Кто к Богу ревностью горел...
Прп. Варсонофий Оптинский
Оптинское старчество — уникальное явление в православии. Его столпы — Лев, Макарий, Моисей и Антоний. Им наследовали Амвросий Оптинский и Анатолий-старший. Старец Варсонофий (1845–1913) принял из их рук крест в предгрозовое для Русской Церкви и всей России время.
Путь в Оптину
Для будущего великого старца этот путь был длиною в 46 лет. Он вместил в себя многое во внешней жизни Павла Ивановича Плиханкова, а ещё более во внутренней, потаённой.
Счастливое раннее детство с любящими родителями. Дом стоял в центре Самары, рядом с Казанским собором, прихожанами которого была эта благочестивая семья. Позже — гимназия, военное училище, Казанский округ, где он служил штабным офицером. С детства было прочитано много книг, особенно русских авторов. Но любовь к чтению дали жития святых. Разбирался в музыке и живописи. Словом, уже в молодости он был образованным человеком. Но несколько «странным» по сравнению с другими офицерами: не прожигал жизнь, как иные холостые сослуживцы, но и не женился. Стремление к уединению, аскетическое жилище... Господь вёл своего избранника в монастырь через встречи с незаурядными людьми, часто с трагической судьбой.
С 1884 года, несмотря на заметные успехи по службе, Павел Иванович углубляется в молитвенную жизнь и сближается с глубоко верующими людьми. А ещё любит устраивать праздники для детей из бедных семей.
1889 год стал для него переломным: неожиданная встреча с праведным Иоанном Кронштадтским, два сновидения о рае и окончательное решение стать иноком.
Но какой монастырь выбрать? Чудесным образом узнаёт об Оптиной пустыни и великом старце Амвросии. И вот 44-летний полковник подходит к скиту, где его ждут, зная, что этот офицер особенный. Ещё два года было дано будущему старцу прожить в миру, выполняя послушания преподобного Амвросия.
Вскоре Павел Иванович внезапно заболел. Телесная смерть близко подошла к нему, испытывая на готовность умереть для мира. Что передумал и перечувствовал он за те три месяца?
Летом 1891 года он подает в отставку, но появляются препятствия. Он вновь едет в Оптину. На своё сообщение, что мир держит его, получает ответ: всё устроится к Рождеству Христову. Так и сбылось…
Духовное возрастание
Отставной полковник, немолодой образованный человек, он с первых дней был определен в скит к иеромонаху Нектарию на келейное послушание. Какая перемена в судьбе! Какое отсечение своей воли! «Будем познавать здесь свои немощи и смиряться» и «подрясник и внешние подвиги не главное в монастыре», — так учил новоначального послушника его духовный отец великий старец Анатолий (Зерцалов). В Оптиной пустыни сложилась традиция изучения духовных творений только с молитвой и практическим усвоением прочитанного. Всё это было школой и для будущего старца. Есть такое выражение: монашеское делание, то есть духовное возрастание от послушника к своему предназначению. Отец Варсонофий с самого начала шёл путём подвижника. Этому способствовали твёрдость и решительность его характера.
Бесы нередко бороли послушника Павла даже под благовидными предлогами: то он заскучал без духовной музыки, то захотел перечитать русских классиков... Отец Анатолий отсекал все лукавые помыслы на пути правильного устроения духа своего преемника.
А сам Павел ещё послушником научился творить Иисусову молитву и навсегда полюбил Оптину. С благословения старца Иосифа он ведёт «Летопись скита», собирает материалы для жизнеописания оптинских старцев Макария, Амвросия и Анатолия. Видя такое духовное возрастание и полезную деятельность, враг рода человеческого восстановил против него некоторых братий. Рясофорный послушник Павел повел себя смиренно, с рассуждением и упованием на Бога. Его вдохновляли книжные и живые примеры подвижников.
И вот эти испытания позади. Впереди (с 1900 г.) — постриг с именем Варсонофий, рукоположение в иеромонаха, окормление скитской братии и шамординских сестер. Всё это произошло скоро и неожиданно для него самого. Он не желал возвышения, но после сомнений и колебаний принял новое послушание как волю Божию.
Подвиг старчества
В 1906–1907 гг. Господь подвиг отца Варсонофия на его главное служение: он становится духовным наставником всей братии Оптиной пустыни и скитоначальником; возводится в сан игумена и начинает окормлять всех притекающих в Оптину за духовными советами и утешением. Для него это опять было «вдруг», когда народ пошёл к нему. Когда именно стал старцем, сказать, видимо, невозможно. Уже в 1907 году его называют прозорливым. Этот дар наряду с врачеванием душ и телес, наставничеством множества людей, чудотворениями и пророчествами составляет то, что и в древности, и в новые времена называют старчеством. Отец Варсонофий вполне стяжал все эти высочайшие духовные дарования и стал достойным преемником и носителем заветов первых оптинских старцев.
Всего несколько лет — до 1912 г. — совершал он в Оптиной пустыни подвиг старчества. Но сколько душ исцелил, запутавшихся в сложных житейских вопросах, в бездуховной мирской культуре! Изо дня в день преподобный исповедует, беседует, ведет огромную переписку со своими духовными чадами. Он нёс крест духовничества, старчества и начальства одновременно. Тяжёлый крест в тяжёлое время для России и Русской Церкви.
Его духовные чада вспоминали, как был нетерпим их Батюшка к грехам и порокам, как твёрдо вёл к раскаянию, как радовался каждой исцеленной душе, как любил людей.
Благословение Коломне
«Враг напал на меня и изгнал из Оптины». Но старец смиренно принял назначение настоятелем Старо-Голутвина монастыря как послушание начальству, как волю Божию. Хотя по возрасту и многим телесным немощам просился на покой в своем родном скиту. Да и Оптина понесла невосполнимую потерю, ибо великого старца некем было заменить.
Старо-Голутвин был в 1912 году в расстроенном состоянии. Новый настоятель везде нашёл упущения и даже разорение. Строго и с любовью стал всё исправлять. Показывал личный пример. И уже через два месяца монастырь преобразился. Хлынул народ из Коломны и дальних мест. Потекли и пожертвования, которые пошли на капитальный ремонт древней обители.
А преподобный видел промысел Божий, что принял управление монастырём, основанным преподобным Сергием. Он родился 18 июля и считал великого русского святого своим небесным покровителем.
Сохранились тексты бесед отца Варсонофия со своими духовными чадами коломенского периода о богообщении и следовании за Христом, о средствах и путях спасения, о предстоящих гонениях на Церковь. Этими мыслями было полно его сердце; он спешил, чувствуя скорую свою кончину, спасать, исцелять, пророчествовать. Здесь совершилось чудо исцеления глухонемого юноши-коломенца после исповедания им забытого тяжкого греха.
Из духовного завещания старца от 17 марта 1913 г.: «Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливою молитвою и прилежным чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы весь ад восстал на вас и весь мир кипел бы на вас злобою и прещением, и — веруйте: близ Господь всем призывающим Его, — всем призывающим Его во истине. Аминь».
Кончина преподобного последовала 14 апреля в физических страданиях и ясном сознании. Казалось, вся Коломна собралась 18 апреля проводить дорогого Батюшку. Служились нескончаемые панихиды, отпевание в Богоявленском соборе монастыря в Лазареву субботу возглавил владыка Трифон (Туркестанов). Народ проводил гроб с телом святого крестным ходом до станции Голутвин.
По решению Синода местом последнего упокоения почившего схиархимандрита Варсонофия стала «его милая Оптина».
Опубликовано: 30/03/2007