Вы здесь

Путешествие к святыням Псковской земли

6. Псково-Печерский монастырь. Дальние пещеры

Место упокоения Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Место упокоения Архимандрита
Иоанна (Крестьянкина)

В Святых пещерах ощущаешь такую благодать, что хочется возвращаться сюда снова и снова. Мне посчастливилось в течение месяца побывать в пещерах пять раз.

Последний раз я, отстав от группы, свернула по знакомому повороту к отцу Иоанну (Крестьянкину), чтобы попрощаться с ним.

Позднее, моя соседка по келье, Аня, рассказывала, что не заметила, как я отстала, потеряла меня и, испугавшись, обратилась к монаху, ведущему группу по пещере: «Оля отстала, она заблудится!» На что монах, улыбнувшись, ответил: «Ну что ж, здесь похоронено одиннадцать тысяч человек. Одним человеком больше, одним меньше…»

Это, конечно, шутка. Братия хорошо знают пещерный город, и никому не позволят заблудиться. Но заблудиться здесь действительно можно. Стоит отстать от группы. А если погаснет дрожащий от потока воздуха огонёк свечи, то всё вокруг погрузится в непроницаемую тьму.

И можно будет долго ходить по пещерам, держась руками за стены, передвигаясь на ощупь по пещерным улицам. А улиц здесь семь. Две — короткие, пять — длинные.

Они имеют названия и напоминают древние катакомбы первых христиан.

Есть улицы Главная, Братская и Малая Братская, улица Старцев или Кормчая. Есть улица Церковная, приводящая к храму в честь Воскресения Христова.

Стены, потолок, пол пещерных улиц — всё песчаное. Рассказывают, что приехавший сюда профессор — почвовед, войдя в пещеры, очень быстро выбежал из них. Он был взволнован и объяснял присутствующим, что они не понимают, насколько эти пещеры чудесны. А вот он, как профессор, хорошо понимает, что песчаный потолок просто не может не осыпаться. И больше он в пещеры не войдёт, это чудо для него слишком невероятно!

Погребения в пещерах производятся в погребальных нишах. В настоящее время здесь обретают место упокоения насельники монастыря, служившие Богу в священном сане.

Часть стен была обложена кирпичом в 19 веке.

Дотрагиваюсь руками до стен, чувствую не песок, камень. Подношу свечу ближе — это керамиды — надгробные плиты. Каждая из них является свидетельством о почившем и памятником древнерусского искусства.

Керамиды — надгробия — каменные или керамические (глиняные). Изображения на них рельефны, часть покрыта глазурями, есть орнаменты. Встречаются разноцветные керамиды. Самое раннее керамическое надгробие датировано 1530 годом.

Надгробная плита отца Иоанна
Надгробная плита отца Иоанна

Несмотря на огромное количество погребенных — заглянув в ниши, можно увидеть гробы — запаха тления нет. По этому поводу, монах, проводивший экскурсию, рассказал нам о посещении пещер Никитой Хрущёвым. О том, как спрашивал он иноков, почему здесь отсутствует запах тления. Один из монахов задал ему встречный вопрос: «Вас сопровождает много людей, скажите, исходит ли от них какой-то запах?» Хрущёв возмутился: «Какой ещё может быть запах от них? Это моя свита!» «А здесь лежит свита Царя Небесного», — ответил Печерский монах.

Да, здесь лежит свита Царя Небесного — думаю я, дотрагиваясь до надгробий. Архимандрит Афиноген (в схиме Агапит), архимандрит Алипий (Воронов), схиархимандрит Александр (Васильев), архимандрит Досифей (Сороченков), иеросхимонах Симеон (Желнин), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — когда я читала в Печерских листках об этих людях — слёзы текли по моим щекам.

Я чувствовала скорбь и радость одновременно. Скорбь, потому что не довелось увидеть этих светильников Божиих. Радость, потому что посчастливилось побывать и помолиться на месте их упокоения. И осознать — у Бога все живы!

Иеросхимонах Симеон (Желнин) (1869–1960) — известный подвижник и молитвенник, имел от Бога дары прозорливости и благодатной молитвы. Был причислен к лику святых в 2003 году. Этот светильник Божий сиял в монастыре более 60 лет. «Яко древний подвижник преподобием украсивыйся» — поётся о нём в тропаре.

Во время войны немцы потребовали эвакуировать всех насельников монастыря в Германию. Предполагалось вывезти монахов, а монастырь взорвать. Старец Симеон возглавил молитву иноков о родной обители. Горячая молитва длилась всю ночь. И эта молитва оказалась сильнее планов захватчиков.

После войны, во времена гонений богоборческой власти, у монастыря были отобраны плодородные земли — посевы и огороды, а взамен их выделены земли за монастырём.
На этих новых землях посевы не дали всходов. В Печерском листке рассказывается, как старец Симеон, знавший об этом в духе, тайным образом ходил на те земли и молился. По его молитвам, Господь послал всходы и обильный урожай.

После канонизации мощи старца перенесены в Сретенский храм монастыря. А на его месте сейчас покоится мой любимый старец, отец Иоанн (Крестьянкин).

У гроба отца Иоанна всегда живые цветы
У гроба отца Иоанна всегда живые цветы

Архимандрит Иоанн Крестьянкин прожил долгую жизнь. И всю её посвятил, как истинный пастырь, своим пасомым. У места его упокоения всегда огромные и прекрасные букеты живых цветов. И сколько раз я не приходила к его гробу, цветы всегда были свежими.

