Лествица духовная
«Алфавит духовный»
митрополита Киевского Исаии Копинского
Глава шестнадцатая
...Смиренно мысли, смиренно говори, смиренно мудрствуй, смиренно все делай, чтобы быть тебе на всех стезях твоих беспреткновенным. Откуда взялись память, плоть и душа? Кто сотворил их? И куда они опять пойдут? Но воззри на себя извне, и увидишь, что весь ты тление; вникни в себя и уразумей, что все в тебе суетно; без благодати Божией ты не что иное, как сухая трость, бесплодное древо, иссохшая трава на сожжение огня, обрубок дерева, поверженный на гноище, бочка греховная, всем скверным страстям преизобильное вместилище и исполненный всякого беззакония сосуд. Ничего ты сам в себе не имеешь доброго, ничего благоугодного, кроме греха и преступления... Насколько велик твой сан, настолько велико должно быть и смирение твоё; насколько велико почитание, настолько должно быть велико и уничижение себя в смирении... Будь смирен и благоразумен. Если что люди тебе приписывают, все то приписывай Богу. Ибо все от Него: Он все сотворил... Однако будь смирен не бездумно; смиренномудрствуй правильно, разумно... Что есть смирение? Смирение в том состоит, чтобы считать себя за ничто. И справедливо же считать себя за ничто, потому что и сотворён ты из ничего; справедливо и не думать о себе ничего, потому что сам от себя не имеешь ничего...
Глава семнадцатая
...Не уловляйся самомнением и высокомудрием, думая, что ты можешь сделать что-либо доброе от себя или сам собою. Без помощи Божией ничто хорошее не может происходить от тебя, кроме всего злого — всякого греха. Ибо ты зачат в беззаконии и во грехах родила тебя мать твоя (Пс. 50:7). Ничего не имеешь от себя, все от Господа. Как произошёл ты не от себя, так и иметь ничего хорошего не можешь от себя... Если и будешь иметь доброе намерение, не можешь без помощи Божией, сам собою, стать против греха и победить его. Ибо вследствие первобытного падения от самого рождения твоего ты подпал под иго и рабство греха и потому сам собою не можешь освободиться от него, если Господь не поможет тебе и не укрепит тебя. Впрочем, сам от себя и намерения доброго не можешь иметь, если Господь не возбудит его благодатью Своею... Как ты можешь сделать что-либо Богоугодное, когда намерения твои направляются не к единению с Богом и ты ничего не делаешь во славу Его? Если бы и было какое-либо мнимое добро, совершенное не в Боге, то оно не было бы добро, потому что сделано не с Богом и не во славу Его... Потому не считай себя великим, но знай, что ты ничто. Ибо считающий себя чем-либо обманывает себя, слеп душою, не просвещён в разуме и не ведает, куда идёт...
Глава восемнадцатая
...Не суди, если не хочешь быть осуждён. Если бы ты был весьма совершен, никак не суди другого. Если же будешь осуждать, повинен будешь тому же суду, как и согрешающий. Если ты сам целомудрен, но осуждаешь нецеломудренного, то ты равен творящему блуд... Человек, осуждающий других, есть лукавое зеркало, которое всех отражает в себе, а себя не видит; или как нечистая баня, которая всех обмывает, а сама собой представляет грязное болото... Итак, помни и ты свои согрешения, потому что, если и не хочешь, много согрешаешь и, что ненавидишь, то охотно творишь: волей-неволей ты в плену у греха, волей-неволей впадаешь в преступление... Если и своими очами увидишь явно согрешающего, не поноси его, не произноси на него суда по гордости твоей, дабы и самому тебе не подвергнуться тому же, ибо осуждающий в чём-либо другого непременно сам подвергнется тому же. Но милостиво покрой согрешение его, человеколюбиво преступление его, если можешь, исправь, а если же не можешь, то, осуждая себя, о нем промолчи. Довольно для тебя своего зла, не наблюдай грехов другого... Милостив и жалостлив будь к согрешающему. Если можешь, помоги ему восстать от греха — подай ему руку помощи; если же не можешь, хотя бы помолись о нем...
Глава девятнадцатая
...Берегись смеха, празднословия и кощунства, дабы собранное плачем не расточить, не удалиться от благодати Божией и душу твою пустой не сотворить... Смех — это признак детского нрава, сластолюбивого сердца, слабой и немужественной души... Молчание — это истинное начало очищения души. Ибо язык — неудержимое зло, исполнен яда смертоносного... Итак, блюди себя от смеха — да не постигнет тебя вечный плач. Берегись празднословия и кощунств, чтобы потом не раскаяться горько, когда по исходе души твоей увидишь нищету её, когда ничем не возможешь помочь себе. О, если бы ты познал! О, если бы увидел, что будет после сего!... Особенно берегись смеха по насыщении за трапезой, ибо тогда он обыкновенно с силою нападает. Если же и случится тебе когда-нибудь погрешить в этом, никогда не оставляй сего прегрешения без усердного раскаяния...
