Истоки образования
Мгарского монастыря
Продолжая обзор истории Спасо-Преображенского монастыря, перейдем от периода дохристианского, крещения Руси и появления монашества на наших землях и первых поселенцев Мгарской монастырской горы, о чем мы писали в прошлом номере, к непосредственному времени основания обители в начале XVII века 390 лет назад.
Со времен крещения Руси великим князем Владимиром и прихода монашества на наши земли к началу XVII века, христианство крепко утвердилось на Русских землях, а монастыри, как сияющие звезды на ночном небе, покрыли всю Русскую землю от самых западных границ нынешней Украины до самых северных границ России, сонм преподобных отцов умилял, укреплял в вере и являлся примером высочайшей жизни по евангельским заповедям и христианского совершенства. Своими молитвами и предстательством, нетлением мощей преподобные отцы являлись свидетельством истинности православной веры, а монастыри явились важнейшей формой проповеди миру Христа, а само монашество как выражение полноты бытия во Христе.
Территория полтавского края, где располагается Мгарский монастырь, уже с 1054 года входит в состав ново созданной Переяславской кафедры Киевской митрополии, и на полтавских землях существует не один монастырь, более конкретные данные о которых к нам дошли уже с XV столетия. Один из самых древних мужских монастырей — был Гадячский Красногорский Николаевский мужской монастырь, основанный в 1442 году православными, которые убегали с Правобережья Украины от преследований католической церковью. Однако рассвет строительства монастырей на полтавской земле приходится на конец XVI — начало XVII века. Именно в это время возникают мужские монастыри: Свято-Троицкий Густынский, Прилуцкий (ныне существует как женский); Преображенский Скельский; Михайловский Сорочинский; Крестовоздвиженский Полтавский (ныне существует как женский); Успенский Нехворощанский; Преображенский Красногорский Золотоношский (ныне существует как женский); также известные нам некоторые скиты: Ризоположенский Деймановский; Онуфриевский Красногорский свято Архистратига Михаила. Женские монастыри: Преображенский (с 1887 Троицкий) Великобудищанский женский монастырь; Пивогорский Пустынно-Николаевский монастырь; Покровский Подгорский Ладинский; Покровский Полтавский (с 1721 Покровский Пушкаревский, а с 1762 Вознесенско-Пушкаревский). Именно в это время основывается и наш Мгарский Спасо-Преображенский мужской монастырь.
О причинах такого роста количества монастырей (мы привели только данные об известных нам монастырях на тот период, немного позже появятся еще девять монастырей) в полтавском крае и вообще религиозно-нравственном состоянии общества того времени мы не имеем возможности писать в этом номере, назовем только основные: рост образования населения на базе церковных школ и как следствие рассвет религиозного и национального самосознания, миграция православных с правобережной Украины от католического гнета. Добродетельная жизнь населения, многочисленные примеры исполнения евангельских заповедей в повседневной жизни и конечно Благодать Божия возрастили и воспитали многочисленных насельников монастырей и не только для Полтавского края, а страшные гонения и притеснения Православной веры побудило православных власть имущих воздвигать в своих владениях монастыри, как оплоты христианства.
В посульском крае и городе Лубны, близ которого находится Мгарский монастырь, такими людьми были представители старинного рода князей Корибутов-Вишневецких. Происходит этот род от Корибута — сына великого князя литовского Ольгерда Гедиминовича и тверской княжны Ульяны Александровны. Потомки одной из ветвей этого рода стали именоваться Вишневецкими, поскольку владели городком Вишневей на Волыни.
Богатство природы посульских земель привлекало внимание каневских мещан, которые приходили сюда охотиться, бортничать. Это их право поддерживалось польским королем, и не случайно в 1590 году Варшавский сейм право на владением Посульем утвердил за каневским и черкасским старостой Александром Вишневецким. В жалованной грамоте ему предоставлялось право закладывать в этих землях фольварки, замки, собирать из крестьян налоги. Из него и началась колонизация большой части Левобережья — «пустыни Сулы, за Черкассами лежащей…». Для того чтобы утвердиться в своих владениях, Вишневецкому необходимо было привлекать в пустынное Посулье людей, строить укрепление — «городки», для защиты от турок и татар. Естественный ландшафт края позволял это делать. Уже в 1591 году король Сигизмунд III дал Александру Вишневецкому разрешение на строительство замка в Лубнах, «над рекою Сулою лежащем». Для этого он избрал удобное место — гору рядом с остатками вала древнерусского городища X–XIII ст. Лубен. Построенную резиденцию он считал своей столицей и в честь себя назвал Александровым, или новые Лубны. Старыми Лубнами именовалась возрождаемая часть старого города, где жили мещане и ремесленники. При Вишневецком в 1591 году городу было предоставлено магдебургское право, которое давало возможность широкому развитию торговли, ремесел, город освобождался от управления и суда феодалов.
