Блаженнейший митрополит Владимир: «В родительском доме всегда теплилась лампада...»
Митрополит Владимир был возведен на древнюю Киевскую кафедру в мае 1992 года. За эти 16 лет украинскому обществу открылись многие дарования православного пастыря — богослова, публициста, поэта, философа. Но, пожалуй, прежде всего многомиллионная паства Украины почитает в митрополите Владимире его духовную одаренность, соприкосновенность к тайнам небесного мира, в котором особое место занимает Пресвятая Богородица. В этом выразилась особенность сознания украинского народа.
Выходец из крестьянской семьи на Хмельниччине, Виктор Сабодан (мирское имя владыки) с детских лет впитал в себя народную любовь к Заступнице Небесной, Чей образ отразился в сотнях изводов икон. За почти 50 лет церковного служения у митрополита Владимира собралась уникальная коллекция икон, раритетной церковной утвари, богатая библиотека. Сам митрополит вспоминал, как в студенчестве он с однокурсниками «охотился» за дореволюционной богословской литературой, часто пропадавшей в чердачной пыли старых одесских домов и время от времени появлявшейся на барахолке Привоза. Позднее владыке Владимиру иконы и книги дарили, и если бы все подаренное он оставлял у себя, потребовался бы, наверное, не один зал для их хранения.
Как правило, митрополит Владимир передавал иконы, книги, церковную, часто весьма дорогую с ювелирной точки зрения, утварь монастырям, храмам, церковным музеям (таковой имеется и при Московских духовных школах, где владыка, тогда архиепископ Владимир, 10 лет был ректором), а также церковным лицам или высокопоставленным государственным особам. Не все знают, например, что владыка много лет дружил с королевой Голландии Беатрикс, вел многолетнюю переписку с видными учеными и богословами Парижа, Женевы, Лондона, Нью-Йорка. Однажды мне довелось быть свидетелем, как известный художник преподнес митрополиту сразу с десяток своих картин. Вскоре владыка передал их в один из детских домов.
В 2005 году митрополит Владимир завещал на вечное хранение музею Киевской духовной академии свое уникальное собрание икон, книг и других церковных раритетов и многое уже туда передал.
— Ваше Блаженство, а какая икона была в Вашей жизни первой?
— Сколько помню себя, в родительском доме в селе Марковцы на Хмельниччине всегда теплилась лампадка в Божием углу. Мои родители Маркиан Арсеньевич и Феодосия Ивановна, впрочем, как и большинство из их поколения, были людьми верующими, сочетали веру в Бога с нелегким крестьянским трудом. И образа в крестьянских хатах никого не удивляли даже в годы атеистических гонений. Хотя были и такие, кто выбрасывал иконы на мусорник или жег на костре. В нашей семье каждый день начинался с короткой молитвы у образов Божиих, и мы, дети, видя, как молятся родители, и сами прибегали к молитве перед началом каждого дня. Особенно дорог для меня был наш семейный образ Богородицы, к которому, между прочим, я обратился в молитве перед выходом «в свет», в большую жизнь. Это была Тихвинская икона Божией Матери. Поступив в семинарию, затем в духовную академию, я стал священником, принял монашество и через некоторое время был призван к епископскому служению. Так вот, моя епископская хиротония состоялась как раз в день памяти чудотворного образа Тихвинской Божией Матери. Предание повествует, что икона эта явилась близ города Тихвина в Новгородских краях в XIV веке. А «пришел» этот образ из Царьграда.
— Удивительное предопределение. Но ведь в Церкви многие явления как бы выходят за пределы объяснимого… Юношей Вы приехали в Одессу — старинный портовый город, и он Вас встретил также какими-то духовными символами. Каковы были первые впечатления?
— Я приехал поступать в духовную семинарию. Выйдя с перрона, я увидел недалеко от вокзала серебристые купола. Вошел в храм, стал рассматривать его убранство, иконы. Особенно меня привлек образ Богородицы чудесного письма: глаза Пречистой так и проникали в душу. В это время ко мне подошла женщина и сказала: «Вижу, ты чего-то просишь у Бога. Будет тебе… Матерь Божия поможет». И вложила в мою ладонь маленький золотой образок Богородицы. Вот такие чудесные предзнаменования встретили меня перед вступлением на путь духовного образования.
— Ваше Блаженство, почему в Православной Церкви такое обилие икон Божией Матери, а также множество храмов во имя Ее?
