были у мощей преподобного. Но антихристовым планам мешала Божья сила, являемая в нетленных мощах. Шесть(!) раз большевики подходили к св. мощам и не могли вынести святыню — видно, сковывал их страх перед ней, трудно было вершителям зла переступить через него.
Как сообщала советская пропаганда, 22 октября 1918 г. при приеме «на учет» (т. е. конфискации) имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20-ти пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». Настоятель монастыря, архимандрит Евгений, который присутствовал во время вскрытия раки, мужественно свидетельствовал против официальной версии властей, утверждая, что в раке находятся подлинные останки святого. Это стоило о. Евгению жизни — через несколько дней он был расстрелян большевиками. Мученическую кончину приняла и вся братия монастыря.
21 декабря 1918 г. таки смогли вывезти мощи: они были изъяты и находились под пристальным наблюдением самого Зиновьева. Именно с его подачи была создана специальная комиссия, которая установила, что мощи — это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть. Тогда большевики начали кампанию по сокрытию мощей преподобного и тайно отправили их в Военно-медицинскую Академию Санкт-Петербурга. Здесь под биркой «безымянного экспоната», не зарегистрированного в скрупулезно составляемых каталогах анатомического музея, мощи хранились до 19 августа 1997 г., когда произошла официальная передача их монашеской братии Александро-Свирской обители.
Историко-архивные и судебно-медицинские исследования, завершившиеся в Санкт-Петербурге, установили, что находившиеся с 1919 г. в анатомическом музее Военно-медицинской Академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат основателю Александро-Свирского монастыря. Останки идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга, при этом отмечено, что «естественная мумификация такой высокой сохранности современной наукой необъяснима».
Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете был отслужен молебен святому. Присутствовавшие «стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием». Преподобный как будто отвечал обращавшимся к нему с молитвой: «Я вас слышу. Это я!» И, «услышав» ответ святого, начальник Академии генерал-полковник медицинской службы Юрий Шевченко принял решение о немедленной передаче св. мощей Русской Православной Церкви. 30 июля 1998 г. православная Церковь вновь обрела одну из своих величайших святынь.
Мощи прп. Александра Свирского уникальны: тело полностью неистлевшее(!), что случается чрезвычайно редко. А, возможно, это и единственный случай, когда не тронуты тлением даже те части лица, которые у обычных людей подвергаются тлению в первую очередь, — мягкие ткани губ, носа и ушей. Исследователи смогли сделать вывод: «Выявлено было сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями прп. Александра». «Сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком». Так почтил Господь мощи Своего свидетеля и тайнозрителя.
«Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче!»
Опубликовано: 05/04/2008