Блаженнейший Митрополит Владимир:
«В отношении автокефалии
должна вестись очень мудрая
и взвешенная политика»
«Действия политиков противоречили интересам нашей Церкви и грозили развитием новых конфликтов и расколов»
— Ваше Блаженство, объясните, пожалуйста, почему именно 1020-я годовщина Крещения Руси празднуется в Украине с таким размахом? Ведь, скажем, 1010-я годовщина прошла более прозаично...
— Мне приходилось читать в мирской прессе о том, что недавно отмечавшийся в Украине юбилей, дескать, притянут за уши. Однако хотелось бы заметить, что отправной точкой в праздновании 1020-летия Крещения Руси стало не только историческое событие Крещения, но и связанное с ним возрождение в нашем народе церковной жизни, начавшееся с 1988 года, когда праздновалось 1000-летие. Тогда впервые за семь десятилетий атеистического режима Православная Церковь смогла свободно отметить церковное торжество. С тех пор в нашей стране выросло целое поколение молодых граждан, которые воспитаны если не в религиозном, то хотя бы в толерантном по отношению к Церкви духе. За этот период сама Церковь существенно выросла и количественно, и качественно: воздвигнуто множество храмов и монастырей, издается духовная литература, появляются церковные теле- и радиопрограммы, выросло число духовных учебных заведений и воскресных школ. Нам есть чему радоваться и что отпраздновать.
К сожалению, во время празднований не обошлось и без ложки дегтя — я имею в виду то, что за его режиссуру взялись нецерковные люди. Это вмешательство преследовало больше политические цели, и было основано на личных амбициях политиков. Многое выглядело нелепо, иногда смешно, если не сказать трагикомично, чувствовалась конфликтность ситуации. Но, благодарить Бога, праздник этим не омрачился. В церковной среде сохранилось взаимопонимание. Правда, народ, мало ориентирующийся в вопросах церковной жизни, был весьма дезориентирован, и нам, очевидно, немало придется потрудиться над тем, чтобы исправлять положение вещей.
— Как мы помним, визит в Украину Патриарха Московского и всея Руси Алексия на праздничные торжества был внезапно прерван — запланированную поездку в Донецк отменили. Было сообщено об ухудшении здоровья Святейшего Патриарха и еще о «некоторых моментах, которые огорчили в Киеве». Не разъясните, владыка, что это за «моменты»?
— Касательно состояния здоровья Патриарха Алексия, то это действительно было причиной его непредвиденно скорого отъезда. Если говорить о «моментах», то укажу на то, что в православном мире Предстоятели всех Поместных Церквей имеют равные права и достоинства. Поэтому логично было бы оказать равную честь прибывшим в Украину Патриархам — как Константинопольскому, так и Московскому. Тем более, что Виктор Ющенко совсем недавно сам приглашал Патриарха Алексия в Украину. Сценарий же празднований, подготовленный президентом, выглядел, мягко говоря, некорректно по отношению к Патриарху Алексию. Многое делалось для того, чтобы отодвинуть его на задний план. А в этом проявилось и неуважение к его пастве, численность которой сегодня в Украине самая большая. Но и это не так важно. Печальнее всего, что действия политиков противоречили интересам нашей Церкви и грозили развитием новых конфликтов и расколов.
— Тому, кто следил за праздничными торжествами 1020-летия Крещения Руси, нетрудно было заметить, что Украинская Православная Церковь и ее Предстоятель постоянно находились на заднем плане юбилейных мероприятий. Главные роли праздника были расписаны между Вселенским Патриархом Варфоломеем и Президентом Ющенко, а глава наибольшей в стране православной Церкви оказался где-то в массовке праздничного действа. По-Вашему — отчего такая режиссура?
— Сегодня часто употребляется такое слово, как «пиар». И занимающиеся этим делом всевозможные государственные институты, включающие телевидение и рекламу, отрабатывали в дни празднований то, что им заказала власть. А Украинская Православная Церковь, получается, пережила своего рода информационную блокаду. Например, к празднованию 1020-летия Крещения Руси были приурочены благотворительные акции: вручение слепым специально изготовленных для них икон святого князя Владимира, факсимильное издание Пересопницкого Евангелия и перечисление средств на реставрацию его оригинала. Об этих богоугодных деяниях громко трубили СМИ, однако лишь некоторые из них сообщили о том, что силами именно нашей Церкви все это было организовано.
— Владыка, я лично, даже пользуясь журналистским удостоверением, не смог попасть на торжества — как на Софийской площади, так и на Владимирской горке — что уж говорить о простых верующих, тысячи которых не допустили и близко к юбилейным мероприятиям и праздничным богослужениям...
