Истоки образования
Мгарского монастыря
В прошлых номерах нашего журнала мы познакомились с историей основания Мгарского Спасо-Преображенского монастыря 390 лет назад, в 1619 году, а также более ранних периодах, предшествующим этим событиям. Видим необходимым изложенные нами материалы по истории Мгарского монастыря дополнить описанием и историей возникновения современного монастырского архитектурного ансамбля, который является основной частью разоренного в годы лихолетий монастырского комплекса.
Начиная разговор об архитектуре Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, необходимо сказать, что строительство каждого из объектов комплекса приходится на разную эпоху церковной и политическо-административной жизни страны. Прошедшие 390 лет существования обители можно разбить на три периода, собственно: период господства польской шляхты, период существования в составе Российской империи, советский период. Сведения о жизни монастыря в эти периоды разнообразные, однако не имеют достаточной полноты для написания отдельной и широкой статьи о каждом из них в отдельности, и мы постараемся представить их наряду с описанием архитектуры монастыря, а также общего состояния монашеской и церковно-политической обстановки тех времен в этом и последующих номерах нашего журнала.
Начало XVII столетия характерно господством польской шляхты на Украине, но ее влияние на церковную и политическую жизнь страны распространялось неравномерно. Так, на Приднепровье, где господство шляхты было намного слабее, чем на западных землях и где было много свободного сельского и казацкого населения, которое не несло тяжелейших повинностей, продуктивные силы развиваются интенсивнее. Вырастают города Киев, Чернигов, Нежин, Переяславль, Полтава, Ромны, Лубны, Канев, Черкасы. Укрепляются связи между отдельными районами Украины, расширяется внешняя торговля, происходит процесс создания буржуазных отношений и национального рынка. И все эти явления экономической жизни имели великое значение для консолидации украинской народности, воспитанной под большим влиянием православной церкви, имевшей сильное религиозное самосознание и стремление к свету евангельских заповедей. Однако, несмотря на некоторую свободу, происходит плановое и с каждым годом более и более нарастающее политическое, экономическое, а ко времени основания Мгарского монастыря уже явное и церковное притеснение славянских народностей со стороны польско-литовских магнатов, чиновников, шляхты и католической церкви. После Брестской унии 1596 последовало уже неудержимое наступление католичества на западные, а в начале-середине XVII столетия — восточные земли Украины. На украинские города надвигалась шляхта, которая надеялась добиться себе имущества и богатства. Главную агитационную полонизацию повело католическое духовенство, которое начало сильную экспансию на восток, на украинское общество и православное духовенство. Передовыми силами в этой борьбе, не гнушавшимися и далеко не христианскими методами, были иезуиты — представители католического монашеского ордена, непосредственно подчиняющемуся папе Римскому.
Об этих временах, силах и методах, которые на востоке не переросли в такой размах, как на западе Украины, можно судить по всем известным событиям на правобережной Украине, которая находилась в очень печальном состоянии, когда ей приходилось много терпеть от религиозного фанатизма иезуитов и униатов. Архиепископ Черниговский Филарет в своей «Истории церкви» пишет: «Трудно вообразить все жестокости, какие в то время причиняли православным. Православных священников привязывали к столбам, били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, рубили саблями пальцы, ломали руки и ноги. Кто и затем еще оставался в живых, но не хотел унии, того выгоняли из домов. На монастыри днем делали нападения, грабили и жгли их, монахов терзали, как могли, часто убивая. Деревенских обывателей и мещан мучили бесчеловечными пытками, чтобы сделать униатами. Православный народ, как овец, гоняли в костел или в униацкую церковь. Во время самого чтения Евангелия входил в православный храм приказчик, бил народ плетью и гнал его, как скот из хлева. Многие претерпевали разорение домов, мучительные побои…».
Этой католической экспансии противостояли монастыри (Дубенский, а в дальнейшем Почаевский — на западе, Киевские и, несомненно, Мгарский Лубенский — на востоке) и так называемые церковные братства, которые организовывались при церквах и монастырях из религиозно-сознательных элементов общества.