После смерти Александра Вишневецкого остался его сын Юрий, но он не проявил интереса к своему наследству, и Посулье перешло в собственность Михаилу — старосте Овручскому, меньшему брату Александра. При нем замок был укреплен 43 пушками-пищалями привезенными из Овруча.
Михаил Вишневецкий был женат на Раине Могилянке, двоюродной сестре Петра Могилы — известного украинского церковного и культурного деятеля, будущего митрополита Киевского и основателя Киево-Могилянской академии — первой высшей школы на Русси. Дети их были — Иеримия и Анна. По отзывам современников, Михаил и Раина были глубоко верующей и благочестивой четой, покровительствующей верующим и созидающим церкви и монастыри. Именно при особенном участии Раины и содействии ее мужа Михаила Вишневецкого ими были открыты Свято — Троицкий Густынский, близ города Прилуки, и Покровский Подгорский Ладинский монастыри.
В период прихода Вишневецких к управлению посульскими землями совсем недалеко, а именно: в городе Киеве около 1590–1595 гг. в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре принимает монашество с именем Исаия воспитанник школ Острожских и будущий митрополит Киевский Исаия Копинский. Принявши монашество, он скоро был поставлен «начальником ближних пещер Антониевых», где и жил раньше и после этого, по его собственным словам, неисходно 15 лет — до 1514 года. По промыслу Божиему в этом году Исаия Копинский должен был расстаться на время со своим «неисходным житием» в пещерах Антониевых, а его жизнь тесно переплетается с жизнью князей Вишневецких Михаилом и Раиной. По словам летописи Густынской, его побудили к этому следующие обстоятельства. В 1614 году братия «новозачатого» Густынского монастыря начали строить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
В это время игумен их Иоасаф «по мнозех трудах», начал ослабевать. Созвавши братию, он сказал им: «Я вижу, братия, что скоро наступит разлучение души моей с телом. Поэтому сердце мое исполнено скорби, чтобы вы не разошлись и место это святое не осталось бы в запустении по смерти моей. Скорблю, чтобы вы не остались без наставника и руководителя и умоляю вас: идите в Киев, в Лавру, там во святых пещерах вы найдете мужа благоговейного, по имени Исаия, он шестнадцать лет работает Господу во вседневных молитвах и посте; и с детства он оставил родителей своих и стал монахом. Его вы умолите, чтобы он был вам вместо меня отцом и подал вам руку помощи «ко всякому строению вашему и к созиданию святой обители сия». Братия, исполнив желание Иоасафа, написали письмо и скоро отправились в Киевскую Лавру к Исаии. Там они нашли его, вручили ему письмо и начали умолять его «быть им отцем и предстателем».
Исаия, прочитавши письмо, отвечал им: «Я живу в этой пещере неисходно 15 лет и нахожусь под властию архимандрита, — идемте к нему». По прошествии некоторого времени, архимандрит Киево-Печерской Лавры Елисей (Плетенецкий) отвечал им: «Мы повелели ему посетить вас там и устроить вам все». После праздника Успения Пресвятыя Богородицы Исаия Копинский, с благословения архимандрита Елисея, отправился в Густынь «до монастыря сего новозачатого». Скоро он туда прибыл и нашел еще в живых игумена Иоасафа. С братией он отправился по острову, везде осматривая его. Находя местность прекрасною и удобною во всех отношениях «для иноческого жития», Исаия начал высматривать место наиболее удобное для основания монастыря. В этом он медлил недолго и, воздавши благодарение Господу, начал строить теплую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы при трапезе, а также и другие монастырские здания.