Глава двадцатая
...Кайся, человече, в своих согрешениях всякий день и плачь о них день и ночь. Кайся, не опуская без внимания и малейшего согрешения, ибо если не будешь обращать внимания на малые грехи, то вознерадишь потом и о великих... Во всю жизнь свою кайся, плачь и рыдай. Ибо ничего в веке этом не найдёшь достойного радости и веселия, — ничего не найдёшь достойного благоденствия, кроме плача и рыдания: самое твоё рождение в мире плачевно, и жизнь твоя проходит в воздыханиях, а конец твоей жизни — смерть, скорбь и горесть души...
Глава двадцать первая
...Всегда помни, человече, о смерти и изменении всех вещей — и никогда неразумно не привяжешься к настоящему... Прежде видимой смерти умирай невидимо для греха: умерщвляй плотские похоти разумом — да оживёшь духом для Господа; отрывай сердце твоё от земного пристрастия — да будешь вместилищем для Духа Святого... Смерть для добрых не есть зло, но освобождение от страстей... Не бойся ты смерти плоти, только всячески береги себя от греха и отлучения от Бога... Посмотри и увидишь, что везде суета, везде исчезновение. Нигде в мире нет постоянного наслаждения и покоя, кроме Самого Господа Бога...
Глава двадцать вторая
...Не ищи покоя и утешения в мире этом временном, ибо никогда не найдёшь их. Если и все искусство употребишь, не насладишься тишиною и прочным утешением в веке этом, потому что тленное и временное устроение его не может дать душе мира и покоя, если Сам Господь, благодатью Своею, не упокоит и не дарует ей мира... В мире этом нет истинного покоя и тишины ни в какой вещи, а есть только одно непрестанное смятение и великое томление души... Поэтому Единого Бога ищи, Единого Бога всем сердцем возлюби — да обретёшь вечный покой и тихое пристанище душе своей и сподобишься вечного наслаждения...
Глава двадцать третья
...Не будь связан сребролюбием, не будь скуп в подаянии требующим — да не обладает тобою неверие. Не бойся, что у тебя оскудеет что-либо в мире, когда будешь творить доброе... Не опасайся оскудения в чём-либо. Не имел ты прежде ничего, а теперь имеешь, а если ещё не имеешь, то будешь иметь. Ибо Создавший всё не оскудел и никогда не оскудеет. Верь этому крепко... Не гоняйся за многим и будь за малое благодарен... Не прилагай сердца твоего к настоящим вещам, ибо они скоро уйдут от тебя. Презирай всё дольнее, мимотекущее — да обогатишься горним...
Глава двадцать четвёртая
...Не завидуй, человече, никому, живущему в благополучии века сего, ибо всякая вещь в мире — трава и цвет полевой. Не завидуй ни богатому, ни славному, ни обилующему в земных сластях, но будь благоразумным подражателем процветающему в добродетелях... Не снедай себя завистью при виде других, более тебя почитаемых, прославляемых и богатеющих, ибо Бог в судьбах Своих знает, что делает: кому что дает. Он Сам лучше знает, кому что даровать... Поэтому перестань завидовать, оставь ненависть, чтобы не остаться тебе вне чертога Христова, ибо «завидующий судится как убийца», — сказал некто... Будь благодарен за свое положение, дарованное тебе от Бога. К чему ты призван, в чём устроен, в том и пребывай, о большем же завистливо не ревнуй...
Глава двадцать пятая
...Не гневайся ни на одного человека, хотя бы ты и весьма был кем-либо оскорблен... Берегись и ненапрасного гнева — да не помрачишь яростью своего душевного ока твоего... Нет в мире ни одной такой вещи, по поводу которой имел бы ты достаточную причину — до беспамятства — оскорбляться и раздражаться на кого-либо. Хоть бы ты и думал, что это весьма нужно и потребно, но не найдёшь, за что бы действительно нужно и потребно было на кого-либо гневаться, кроме только оскорбления славы Божией и презрения заповедей Его. За это нужно гневаться, но и то разумно, чтобы, исправляя других, не повредить самому себе... Но ты скажешь: он обидел меня, злословил меня, бесчестил меня пред всеми, злое мыслил, злое творил мне — великое зло сделал мне. Но кто обижен был больше Бога!? Кого злословили, бесчестили, хулили больше Бога!? Его били, заушали, на Него плевали, Его распяли, копьём пронзили ребра Его. Но Он не гневался и не памятозлобствовал, а, и умирая на кресте, молился за согрешающих...