— Еще раз вернусь к некомпетентности политиков в вопросах церковной жизни. Если говорить о Софийской площади, то тут организаторы со стороны властей, очевидно, заботясь о создании массовки, добровольно-принудительно собрали представителей не только разных православных церквей Украины, но и, скажем, униатов. На Владимирской горке это выглядело еще более печально, так как многие действительно верующие люди не попали на богослужение, поскольку места были заняты теми же массовиками. Есть тут и еще одна проблема: ведь такими некомпетентными действиями у людей формируется негативное отношение к Церкви, и что самое страшное — у тех, которые еще не являются, как это сегодня принято говорить, практикующими христианами. В Церковь и на церковные торжества человек должен приходить по свободному волеизъявлению, а не по бумажному приглашению.
«Многие верующие сегодня боятся слова «автокефалия»
— Как Вы считаете, владыка, возможен ли был такой вариант, когда расчувствованный пышным приемом Вселенский Патриарх по просьбе гостеприимного хозяина торжества мог дать определенные гарантии того, что Константинополь возьмет под свою юрисдикцию Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата (УПЦКП) и Украинскую Автокефальную Православную Церковь (УАПЦ)? То есть, попросту говоря, легализует их в церковном смысле.
— Мы не исключали такой вариант развития событий. Хотя вероятность его была невелика: вряд ли Вселенский Патриарх признал бы автокефалию раскольнических церквей. Он прекрасно понимает, что образование в Украине новых юрисдикций Константинопольского Патриархата внесло бы еще больше недоразумений и конфликтов в церковную жизнь в нашем государстве. Относительно же тех видов, которые имел Президент на визит Константинопольского Патриарха, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использовать Церковь в политических целях и недальновидно, и опасно.
— Ваше Блаженство, Вы можете объяснить логику действий Патриарха Алексия, который перед юбилейными торжествами в Украине отговорил ряд Предстоятелей заграничных Церквей от поездки в Киев на празднование, а сам, тем не менее, приехал?
— Мы же знаем, что светская власть и раскольники из УПЦ КП и УАПЦ спекулировали на приезде Варфоломея І, пытаясь втянуть его в крупный церковный конфликт. Думаю, Патриарх Алексий ІІ, предвидя, что в эти интриги могут быть втянуты и Предстоятели других Церквей, рекомендовал им воздержаться от визита. Сам же Патриарх Алексий совершил поездку в рамках своей канонической территории. Это же его право и в какой-то мере долг навещать свою паству.
— Владыка, вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви (или, выражаясь мирским языком, полном суверенитете от Москвы) — как свеча на ветру: то возгорается, то затухает, то опять воспламеняется на протяжении всей независимости Украины. Не созрела ли, наконец, УПЦ для автокефального статуса?
— Во-первых, наша Церковь находится лишь в «евхаристическом подчинении» у Московской Патриархии. В административном (в том числе и финансовом) отношении — мы абсолютно независимы. Во-вторых же, автокефалия возможна только в том случае, когда к этому будет готов церковный народ во главе с духовенством, и большинство верующих поддержат автокефальный статус Церкви. Мы сегодня не наблюдаем единства мнений по этому вопросу, поэтому понимаем, что форсирование событий приведет лишь к усугублению расколов среди православных верующих. Кроме того, действиями раскольников (УПЦ КП и УАПЦ) на сегодняшний день скомпрометировано само понятие «автокефалия». Многие верующие боятся этого слова. Словом, в отношении автокефалии должна вестись очень мудрая и взвешенная политика.
— После отъезда из столицы Украины Патриарха Варфоломея в СМИ появились публикации (в том числе и высказывания политиков) о некотором противостоянии в Киеве между Константинопольским и Московским Патриархами. Не могли бы Вы растолковать суть этого противостояния?
— Я думаю, что рассуждать о таких вопросах нужно не в ключе политических категорий, а в ключе православного догматического и канонического учения о Церкви. Да, возможно, эмоции срабатывают, что сразу бросается в глаза. Но действовать нужно взвешенно, по уму. Последние встречи Патриархов Алексия и Варфоломея, которые состоялись в резиденции Предстоятеля УПЦ, показали, что они находятся все-таки на пути взаимопонимания, а не противостояния. Будем надеяться, что эти отношения будут развиваться по конструктивному пути.
«Вероисповедание должно быть над политическими интересами
тех или иных граждан»
— А с церковной точки зрения, правильным ли было то, что глава светской власти вместе со своей супругой постоянно, в том числе, во время Божественных литургий, находился рядом с Патриархом?
— Будем надеяться на то, что благодать Патриарших богослужений коснулась ума и сердца первого лица нашего государства. А относительно супруги президента, то, как известно, по вероисповеданию она принадлежит к Греко-Католической Церкви, которая подчина Римо-Католической. У нас нет евхаристического единства с римокатоликами, поэтому присутствовать на богослужении представители этих Церквей могут лишь отвлеченно, как наблюдатели. Будем считать, что таким присутствием супруга президента лишь выразила свое почтение Константинопольскому Патриарху.
