К вопросу Православия
в дошкольном воспитании
«Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18, 16)
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. А размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в СМИ, разрушение семейного уклада нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка. Нас также не могут не настораживать широкая деятельность чуждых тоталитарных сект и оккультистов в нашей стране, направленная на подрыв духовных ценностей нации и попытки подменить нашу традиционную духовность и культуру псевдодуховностью и антикультурой.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.
Поэтому и цель современного воспитательного процесса определена сегодня как формирование интеллектуально развитой, духовно и морально зрелой личности. Опыт такого воспитания уже давно существуют, в том числе, и в религиозных наставлениях Православной Церкви.
Сегодня есть возможность сотрудничества образовательной системы Украины и Церкви в рамках действующего законодательства. Так, в 2005 г. подписан Указ Президента Украины о развитии духовности украинского общества (№ 1647), в июле 2008г. при Министерстве образования был создан общественный совет по вопросам сотрудничества с Церквями и религиозными организациями. В марте 2008 г. на базе Киевского городского дома учителя проходила Всеукраинская научно-практическая конференция «Педагогика духовности: православные традиции и современное образование», что свидетельствует о готовности образовательной системы к более тесному сотрудничеству по вопросам воспитания молодежи с Православной Церковью.
Однако, как это осуществить на практике, в условиях, когда педагоги не готовы донести детям элементарные основы христианских ценностей и подчас сами заражены болезнями нашего общества, когда в семье разрушен традиционный православный уклад, да и многие родители настороженно относятся даже к обсуждению этой темы, так как в последние годы было столько лживых образов и идеалов воспринято, а потом отвергнуто, что привело к нравственному кризису в стране. Но процесс воспитания детей нельзя отложить «на потом», детская душа не получив лучших образцов, впитает, то, что ее окружает и не всегда самое лучшее.
А выход один — учиться вместе. И педагогам, и детям, и родителям. Конечно, взрослым нужно быть впереди, чтобы повести за собой ребят. Но и страшно без проводника отправляться в такой путь. Ибо как известно «благими намерениями устелена дорога в ад». Не заблудимся ли мы? Не собьемся ли с пути истины, если самоуверенно пойдем по нему сами?
Не страшно ли взять на себя такую ношу? Ведь это так ответственно перед Богом и людьми! Кроме того, духовное воспитание — это процесс медленный и непростой, его нельзя исчислить суммой богословских знаний. А результатом может считаться только особое устроение души человека, обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека.
Возможно, что и результаты своего труда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности были здоровыми и засевались с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка.
Говоря о личности воспитателя хочется привести высказывание А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего, и больше всего — люди». А православным воспитанием должны заниматься люди с Христом в сердце и горячей верой. Возможно в каком-то образовательном учреждении и есть такой человек. Но вот в большинстве д\садов и школ таких людей нет, либо они нуждаются в обязательном попечении наставника и руководителя — православного священника.
В то же время и необдуманный, всеобщий охват детей, без выяснения отношения родителей к общению ребенка с православным священником, их религиозных взглядов обязательно заведет такую организацию духовного возрождения в конфликтный тупик. Ведь, вспомните, в Евангелии сказано, «не приведите», «не притащите, чего бы это не стоило», а «ПУСТИТЕ детей приходить ко Мне». Бог создал нас свободными, и мы должны уважать выбор семьи ребенка и его самого.
Поэтому сегодня духовное воспитание детей возможно организовать по таким направлениям:
- духовное воспитание в семье;
- ознакомление детей с традициями празднования государственных религиозных праздников — Рождество и Пасха;
- факультативный курс или кружковая работа по изучению основ Православия (по желанию родителей).
Несколько лет назад в д\саду «Ягодка» города Краснодона, попросили родителей ответить на вопросы об отношении их к Православию, введению в курс школы факультативного предмета «Основы православной культуры» и получили результат:
Из 70 анкетируемых семей:
94% назвали себя православными;
75% положительно относятся к введению курса «Основы православной культуры»;
89% родителей выразили желание, чтобы их ребенок стал участником встречи с православным священником.
Это еще раз убедило нас в том, что родители понимают важность и актуальность затронутой проблемы.
Конечно, начиная такое важное и ответственное дело, как формирование духовности наших детей, после стольких лет безбожия и равнодушия к данной теме, мы оглядываемся на систему духовного воспитания в Православии до революции 1917 года в нашей стране.
И важно не идеализировать все, что было тогда, а взять лучшее, не повторяя ошибок прошлого. К которым, несомненно, относятся формальное усвоение богословских норм и Евангельских истин на уроках Закона Божьего в учебных заведениях и обязательность их посещения.
В тоже время, тогда не существовало такой организованной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, и во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребенку азы Православия и молилась за ребенка и его родителей, которым казалось, что все в их жизни совершается само собой. Как многие семьи почувствовали отсутствие этого молитвенного щита после ухода в Вечность этих домашних молитвенников и воспитателей. Да вот только многие ли осознали и связали наличие духовных проблем и несчастий в семье именно после отсутствия молитв бабушек. Давайте не будем заблуждаться в том, что многие из тех , кто сегодня в 40–50 лет переступил порог Церкви пришли туда именно потому, что над их колыбелью в далеком детстве тихо читали молитву.
