Об открытии школы при Лубенском Преображенском монастыре
Архиепископ Иоанн (Петин)
|
Правление Лубенского Преображенского монастыря, рапортом от 11 июня 1875 года за № 126, донесло Его Преосвященству[1], что в Лубенском монастыре поступают малолетние дети, большею частию сироты духовного звания, для обучения церковному пению и чтению и, проходя послушание на клиросе, с течением времени успевают на оном настолько, что удостоиваются получать псаломщицкие места в епархии; но о Законе Божием, Священной Истории и прочем учении православной веры они и понятия не имеют. Посему правление Лубенского монастыря весьма полезным находит, выписав предварительно потребное количество экземпляров краткого катехизиса с священной историею (начатки христианского учения), арифметики, этимологии русского языка, географии (общие сведения) и руководств по нотному пению, — обучать этим предметам их послушников в свободные 2 часа от Богослужения после братской трапезы...
Устраивая, таким образом, при Лубенском монастыре нечто вроде школы, Правление оного монастыря не желает придавать оной того значения и того официального характера, какие имеют народные школы, подлежащие ведению Министерства Народного Просвещения, а желало бы видеть в этом своем учреждении не более, как частную, домашнюю семейную школу; но не приводя сего в исполнение, Правление Лубенского монастыря испрашивает на сие Архипастырского Его Преосвященства разрешения и благословения.
Резолюция Его Преосвященства на рапорте том состоялась следующая: «Доброе и благорассудное предположение Бог да благословит привести в исполнение безотлагательно... В число учебных предметов в учреждаемой школе необходимо и полезно будет со временем ввести и историю Церкви вообще и Русской Церкви в особенности, а также и гражданскую историю России».
Во исполнение указа Полтавской Духовной Консистории... школа для послушников монастыря по получении учебников открыта 13-го числа ноября месяца 1875 года... Учащихся в настоящее время 19...
Из воспоминаний о преосвященном Полтавском Иеремии бывшего малолетнего певчего хора его
...13-го мая (год не обозначен — прим. ред.) Владыка[2] переехал в Лубенский монастырь. Многочисленная братия этого монастыря громогласно пела: «преполовившуюся празднику». Здесь опять Владыка поселился в покоях наместника; маленьких певчих поместил с собою; были у нас общий ход и общая галерея со стороны сада. Архиерейские покои предоставил певчим: залу — для занятий и общих спевок, гостиную — для заболевающих, далее поместил свою канцелярию. Ежедневно в саду Владыка экзаменовал являющихся священников и причетников. Каждодневно слушал в тёплой церкви раннюю обедню, которую и пели четыре больших певчих по очереди. Выходя из церкви с просфорой, Владыка садился в саду, спрашивал уроки певчих и хорошо отвечавшим давал просфору. Два раза Владыка поручал пишущему сие переписывать свои проповеди, произнесённые им в праздник Вознесения и в неделю всех святых в Лубенском монастыре. Во время троицких праздников Владыка с частию свиты ездил в Густынский монастырь, но скоро возвратился. Июня 24 служил литургию в церкви Лубенского духовного училища, и после чаю уехал в монастырь, оставив певчих обедать в училище; но в 3 часа прислал за ними верхового из монастыря. Августа 6-го, по случаю храмового праздника в Лубенском монастыре, было приглашено городское духовенство к служению и к обеду в монастырской трапезе; здесь же обедали певчие исполатчики. Тогда же Владыка назначил ещё одного стипендиата имени «Св. Афанасия», из учеников Лубенского духовного училища.
Епископ Иеремия (Соловьёв)
|
Живя через стену Владыки, нельзя было не знать домашней его жизни. Владыка вставал рано, кушал мало, остатки лучших блюд келейный приносил нам. Одевался Владыка в шерстяную коричневую рясу и такой же, несколько темнее, подрясник. Будничная одежда была штопаная, для чего здесь же жил монастырский портной. Тёплая ряса была меховая, но не лисья.
Общею забавою нашею в свободное время служила галка, которой мы надели серьги, и которая постоянно кричала. За шалости некоторых из нас наказывали розгами; те кричали, чтобы слышно было Владыке; но он как бы не обращал внимание.
В лесу на месте, где молился св. Афанасий, Владыка устроил каплицу, а к осени велел перенести иконостас, что на хорах в большой церкви, и устроил престол для служения ранней литургии. Преосвященный Нафанаил, поступивший после Иеремии, увидев эту постройку, велел разобрать её.
В конце сентября Преосвященный переехал в Переяслав... Пища для певчих здесь была скудная, сравнительно с Лубенским монастырём.
[1] Иоанн (Петин Алексей Алексеевич), архиепископ Полтавский и Переяславский (1862—1887)
[2] Иеремия (Соловьёв Иродион Иванович), епископ Полтавский и Переяславский (1849—1850)