Сердце его было бесконечно любящим и милостивым. Эта та любовь, которую можно стяжать только по благодати, любовь, которая «душу полагает за други своя».

Позднее, я побывала в его келье, посидела на диванчике, где сидел батюшка, познакомилась с его келейницей Смирновой Татьяной Сергеевной. Мне запомнились её слова про отца Иоанна.

Зная, что перед ней старец, она, тем не менее, не могла поверить сначала в его любовь к людям. Эта любовь была так велика и всеобъемлюща, что смущённая келейница думала: «Невозможно так сильно любить людей. Может быть, батюшка лицедействует?»

Она рассказывала мне об этом с улыбкой — искушение отошло — и она увидела: да, это настоящая любовь. Просто мы без благодати Божией так любить не умеем. Это Божий дар.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…Любовь никогда не перестаёт…» О прозорливости батюшки, о его дарах можно рассказывать долго.

Я провела у его гроба целый час. И не заметила этого времени. Мне казалось, что я беседую с живым человеком. Протянув руку в нишу, можно дотронуться до гроба батюшки.

Когда Татьяна Сергеевна благословила мне книги про отца Иоанна,  его фотографии и даже шоколадку, у меня было чувство, что я приняла эти подарки из рук самого батюшки.

Архимандрит Афиноген (в схиме Агапит) (1881–1979) принадлежал к истинному цвету Псково-Печерского старчества. О нём рассказывается в Печерском листке, как о простосердечном и любвеобильном монахе, обладавшем особой силой молитвы.

Кроткий и тихий, в самые тяжёлые годы жизни, в лагерях и ссылках, он полагался на волю Божию и укреплялся молитвой. Он был братским духовником, отчитывал бесноватых, сподобился высоких духовных даров и прозорливости.

Уже приближаясь к столетнему рубежу, старец легко поднимался по крутой лестнице Михайловского собора, каждый день гулял по монастырскому саду на Святой Горке, творя Иисусову молитву.

У него был удивительный слезный дар, он мог плакать целый день от умиления перед любовью Божией к «лежащему во зле миру», от скорби за собственные грехи и даже оплакивая грехи всего человечества.

Архимандрит Алипий (Воронов) (1914–1975) — выдающийся наместник монастыря. Участник Великой Отечественной войны. С 1942 года воевал в действующей армии, прошёл весь фронт до Берлина, был удостоен медалей и ордена. Постриг принял после войны в Троице-Сергиевой Лавре, а с 1959 года был наместником Псково-Печерского монастыря.

Это был пастырь с исповеднической стойкостью и силой духа. В Печерском листке рассказывается, как он, во времена гонений, сжёг бумагу о закрытии монастыря прямо на глазах у посланцев богоборческой власти. 

Отец Алипий сказал им: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою». И монастырь не был закрыт!

А когда пришли отбирать ключи от пещер, архимандрит Алипий скомандовал келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие обратились в бегство.

Хорошо известна история о том, как запретили служить панихиды в пещерах. Но отец Алипий запретившим отвечал, что указ их написан под давлением, из-за слабости духа. А «я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом». И служение панихид так и не прервалось. Оно продолжается и сейчас. И мне посчастливилось присутствовать на этих панихидах.

В один из самых сложных периодов для монастырей и всей церкви, когда Хрущёв в интервью заявил, что скоро покажет по телевизору последнего попа, архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие обитель. Восстанавливал и реставрировал монастырь, поддерживал иконописные традиции обители. Сам писал иконы.

Сила духа его была такова, что, если на молитве и проповеди у него появлялись воздыхания и слёзы, то плакали все молящиеся вместе с ним.

Схиархимандрит Александр (Васильев) (1927–1998). Его судьба — яркий пример того, как хранит Господь своих избранников. Во время фашистской оккупации угоняли молодёжь на работу в Германию И не взяли его одного, освободив от всякой работы вообще. И только на нём одном из всех был нательный крест. Господь хранил будущего монаха. Отец Александр по поручению стариц хранил святыни Дивеевского монастыря в течение 35 лет. И передал их в Дивеево в 1992 году, когда монастырь стал действующим.

Он был братским духовником. А также любил всё делать своими руками. Садился за руль трактора, работал на уборке овощей. На пасеке. Когда в день его 70-летия наместник монастыря, архимандрит Тихон, спросил у него: «Батюшка, какой день в вашей жизни был самым счастливым?» — отец Александр ответил: «День, когда я служу Божественную Литургию».

Архимандрит Досифей (Сороченков) (1928–1998) в братство монастыря был принят в 1957 году, а с 1966 по 1982 год, то есть, 16 лет, жил на Афоне, в Русском Свято- Пантелеимоновом монастыре.

Вернувшись со Святой Горы, отец Досифей являл братии пример подвижничества. Его главным деланием была молитва. Там, где у всех в келиях была прихожая, у него стояли кровать и шкаф для одежды. А всё оставшееся место было предназначено для молитвы — посередине аналой, кругом иконы.

До последнего дня, превозмогая сильную боль в ногах, он шёл на Богослужение. Иногда такая дорога занимала до двух часов!

Когда я прочитала об этом, мне хотелось плакать. Я вспомнила, как для меня причиной не ходить на службу, была небольшая простуда или лёгкое недомогание.

Вот такие старцы лежат в Дальних Пещерах. А сколько здесь неизвестных монахов, строителей монастыря, молитвенников, защитников обители! Отцы Псково — Печерские, молите Бога о нас!