— Владыка, ежегодно в России проходят так называемые Русские Народные Соборы, на которых председательствует Патриарх Алексий и в которых принимают участие такие политики, как Константин Затулин (объявленный персоной нон грата в Украине при Президентах Кучме и Ющенко). На этих соборах иногда принимаются решения, «рекомендуемые для исполнения» УПЦ, но которые, мягко говоря, идут вразрез с интересами независимой украинской державы. Что вы на это скажете?
— Дело в том, что вероисповедание должно быть над политическими интересами тех или иных граждан. И, как это ни парадоксально, чадами одной и той же Церкви могут быть разные по своим политическим убеждениям люди. Иногда это приводит к коллизиям, но в том-то и мудрость христиан, чтобы они смогли найти мирные пути решения спорных вопросов, не поступаясь при этом принципами духовной жизни. Политика — она ведь преходяща и изменчива, а вера вечная.
— В последнее время участились выступления («крестные ходы», пикеты и т.п.) разных православных общин против вступления Украины в НАТО. В связи с этим хотелось бы узнать: позиция «НАТО — прочь!» является официальной позицией УПЦ?
— Думаю, предыдущим своим высказыванием я ответил на ваш вопрос. Добавлю, что мнение отдельно взятых церковных общин не является официальной позицией УПЦ.
«...Там где касса, где деньги — там для священнослужителя, как и для любого человека, есть искушение златом»
— Чего греха таить — нынче «профессия» священника становится все более доходной. Иной раз видишь, как батюшка подъезжает к храму на автомобиле, который не то что простым прихожанам — не каждому бизнесмену по карману. Делает ли что-то руководство УПЦ для прекращения дальнейшей, как бы сказать, коммерциализации Церкви?
— Церковь вынуждена самостоятельно решать вопросы своего материального благосостояния — для своей богослужебной, миссионерской, образовательной и социальной деятельности. А там, где касса, где деньги — там для священнослужителя, как и для любого человека, есть искушение златом. Но все материальные дела Церкви должны осуществляться в рамках христианской совести и государственной законности, о чем достаточно говорится как на общих собраниях духовенства, так и в личных беседах. И соблюдение всего этого зависит уже лично от того или иного представителя Церкви. Мы ни в коем разе не должны злоупотреблять авторитетом Церкви, спекулировать на религиозных чувствах людей.
Что касается доходности «профессии» священника, то тут далеко не все однозначно. Большое количество священников у нас служит на приходах, достаток которых более чем скромен. Наоборот, для таковых на уровне епархий и благочиний изыскиваются средства для материальной поддержки. Опять-таки, Церковь ни у кого не требует денег. Пожертвования добровольны и также диктуются совестью верующих. Свечу или икону в храме верующий человек может купить по стоимости, соответствующей его материальному достатку.
— Мне известно, что в Киевскую митрополию обращаются люди с письменной просьбой разрешить им повторное венчание после расторжения брака — и их заявления удовлетворяются. А как же быть с истиной: «Что скреплено на небесах — то не разорвется на земле»?
— В Православной Церкви действительно существует практика повторного брака. Развод возможен лишь в том случае, когда люди совершенно не могут ужиться вместе, когда есть опасность, что они причинят друг другу зло. Церковное чинопоследование второго брака пронизано чувствами покаяния и уже не так торжественно, как первого. Разрешение на повторный брак дает архиерей, предварительно рассмотрев заявление и ознакомившись с причинами, которые в свое время привели к разводу. Таинство брака — оно ведь не гарантирует удачи в семейной жизни. В нем преподается лишь благодатная помощь, но этой помощью нужно еще и правильно воспользоваться.
— На последних выборах в Киевсовет баллотировался и наместник Киево-Печерской Лавры владыка Павел. А разве решение Собора о запрете духовенству принимать участие в выборах распространяется не на всех представителей духовенства УПЦ?
— Запрет духовенству на участие в выборах продиктован заботой о том, чтобы духовное лицо максимально уделяло внимание своей пастве, церковным делам. Однако в своей канонической практике Церковь иногда пользуется принципом икономии, то есть происходит допустимое отклонение от установленных церковных норм ради церковной пользы. На сегодняшний день архиепископу Павлу как наместнику Киево-Печерской Лавры так или иначе приходится часто решать и согласовывать на уровне городских властей финансовые и имущественные вопросы, к примеру, связанные с использованием помещений и земли, которые ранее принадлежали Церкви, но потом были отняты государством. Это входит в его обязанности как наместника монастыря. И ежели статус депутата Киевсовета поможет ему в решении насущных церковных вопросов — то исключение из общего правила можно сделать. Однако административные нагрузки владыки Павла не должны помешать несению его архипастырского служения.