Глава двадцать шестая
...Не скорби, человече, неразумно о вещах мимотекущих, ибо всё проходит, всё мимо идёт. Нет ни одной такой вещи, о которой стоило бы скорбеть безутешно... Господь призывает тебя к Себе не на скорбь и печаль, а на радость и веселие... Веселись о Господе, а не будь смущён. Не скорби сам и других неразумно не оскорбляй, но ко всякому будь кроток и долготерпелив... Не скорби, если что в мире делается не по желанию сердца твоего. Ибо не может всё делаться по мысли твоей, как ты хочешь, потому что не все твои хотения бывают добры и не всякие желания полезны... Очищая и отвлекая ум наш от земного, неразумного пристрастия, Господь как истинный Врач, врачуя душу нашу, часто отвергает наши желания и похотения. Часто обращает их в скорбь и горесть, чтобы мы искали у Господа Бога утешений бессмертных и вечных, которые никогда не отнимутся от нас... Потому, сколько претерпишь с благодарностью посылаемых тебе от Господа не желаемых скорбей, столько потом примешь от Него и утешения... Желая исцелить и очистить душу нашу от греха, Господь часто попускает здесь нам различные скорби и печали, дабы, очистившись, как золото в горниле, явились мы светлыми и чтобы, будучи утеснены здесь скорбями, мы всегда усердно прибегали к Нему, ища Его помощи...
Глава двадцать седьмая
...Праведные всегда находятся в скорби, а грешные в радости; добрые — в утеснении, а злые на просторе, ибо злые всегда гонят добрых, а не добрые злых. Лукавые — в обилии, а добросовестные в скудости. И не дивись этому... Все святые всю жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении. Ты ли один хочешь быть без всякого страдания и печали?... Однако святые хотя и многие беды и напасти претерпевали, не оскорблялись и не развращались — а ты и от малого чего-либо смущаешься, неразумно скорбишь и развращаешься!... Не скорби, если кто тебя чем-либо оскорбил, но лучше в покаянии и смирении молись Богу, ибо не напрасно Бог попустил это на тебя, а для твоего исправления и спасения. Не скорби, если и без причины от кого-нибудь терпишь что-либо, но сознавай себя заслуживающим того — терпи это с благодарностью, как некое лечение для души твоей... Не великое дело, если ты сотворишь кому-нибудь зло, но то великое дело, если ты Бога ради от кого-либо без вины претерпишь что-нибудь злое... Ибо когда мы много раз самолюбием и самоугождением помрачаемся, то скорбью и терпением проясняемся... Не избегай терпения и скорби, ибо посредством них ты приходишь в понимание истины, очищаешься от грехов...
Глава двадцать восьмая
...Мужественно претерпевай во временной этой жизни всякие скорби, посылаемые от Бога, чтобы тебе в будущем веке вечно о том радоваться. Ибо тот, кто не претерпевает здесь скорбей, не сподобится потом радостей... Нетерпеливый всегда как бы не в своем уме: если случится что-нибудь противное ему, несогласное с желанием его сердца, то он на всех набрасывается, на всех ропщет, всех обвиняет, кроме себя, себя же всячески оправдывает. А ты будь всегда пригвожден на кресте терпения, с радостью всё претерпевай... «Насколько ты, человече, злонравен, настолько и страдать не отрекайся, дабы этим злостраданием избавиться от злобы», — как говорит некто... Поэтому помни свои многие недостатки, никогда не отрекайся от лечения терпением, чтобы, увидев свое душевное здравие, потом весьма возрадоваться о целительной силе терпения и воздать благодарение Богу за то, что Он исцелил тебя... Если случится, что кто-нибудь причинит тебе печаль, то не его обвиняй в этом, но себя. Ибо не напрасно Бог попустил это на тебя, но для твоего исправления: ничего без Бога не бывает... Не оскорбляйся на оскорбляющего тебя, но лучше благодарно перетерпи. Ибо лучше быть оскорбляемым от кого-либо, нежели оскорбить кого-нибудь, лучше перенести бесчестие, нежели кого бесчестить, быть укоряемым, нежели укорять, обидимым, нежели обижать...