В такое время, тяжелое для церкви и общества, будущий митрополит Исаия Копинский на выбранном для Мгарского монастыря месте вместе с ктиторами и благочестивыми людьми сотворил молитвы и моления, совершил водосвятие и приступил к созиданию святой обители Мгарской. Начинается очищение места от леса. После этого сам Исаия начинает рыть собственными руками пещеру, обтесывать и заготовлять лес для будущих монастырских построек. Известно, что в этих трудах ему помогала братия Густынского Свято-Троицкого монастыря (см. сентябрьский номер журнала), которые стали первыми насельниками Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Это были: иеромонах Феодосий, иеромонах Харлампий, монах Севастиан, эконом монах Афанасий, монах Серапион, монах Иезикииль, монах Доментиан, монах Иоиль: несомненно, в этих трудах братии помогало и местное христолюбивое население. Обстановка была скудная, во всем нужда. Из Густынской обители привезли все необходимые священные сосуды и книги для совершения богослужения, один плуг и волов, сыр, масло и пшеницу. Зимой первое время из Свято-Троицкой обители привозили пшеницу. Раина Вишневецкая передала для постройки также много леса, оставшегося еще с деревянного замка Вишневецких, на содержание монастыря и его развитие Раиной Вишневецкой были закреплены земли с размещенными на них хозяйствами.
В положенное время совершали самое главное делание монаха — богослужение, которое начиналось примерно в 2 часа ночи и продолжалось до утра, после службы малочисленная братия немного отдыхала и приступала к своим трудам на строительстве необходимых построек и обеспечению себя необходимым. Занимались земледелием, имели немного скота. Вечером совершали службу, после была трапеза и правило, за которым следовало свободное время для отдыха или келейной молитвы до утренней службы.
Через малое время после создания обители Исаия Копинский поставил наместников иеросхимонахов Василия и Филарета.
Сведений об монастырской архитектуре тех времен мы не имеем, смеем предположить, что часть братии первые несколько лет жили в пещере(ах) или постройках типа «землянок», а часть в деревянных срубах. Мы знаем из прошлых номеров, что первые монахи селились в пещерах, а сам Исаия Копинский, который был во всем образцом для горячо его любимой братии, первым делом в новой Мгарской обители начал копать пещеру, и в дальнейшем, сразу после основания Мгарского монастыря, удалился в Ладинский скит, где жил также в собственноручно выкопанной пещере.
Конечно, были хозяйственные постройки для хранения монастырского имущества, также была построена братская трапезная с теплой церковью в честь Благовещения, все постройки были выполнены из дерева. Трапезная и теплая церковь были закончены в 1629 году. Нам известно, что суточный круг богослужения в монастыре совершался сразу с момента основания обители, в том числе и Божественную литургию, а значит, должна была быть сразу построена небольшая деревянная церковь, которая вмещала около 50–100 человек. Достоверно известно, что Благовещенская церковь окончена в 1629, а в 1628 году преосвященный епископ Исаия Копинский закладывает большую деревянную церковь в честь Преображения Господня, которую и освятил через малое время после ее постройки. Нам остается только предполагать, какой была эта церковь, по свидетельству современников она была: «зело красна». Конечно, она была построена из дерева и вмещала более 500 человек. Известно, что церковь простояла до 1677 года, когда она сгорела от сильного пожара. В короткое время должны были быть построены деревянные монастырские стены, которые защитили монастырь в 30 годах XVII столетия от разграбления монахами-бернардинцами. Предположительно основная территория монастыря занимала площадь до пяти гектар.
В 1622 году, через три года после основания Мгарского монастыря, в самом городе Лубны появляется и начинает широкую деятельность католический монастырь ордена бернардинов: как мы знаем, этот орден — один из тех монашеских орденов католической церкви, которые занимаются именно пропагандистской деятельностью. С этого времени начинается исповеднический и миссионерский подвиг братии Мгарского монастыря по защите православия в полтавских землях. В самом городе Лубны возникает церковное братство при храме Святой Троицы. Полонизация оказывается все ощутимее, и край становится на пороге повстанческого движения и братоубийственных войн второй половины XVII столетия. Как пишет современник: «Попусти Бог в земле гнев Свой, си есть межъдособную рать. Восташа бо Ляхи на род российский, глаголемых козаков, и зельную брань творяху едны другим. Поистинне бо тогда исполняхуся евангельскии слова, глаголемыи: «Востанет брат на брата». Тако се и собыстся, нещадно бо резаху мечи своими благочестивых и невиных человек, а наипаче же вооружи ихъ сатана на инический род, глаголаша бо все, яко калугоры (монахи) исполняют козакомъ своимъ порохи. И яряхуся зело, и много пострадаша братия тоя обители, монастыря Мгарского…».