Затем, помедливши немного, помолившись Господу Богу и посоветовавшись с братией, Исаия, вместе с игуменом Иоасафом, обратился с просьбой «к благородным панам» — Симеону Лыко, Иоанну Белькевичу, Симеону Свяцкому, Якубу Маркевичу и другим, прося их дать им «грамоты» к князю Михаилу Корибуту-Вишневецкому. По их просьбе им даны были «свидетельствованные и молебные хартии ко князю». С этими «грамотами» отцы скоро отправились на Волынь к князю и получили все, что просили, «понеже князь добродетелен бяше, княгиня же его Раина Могилянка зело благонарочита и благочестива бяше, вельми бо любяше слуги Христовы калугеры (монахов), и тогда вдашеся в духовенство отцу Исаии (сделал своим духовником), князь же заднепровских своих попов вручил во власть отцу Исаии и даде ему на сие хартию свою (письменный документ) и дати повеле князь абие отцем нашим привилея.»
Пришедше от князя Вишневецкого, братия Густынского монастыря отправилась в Лубны к князю Симеону Лыко, «имеша бо до него лист от великого князя Михаила Корибута, повелевающе ему, дабы и зде вся мирне устроил и ограничил место святое монастырь».
Так Исаия Копинский становится духовником князей Вишневецких и стал заведывать всеми приходскими православными церквами в их владениях, становится строителем двух монастырей: Свято-Троицкого Густынского, Подгорского Ладинского. В дальнейшем он епископ и митрополит Киевский, но деятельность Исаии как архиерея столкнулась с множеством препятствий, и он с 1637 года находится на покое и скончался в своих любимых Антониевых пещерах 5 октября 1640 года.
В 1618 году умирает князь Михаил Вишневецкий, и постановлением Люблянского трибунала «замок и место Лубны, со всему футорами, яко тоже и иншие замки и места», «со всемы тех мест и футоров подданых пожитками и повинностями» были переданы вдове Раине Могилянке и детям — Иеремии и Анне, к совершеннолетию которых роль опекунов выполняли Юрий и Константин Вишневецкие.
Как нам уже известно, монастырь под Лубнами собрались закладывать еще в 1614 году, но только в 1619 ровно 390 лет назад основывается Мгарский Спасо-Преображенский монастырь и в первое время напоминает больше скит Густынского монастыря, и только через несколько лет получает статус монастыря (мы предполагаем, что это произошло в 1623 году, т.к. именно эта дата фигурирует в Густынской), а в дальнейшем уже Густынский монастырь находится под управлением игумена Мгарского монастыря.
Мы не знаем, что заставило князей Вишневецких и их духовника Исаию Копинского медлить с открытием Мгарского монастыря до 1619 года. Предание гласит, что вдова Раина Вишневецкая, а мы предполагаем, что именно в 1619, наяву или во сне, Раине Вишневецкой является Ангел Господень и показывает ей райские обители, и в то время, как душа княгини возжелала вселиться в них, Ангел говорит, что если она хочет здесь пребывать, она должна основать монастырь на горе. Легенда умалчивает, что еще было сказано Ангелом княгине Раине и было ли что-то еще, однако Раина Вишневецкая спешит с выполнением этого повеления и сразу в 1619 году основывает Мгарский Спасо-Преображенский монастырь и закрепляет за ним различные владения, необходимые для становления и развития монастыря. В этом же 1619 княгиня Раина Могилянка скончалась в тридцатилетнем возрасте. Возможно, княгиня уже знала о своей скорой кончине, поэтому поспешила с основанием монастыря. С этого времени уже, вплоть до безбожных времен ХХ столетия, не угасала монашеская жизнь в обители.