Вернуться к такому укладу сегодня практически невозможно, просто современная бабушка не может передать ребенку Православную веру, так как сама родилась и выросла в безбожную эпоху, да и сама семья, как малая Церковь, как образец Христианского отношения супругов и целомудренной жизни попросту отсутствует. Так где же нашему малышу получить те образцы духовности, православной культуры и традиции, если их нет в современной семье?
Многие молодые родители желают приобщить малыша к истокам нашей православной традиции и культуры, но только не знают, как это сделать. Вот этому и могут помочь ознакомление детей с традициями празднования государственных религиозных праздников, а также факультативный курс ознакомления с основами православной культуры (по желанию родителей) на занятия которого мы можем пригласить священника Православного Храма.
В д\саду «Ягодка» уже есть опыт проведения праздников с участием православного священника: освящение яблок на празднике Преображения Господня, знакомство с житием Иоанна Крестителя в День Рождества Иоанна Предтечи (в противовес пропаганде в этот день языческого праздника Ивана Купала), ознакомление с историей праздника Святой Троицы, Рождества, Пасхи.
Первые шаги духовного воспитания дошкольников — это радость приобщения к православным традициям нашего народа. У нас есть случаи, когда восторженный рассказ и праздничное настроение православного праздника, дети передавали и своим родителям дома, что вызвало желание всей семьи зайти в Церковь, поставить свечу за здоровье своих близких. А наши выпускники-первоклассники порой единственные в классе могут рассказать о праздновании Рождества или Дня Святителя Николая.
Да и на встречах со священником обычные шалуны и непоседы, неожиданно для педагогов, вели себя спокойно и с интересом слушали батюшку. Для многих детей и само ожидание, подготовка к празднику, было очень радостным и интересным. Ребята просили родителей выбрать самое красивое яблоко, ведь завтра будет Яблочный Спас, разукрашивали вифлеемскую звезду к празднику Рождества, разучивали роли к театральной постановке к Пасхе.
Уже сложилась традиция празднования Дня Святителя Николая в нашем д\саду, когда малыши находят подарки под подушкой, а ведь Св. Николай приходит только к послушным и хорошим детям в этот день (а именно такие и были все наши ребята).
На Рождество мы обязательно показываем миниатюрный кукольный театр «Вертеп» и рассказываем детям «Рождественскую историю», а на Пасху — веселый, добрый кукольный спектакль «Пасхальный колобок» с обязательным угощением ребят куличом и крашенным яйцом.
Наши ребята ходили на экскурсию в Храм Святителя Николая ( только те, кому разрешили родители), приветствовали Крестный ход, который проходил рядом с нашим учреждением. А ведь сколько вопросов возникло у ребят! И как правильно вести себя в Храме и что за необычный звон колоколов на Крестном ходу?
Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность — в памяти на всю жизнь остается сияние огоньков на Рождество, ванильный вкус куличей на Пасху, запах зеленой травы на Троицу, радость от подарков под подушкой. Педагоги рассказывают ребятам, что именно так, тайно давал подарки и Святитель Николай, а старшие ребята и сами раскладывали подарки под подушки детям средней и младшей группы. Да как старались не шуметь, чтобы малыши не догадались, что сегодня «помощниками» Св. Николая были дети старшей группы. Особенно нас порадовало то, что увидев много конфет, малыши хотели поделиться с мамой, бабушкой, сестричкой и братом.
Оценим же нашу деятельность только тогда, когда праздник нашел отклик в душе у малыша, когда появилось у ребенка желание помочь кому-то, поделиться радостью и своими подарками или стать послушным и хорошим.
Важным считаем и участие детей в Днях Милосердия к Рождественским праздникам. Ребята вместе с родителями упаковывали подарки для детей-сирот. Наша роль здесь была больше организующая и те семьи, которые откликнулись, несомненно зародят в душах своих детей милосердие и сочувствие, которого так порой не хватает в современной семье и мире.
Очень часто мы соблюдаем внешнюю сторону праздника, развлекаемся, поем песни, читаем стихи, раздаем подарки, забывая о сущности празднования, его основе. Да зачастую взрослые и сами не знают истоков праздника и поэтому не могут донести его детям.
Это особенно актуально в нашем крае — на Донбассе, т.к. население наших городов формировалось в годы атеизма и молодые люди, уехав из родного села со временем утрачивали национальные традиции и культуру празднования Пасхи и Рождества.
Сегодня наша наука признала существование у человека не только тела, души, но и духа. Мы говорим о физическом и духовном здоровье ребят, а ведь оно начинает формируется задолго до рождения ребенка. Педагоги и психологи говорят о важности перинатального периода жизни ребенка в утробе матери, что согласуется с истинными и вечными догматами Православного вероучения. Так Старец Паисий Святогорец говорит, что «Воспитание ребенка начинается с беременности…если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается». ( А много ли у нас таких младенцев? Скорее всего нет, поэтому современный ребенок попадает к нам в детский сад , как правило, во многом уже не здоровым духовно.) «Сегодня и взрослые и дети в миру живут, как в сумасшедшем доме, и поэтому требуется много терпения и много молитвы…Несчастные дети открыты всем (злым) ветрам…». «Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать их духовному возрождению. То, что родители не в силах сделать для своих детей сами, им следует впоследствии возложить на учителей… Однако, кроме телесных отцов, есть и отцы духовные. Духовные отцы трудятся над духовным возрождением людей и содействуют воспитанию детей более действенно».
Опубликовано: 09/07/2009