«Господи, хорошо нам здесь быть»
20 лет возрождения Мгарской обители
Мгарский
Спасо-Преображенский монастырь |
В этом году исполняется 20 лет с того времени, когда на монастырскую гору, в селе Мгарь, в поруганную и разграбленную Преображенскую обитель вернулись монахи. Вернулись, чтобы засвидетельствовать истинность слов Спасителя о том, что врата ада не одолеют Церковь, что обещаниями светлого будущего и антирелигиозной пропагандой не вытравить из сознания людей веры отеческой, и на обломках святынь не построить счастливой жизни. Вернулись и для того, чтобы начать возрождение, в первую очередь храмов душ человеческих, опустошённых неверием, отчаявшихся в пустых надеждах, истосковавшимся по Горнему миру, а также поднять из руин когда-то славную обитель, вернуть на монастырскую гору Фаворское умиротворение и тихую радость молитвы.
Этому знаковому юбилею — 20-летию возрождения монашеской жизни в Спасо-Преображенском Мгарском мужском монастыре, посвящена эта статья. В её основу взяты материалы диссертации на соискание учёной степени доктора богословия, первого наместника возрождённой обители и её первого монаха со времени открытия — Высокопреосвященнейшего митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа.
Посещая Мгарский монастырь под Лубнами, с трудом представляешь себе, что 20 лет назад здесь была руина. На прибывших сюда, в далёком 1993 году, первых насельников обители пустыми глазницами смотрели выбитые окна монастырского собора, наводили ужас заросли акаций, и холодили кровь виды расстрелянных фресок с изображениями святых, которых так ненавидели строители светлого будущего.
Казалось бы, стоило развернуться и бежать отсюда, из этого разорённого и безнадёжного места, но нет, место ведь святое, пропитанное святостью молитвенных бдений множества иноков, их постническими подвигами, и даже орошённое мученической кровью. И тем более «наши люди» не бросают искалеченные святыни, которые им дороги как память. Именно память о прошлом своего народа, о своих предшественниках, о тех, кто нам оставил эти святыни для того, чтобы мы стали их хранителями и передали следующим поколениям, заставляет нас с благодарностью и усердием восстанавливать их. А Мгарский монастырь хранит почти 400-летнюю память своего бытия, памятую и своих основателей, и строителей, и жертвователей, и благоукрасителей, и скромных молитвенников, и ревностных подвижников, и святых мучеников, и конечно восстановителей.
Именно с краткого изложения истории славной обители хотелось бы начать свою работу.
Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X—XI вв. Как общежительный монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем того времени игуменом Исаией Копинским (впоследствии митрополит) в 1619 году на средства овдовевшей княгини Раины Вишневецкой, которая приходилась двоюродной сестрой святителю Петру Могиле. 18 января 1619 года она выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести вёрстах от города Лубны. Предание, о котором вспоминает Тарас Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы.
Святитель
Афанасий Лубенский |
В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов Самойловича и Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский).
От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев.
В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова.
Святитель
Иоасаф Белгородский |
С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко).
В 1785 году на месте, где любил уединяться святитель Афанасий, была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.
Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий.
Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление преподобного Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия. При монастыре существовала школа псаломщиков. Монастырь был центром духовного просвещения.
300-летний юбилей основания монастыря ознаменовался кровавой расправой большевиков над насельниками обители. В ночь на 6 (19 н. ст.) августа 1919 года, на престольный праздник Преображения Господня, по обвинению в оказании помощи белогвардейцам, большевики расстреляли 17 Мгарских монахов с настоятелем во главе. Похоронены были Мгарские новомученики рядом со скитской церковью. Над местом их захоронения, как и положено, возвышается православный крест.
Мгарские Священномученики
|
В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Так началось страшное и беспощадное уничтожение Мгарской святыни.
После разорения большевиками Мгарского монастыря истовая молитва в его ограде прекратилась на долгих семьдесят лет.
С 1925 года в монастыре располагалась резиденция Феофила (Булдовского), лидера поддерживаемого советской властью «лубенского раскола», участники которого называли себя «Братское объединение приходов Украинской православной автокефальной церкви» (более известны как «феофиловцы»). Уезжая из Лубен, Феофил (Булдовский) вывез в Харьков мощи святителя Афанасия, патриарха Цареградского. В начале 1930-х годов на территории Мгарского монастыря был создан патронат для детей «врагов народа», затем дом престарелых. С 1937 года здесь располагался дисциплинарный батальон, а с 1946 года находились склады боеприпасов, в частности в соборе хранились авиабомбы. (Известно, что монастырь привлёк внимание не только советской военной машины. Обитель в Мгаре рассматривалась как одно из мест расположения ставки Гитлера в силу его склонности к мистике). В 1984 году Министерством обороны монастырский комплекс был передан на баланс местных органов власти, а те, в свою очередь, отдали монастырь под пионерский лагерь, принадлежавший Лубенскому заводу счётных машин.
Преддверием возвращения монастыря Церкви стало знаковое событие. В конце 1980-х годов религиозной общине, в основном состоящей из жителей села Мгарь, был передан бывший Афанасиевский скитский храм Мгарского монастыря. Передача именно этого храма оказалась возможной благодаря его отдалённости от монастырской территории, где был пионерский лагерь, и располагались складские заводские помещения. Примерно до начала 80-х годов храм был закрыт, временами в скит привозили туристов, тогда ответственный из сельских жителей отпирал двери, экскурсовод показывал внутреннее помещение, проводил атеистическую беседу. Из воспоминаний, посещавших в то время скитский храм, следует, что внутри храм был в хорошем состоянии, сохранились фрески, но иконостаса и хоров не было. Однако с начала 80-х годов замок на дверях уже не висел, а фрески были изуродованы различными надписями.
Когда было принято решение о передаче храма религиозной общине, стараниями жителей села Мгарь при поддержке сельсовета и колхоза удалось в короткие сроки оборудовать храм для совершения богослужений.
В 1990 году был поднят вопрос о возвращении Церкви хотя бы части архитектурного ансамбля монастыря, в частности Преображенского собора и колокольни. В 1992 году архиепископ Полтавский и Кременчугский Феодосий осмотрел монастырские территорию и сооружения. Прихожане и жители города Лубны и близлежащих сел подготовили территорию монастыря к приезду Владыки. Тогда ещё многим не верилось, что здесь вновь затеплится монашеская жизнь, будут совершаться богослужения.