Основная хроника развития Мгарского Спасо-Преображенского монастыря: 1619-монастырь открыла княгиня Вишневецкая; с 1621 — Исаия Копинский непосредственно на месте руководит созиданием обители; 1628 — епископ Исаия закладывает храм Преображения Господня; 1654 — на обратном пути из Москвы в Константинополь монастырь посещает Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий), мирно скончавшийся в этом же году в монастыре; 1657-1658 — практически полное разрушение во время восстания М. Барабаша; 1659 — монастырь сильно опустошен русским боярином Г.Г. Ромодановским; 1662 — осуществлен соборный чин канонизации святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца, день памяти установлен 2/15 мая; 1677 — сильный пожар в обители, сгорела деревянная Преображенская церковь; 1684 — закладка Преображенского собора, архитектор Иоанн Баптист, закладка новых келий и построек; 1685–1689 — сооружен иконостас для Преображенского собора резчиком Степаном Мутяницей; 1688 — закладка кирпичной брамы с деревянной церковью Архистратига Михаила, архитектор И. Баптист; 1689 — роспись и позолота иконостаса и надвратной церкви; 1690 — сооружена Михайловская церковь; 1691 — начало выполнения иконостаса в Михайловскую церковь; 1692 — полное окончание работ по строительству Преображенского Собора и его освящение митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским; 1695 — сгорела трапезная и церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, заложена новая кирпичная трапезная; 1701 — обрушение трапезной; 1728 — обрушение купола Преображенского собора; 1736 — сильный пожар, практически все постройки и иконостас Преображенского собора; 1737 — построен длинный одноэтажный северный корпус келий; 1737-1748 игуменом и первым архимандритом монастыря является будущий Белгородский светильник Иоасаф (Горленко); 1742 — выделение средств на восстановление монастыря Российской государыней; 1744 — основание Онуфриевской пустыни; 1754 — окончание восстановительных работ, в том числе и Преображенского собора, освященного Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким 28 августа; 1762-1765- выполнен новый иконостас Преображенского собора, мастером Сысоем Шалматовым; 1765 — новый пожар, собор уцелел; 1765 — закончены иконописные работы в Преображенском соборе; 1775 — пожар, сгорели 7 куполов Преображенского собора, иконостасы целые; 1784- строительство каменной ограды, восстановление собора; 1785 — начало строительства колокольни; 1786 — начало строительства настоятельских покоев с теплой Благовещенской церковью; 1789 — починка трапезы; 1802 — широкие работы по обновлению монастырских построек; 1807 — окончено строительство настоятельских покоев с теплой Благовещенской церковью; 1808 — строительство келий; 1817–1819 — ремонт колокольни и устроение серебряной раки для мощей Святителя Афанасия, мастер И.Р. Сербиновский; 1825 — построена пекарня; 1826–1838 — обновление иконостаса; 1840 — достроена деревянная часть дома настоятеля; 1840–1848 — достроена колокольня; 1845 — сооружен кирпичный амбар; 1846 — построен одноэтажный архиерейский дом; 1845 — построена келия садовника с теплицей; 2-я половина ХIХ века — построена 2-х этажная гостиница; конец ХIХ века — капитальный ремонт Благовещенской церкви; 1889–1891 — в скиту вместо часовни сооружена каменная однокупольная Афанасиевская церковь, территория монастыря ограждена каменным муром; 1913 — неизвестным художником, в честь 300-летия дома Романовых выполнены масляные росписи в Преображенском соборе; 1919 — расстрел братии монастыря; 1923 — монастырь ликвидирован; 1924 — передача мощей Святителя Афанасия в харьковский музей; 1941–1945 — открыт собор для проведения богослужений; 1945–1986 — на территории располагается военная часть; 1955–1972 — Научно-исследовательским и проектным сектором РСНРПМ, г. Киева выполнены комплексные научные изыскания и проект реставрации фасадов собора; 1963 — здание собора взято под охрану государства; 1986–1993 — на территории располагается пионерский лагерь; 1988 — автором проекта реставрации назначена Косенко Н.В.; 1990–1994 — на средства государства и монастыря выполнены проектные и реставрационные работы по многим сооружениям монастырского комплекса; 1990 — предварительное обследование Спасо-Преображенского собора; 1993 — открыт мужской Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, УПЦ настоятелем назначен игумен Филипп (Осадченко), с 1994 архимандрит; 2001 настоятель монастыря — Преосвященный епископ Филипп (с 2006 года архиепископ).
Из приведенной выше хроники мы видим, как и с каким колоссальным трудом, постом и молитвой созидалась Мгарская обитель, сколько раз она разрушалась, но терпение братии вновь и вновь подымало из пепла разрушенную обитель. Сколько смиренных иноков и благочестивых людей трудились над созиданием этой жемчужины полтавского края. И как не удивляться силе Божией, в немощи совершающейся, когда за малые уже 15 лет мы можем вновь увидеть обновленную обитель и только умиляться и благодарить милосердного Творца, еще и еще дарующего нам время на обращения из тины страстей и покаяние.