— Еще при жизни Христа на земле Его Пречистая Матерь ходатайствовала перед Сыном о нуждающихся в защите и помощи людях. Вспомните первое евангельское чудо Христа в Кане Галилейской, когда по просьбе Матери Он для бедных людей на свадьбе претворил воду в вино. После крестной смерти Спасителя, Его славного воскресения и вознесения Матерь Божия оставалась с учениками-апостолами. А после Своего успения Она более других участвует в жизни Церкви земной и небесной. Не случайно Церковь именует Ее Покровительницей и Заступницей. И учит нас, что Божия Матерь облагодатствована более других людей. Она приняла в Себя воплощенного Бога и не сгорела от Божественного огня. Она — Купина Неопалимая, и в силу этого таинственно помогает нам, не опаляясь, принимать Божественный огонь, который Сын Ее пришел низвести на землю (см.: Лк 12: 49). Господь принял от Нее плоть человека, а теперь в таинстве евхаристии отдает Свою плоть, преображенную пламенем Своего Божества, нам. И кому, как не Матери Божией, содействовать нам, принимающим тело Христово.
— Принято считать, что Святая Русь была избрана Богородицей третьим, после Афона и Иверии, Своим уделом…
— Еще задолго до основания Киева апостол Андрей Первозванный, благословляя место нашего будущего святого града, предрек, что здесь воссияет благодать Божия. И храмы уже во времена равноапостольного князя Владимира часто созидались во имя Пресвятой Богородицы. Конечно, были храмы и во имя Спасителя, и во имя святителя Василия Великого, небесного покровителя Владимира, и во имя пророка Илии, но более всего храмов на просторах православной Украины воздвигнуто во имя Пресвятой Богородицы. Наши три величайшие святыни — Киево-Печерская, Почаевская, а теперь и Святогорская лавры — не случайно воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы.
— Почему Успения, скажем, а не Рождества?
— Потому что в успении Своем Богородица показала нам пример блаженной христианской кончины и то, что смерть не властна над душой. После Своего перехода в блаженную вечность Матерь Божия стала Ходатаицей за весь человеческий род.
— Ваше Блаженство, я сподобился побывать в Вашей домовой церкви, где Вы ежедневно совершаете свое молитвенное правило. Кроме удивительного по красоте Тихвинского образа Божией Матери, там есть и старинная Касперовская икона Богородицы, а также несколько древних Казанских икон. Ведь и они там не случайно?
— Я уже упоминал о своем прибытии в Одессу, где прошли мои первые годы духовного образования в семинарии, самые яркие и, наверное, важные по своему значению для моего дальнейшего служения Церкви. Ведь после окончания Ленинградской духовной академии, защиты кандидатской диссертации, рукоположения в диакона, священника, принятия монашества Господь снова направил меня в Одессу, но уже в качестве преподавателя семинарии. А после окончания аспирантуры при Московской духовной академии мне благословили нести послушание ректора Одесской семинарии. Так вот, тот золотой образок, который я получил юношей в привокзальном храме, был маленькой Казанской иконкой. И я расценил это как благословение. Ну, а древний чудотворный Касперовский образ Божией Матери находится в одесском кафедральном соборе. Это великая святыня юга Украины. И где бы я ни находился в своем дальнейшем служении — в Иерусалиме, Чернигове, Женеве, Москве, Ростове, — я всегда мысленно притекал в этот край, где мою жизнь согревала благодать, щедро изливающаяся через чудотворную Касперовскую икону.
— В древние чудотворные образы вложены глубокие смыслы. Но сейчас чаще всего к иконе относятся как к произведению искусства и только. Модно коллекционировать иконы. Я уже не говорю о том, что часто иконы становятся предметом торговли, бизнеса, причем не всегда чистоплотного.
— Но ведь не только иконы становятся предметами торговли или безжизненной экспозиции. У нас еще стоят древние храмы в тишине и мертвенности музейного духа, где не звучат молитвы и песнопения, где не происходит великое таинство евхаристии, ради которых, собственно, и строились эти святыни. Мало того, в Украине еще более 300 храмовых помещений, не считая других церковных строений, пребывают в ведомстве различных организаций, совершенно далеких от культуры, — военных, торговых, спортивных. Но это тема иной беседы.
— Ваше Блаженство, вопрос несколько личного характера. Доводилось читать в книге «Пастырь» о том, что ваша матушка Феодосия Ивановна, когда Вы уже закончили духовную академию и должны были стать священником, волнуясь о Вашем будущем, видела необычный сон…
— Да, это правда. Она рассказывала потом, что приснилось ей, будто стремится она к храму, который стоит на горе, и никак не может дойти, ноги будто отяжелели. Но все же дошла и увидела Саму Богородицу, лик Ее был скрыт под покровом, но мама знала, что это Матерь Божия. Склонилась мама у Ее ног и слезно спросила, будет ли ее сын священником. И услыхала тихий ответ и почувствовала прикосновение Ее ладони: «Уже батюшка. Утешься…»
— Действительно, сон пророческий! Разрешите в заключение задать еще один вопрос. Что такое вера?
— Верить можно во все что угодно. Но вера становится религией только тогда, когда сплетается с правилами жизни, оценкой поступков, мудростью поведения, взглядом, устремленным в будущее.