Глава двадцать девятая
...Будь, человек, горяч и усерден, всегда горя духом... Бодрствуй, трезвись, не расточай напрасно времени твоей жизни, данного тебе на исправление души твоей, на приобретение вечных благ. Наблюдай, чтобы ни один день не прошёл праздно. Ибо, если тщетно погубишь, другого потом иметь не будешь: если уже прошёл — прошёл, и уже потерянного времени возвратить назад не можешь... Не закапывай данного тебе таланта в землю лености и нечувствия, но старайся, трезвись, бодрствуй — непрестанно прилагай огонь к огню, теплоту к теплоте... Не бойся страдания твоего естества, потому что Он раздроблённое и рассыпанное опять исцелит и обновит. Не медли принести Ему всё существо своё, чтобы воспринять от Него сугубые почести. Не щади себя, но постражди Христа ради, как и Он пострадал тебя ради. Не видишь ли, что другие проводят жизнь свою в великих бедах: в великой нужде в мире этом, едят хлеб? Ни пищи довольной не имеют, не имеют чем прикрыть и наготу свою, платят тяжёлые подати, переносят многие скорби и напасти, однако же о себе заботятся и Бога не забывают. А ты, будучи от всего этого свободен, всем обеспеченным, нисколько не заботишься о душе своей, нисколько не стараешься угодить Богу, но ленишься и унываешь — нисколько не хочешь потрудиться на земле, в самом труде ищешь покоя, во тьме ищешь света, в смерти ищешь жизни. Но знай, что никогда сего не найдёшь здесь и никак не увидишь. Вечный покой в одном только Господе Боге...
Глава тридцатая
...Усердствуй, человече, усердствуй к Богу — день и ночь, — взывай днём и ночью, имей о себе непрестанное попечение: ныне ты имеешь время, ныне имеешь час, иного потом иметь не будешь, если бы и восхотел. Не теряй тщетно времени данного тебе на стяжание вечных благ, ибо время мало, а дел без числа...
Глава тридцать первая
...Приди, о человече, и посмотри. Приди и прославь Господа своего. Приди и воспой Господа своего. Приди, припади ко Господу и восплачь пред сотворившим тебя. Приди, припади и исповедайся Святому имени Его... Приди, алчущий и жаждущий, насыться Божественной пищей. Приди, омраченный, насладись присносущным светом. Приди, находящийся в узах, насладись свободою. Приди, смертный, прилепись к Бессмертному, да избавишься от смерти вечной и сподобишься жизни вечной. Приди, скорбный и печальный, насладись вечной радостью. Приди, унылый и окамененный, да распалишься, как огонь. Приди, нищий, да обогатишься вечным богатством. Приди, нагой, да облечёшься бессмертною славою и оденешься, как ризой, светом благодати Господней. Воспрянь, воспрянь, о человече, и отрезвись! Воспрянь и припади ко Господу Богу, сотворившему тебя. Возбуждай чувства свои и возжигай светильник сердца твоего, да не угаснет он у тебя и да не оставит тебя во тьме нечувствия...
Глава тридцать вторая
...Восклицай всегда и беспрестанно ко Господу Богу твоему всем сердцем твоим, да соединишься с Ним... Припади любовью ко Господу твоему; прилепись к Нему всем сердцем твоим; возлюби Его от всей души твоей и ничего не ставь выше любви Его. Ибо это есть для тебя жизнь вечная, чтобы ты познал Господа Бога твоего, и возлюбил Его всем сердце твоим, и прилепился к Нему всей душой твоей...
Глава тридцать третья
...Всё свое упование, всё сокровище, всё богатство свое имей в Боге; всю славу и наслаждение свое в Нем полагай... День и ночь к Богу всегда беспрестанно восклицай, день и ночь к Богу не переставай молиться, день и ночь Бога ищи, да обрящешь его... Теперь ты тяготишься и унываешь в творении Богоугодного дела потому, что не истинно любишь Господа твоего. Если бы ты истинно возлюбил Бога, то не ленился бы на славословие пресвятого имени Его, не унывал бы в деле Богоугодном... Он Сам один да будет тебе утешением и наслаждением твоим вечным, радостью же и веселием — пресвятая Его любовь, ибо лучше и драгоценней этого ничего не обретёшь ни на земле, ни на небе.
«Здесь тридцати трем главам окончание. Главы эти составлены по числу лет земной жизни Господа, чтобы кто-либо, прочитавший их, оставив младенческое мудрование, постарался придти в мужа совершенна и достигнуть меры возраста исполнения Христова (Еф. 4:13)», — заканчивает свое сочинение святитель Исаия.