А так хотели монастырь уничтожить. В 1636 году игуменом Мгарского монастыря становится почтенный старец Калистрат, который сразу был оклеветан в помощи казакам и вместе с другими десятью монахами из монастырской братии приговорен к смерти. Были предоставлены ложные свидетели, и игумен с братию был приведен к польскому войску перед гетманом, где их начали обвинять и клеветать на них. «Блаженный же старец игумен, со теми десятию братиею, стояше на судищи, горестными сердцы до Бога в невинности своей возваша. Иабие услыша ихъ Господь и обрати болезненную их ложь на главу ихъ, и размесишася языцы их во неправду ихъ. И сице смотрением Божиим, невиности их ради, свобождены бяху от смерти молитвами Пречистыя Богородицы, Такожде и оставлшихъ братии во монастырю, и горькими слезами на небо до Бога о отци своемъ и о невинных братияхъ своихъ…». Тем временем готовилось разграбление монастыря, но Бог десницею Своею этого не допустил. Надеясь, что игумен с десятью монахами убит и что оставшаяся братия от страха разбежится, к монастырю «прийдоша рымстии законницы, си есть барнадины, зъ града Лубень со множеством народа и колесниц сия вся здания разграбити даже до основания усиловахуся…», но братия во главе с игуменом укрылась за монастырскими стенами и видя свое избавление от неминуемой смерти все упование возложили на Господа и Его Пречистую Матерь и Бог не посрамил своих рабов и деревянные монастырские стены стали не проходимы для всей этой толпы, надеющейся полностью уничтожить монастырь с его насельниками. А уже в 1648 году в ходе освободительной войны Максима Кривоноса не остается и следа от бернандинского монастыря в городе Лубны. Кроме того, сильная в своей немощи братия Мгарского монастыря в 1636 году значительно помогает практически до основания разрушенному Густынскому монастырю, также пострадавшему от нашествия бернандинцев (скорее всего был также их монастырь и в Прилуках). Игумен Калистрат, сотворив совет с братией, посылает в Густынский монастырь старца иеромонаха Ливерия, иеромонаха Евстафия и монаха Серапиона с послушниками и провизией в Густынь и тем самым Свято-Троицкая обитель была сохранена и существует по сей час.
Реакцией на сильнейший гнет украинского населения в XVII столетии становятся народные восстания по местам, которые перерастают в общенародные движения гайдамаков, освободительную войну и в конце столетия — уже в гражданскую. Именно в это время на защиту веры и Церкви становится украинское запорожское казачество, которое открыто выступает в борьбу за веру своих предков... В казаческих городах существуют и строятся церкви, часовни, скиты, есть монастырь. Особенно запорожцы делали большие денежные взносы на Киевский Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, под управлением которого существовала Сечевая церковь, жертвовали чаши, кресты, Евангелия, посылали в монастырь возы рыбы, соли, меха, вина, скот, коней и многое другое. Также казаки не оставляли без внимания и другие монастыри левобережной Украины, в том числе и наш Мгарский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который находится под особым покровом казаков. Даже сын славного гетмана Богдана Хмельницкого Юрий принимает в нем монашеский постриг с именем Гедеон, часть братии также из казаческих семей и бывшие казаки.
Поэтому не удивительно, что в 1684 году благочестивый гетман войска Запорожского обоих берегов Днепра Иоанн Самойлович приступил по просьбе Лубенского игумена Макария к закладке нового прекрасного собора Преображения Господня. Гетман не дожил до освящения собора, строительство иконостаса и роспись уже делали при содействии гетмана Мазепы.
В 1692 году на средства Запорожского войска, гетманов Самойловича и Мазепы был построен красавец-собор по проекту архитектора Иоанна Баптиста, автора Троицкого собора в Чернигове (1679 г.). Ему помогал Мартин Томашевский, а после смерти Иоанна Баптиста работу закончил мастер А.Пирятинский. Плотничьи работы выполнил «тесельский мастер» Д.Ворона. В росписи монастырских стен принимал участие известный украинский художник Иван Максимович. «Мурованая церковь всередине, в муру пятьдесят и семь локтей вдовжь, а вширь дванадцять и сенмь локтей, що чинитъ девятнадцять сажней вдовжь, а вширь дванадцять сажней и локоть. А высота церкви шестьдесят локтей и три, то есть сажней двадцать и един, кроме креста».
А вот что говорят об архитектуре собора и декоративном оснащении его фасадов К.В.Гладыш из общества охраны памятников истории культуры и Т.С.Мошникова, научный работник Лубенского краеведческого музея:
«При строительстве Преображенского собора монастыря были использованы принципы строительства типичной украинской крестовидной пятиэтажной церкви с хорами (верхами), поставленными накрест по осям нефа и трансепта. В основание плана был заложен тип древнерусского шестистолпового храма с тремя нефами, из которых средний широкий, развит трансептом, апсидой и центральным куполом». Преображенский собор выделяется новым приемом, который обогащает объемную композицию. Так, по краям западного фасада установлено две башни, которые выступают за поле стены и увенчаны высокими верхами. Широкий трансепт подчеркивается на северном и южном фасадах большими выступами, над которыми поставлены фронтоны. Баптист и Томашевский четко осуществляли классическую ордерную систему решения стен. По высоте стены поделены на два яруса и украшены плоскими и широко расставленными пилястрами, расположенными на рогах здания и пролетных стенах. Окна оформлены наличниками и сандриками. Профили карнизов и поясков измельчены большим количеством обломов. Вначале стены не имели украшений из лепнины, а богатая лепка на стенах собора сделана уже в первой половине XVIII столетия во время реконструкциии собора после пожара 1736 года.
Архитектура середины XVIII века отличается быстрым развитием орнамента, великолепно представленным в Преображенском соборе монастыря. Тематика орнамента очень разнообразна: здесь и местная флора, и сильно переделанные листья аканта, навесные украшения в виде рушников и прочее. Орнаментация стен усиливалась покраской в два тона (или цвета): белым выступающие части — карнизы, обрамление отворов, пояски, пилястры, орнамент, а ясно-голубым или зеленоватым — плоскость стен. Применялось золочение деталей.
Если архитекторы которые строили собор, нам известны, то авторы декоративного оформления его фасадов остались безымянными. Известно, что на строительстве собора работали ремесленники с близлежащих сел. Это их трудом и талантом создано удивительное барокковое оснащение фасадов собора. В порталах и окнах собора видим сочный, пышных форм растительный орнамент, ангелов. Растительный орнамент состоит из бессмертника, стилизованных цветов, листьев калины или дуба, виноградных гроздей (символа Евхаристии) и другого. Мастера образно воспроизвели окружающую их разнообразную лубенскую природу.
Все декоративное оснащение фасада воспринимается как одна величественная композиция. Мастера хорошо изобразили прожилки на листьях, завиточки на цветах, пушинки и прочие элементы растений. При этом было выбрано наилучшее положение, при котором смотрящий полностью видит растение. И возле любого портала или окна остановившийся человек все более и более притягивается и приглашается войти в храм Бога Живаго.
Необычно выделялись, в любое время суток, купола, покрашенные темно-синей краской с золотыми звездами.
Архитектурно-плановое решение Преображенского собора мгарского монастыря повторено при строительстве собора Полтавского Крестовоздвиженского монастыря в XVIII столетии. Эти два собора стали яркими образцами архитектуры времен украинского барокко, в котором объединены традиции древнерусского зодчества XI–XII веков и барокко-ренесансной архитектуры западной Европы.
Митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) сам освящал собор в мае 1692 года и с большим торжеством перенес в него нетленные мощи сидящего Святителя Афанасия, поставив их под аркой с правой стороны.
О других постройках, входящих в монастырский комплекс, мы постараемся написать в следующих номерах журнала, а также рассказать о жизни монастыря и братии уже во времена девятнадцатого столетия.