Лине Костенко — 80!
Имя популярнейшей поэтессы современности известно даже отпетым двоечникам, ее лирика воплощена в романсах, ее цитируют. Поэтессу включают в списки самых влиятельных людей и называют женщиной — символом Украины. Но стихи Лины Васильевны в лучших традициях самиздата до сих пор переписываются от руки.
Лина Костенко — одна из немногих, кого провозгласили гением при жизни. Конечно, было бы логичнее, да и гораздо проще этим статусом воспользоваться, возместить себе хотя бы отчасти моральный ущерб, нанесенный за годы непечатанья советским режимом. Обладая столь мощным авторитетом, можно было также занять позицию обиженных и оскорбленных: забросать обидчиков пасквилями, объединить вокруг своего имени мстительные штыки поклонников и коллег. Но Лина Васильевна избрала самый неожиданный и мудрый путь — она ушла в тень, а по ее словам, «в духовную эмиграцию». Уже несколько лет Костенко не появляется на экранах, не посещает публичных мероприятий, не общается с журналистами и не переиздает своих книг. Пообщаться с классиком не удается не только ценителям ее творческого наследия, но и коллегам-писателям.
— Мы дружили с Линой до тех пор, пока я не напомнил, что она за три месяца не уплатила комсомольских взносов. Она кричала, что в комсомол не вступала, но у меня-то все в блокноте записано, — смеется поэт Николай Сом.
Николай Данилович в жизни своей коллеги сыграл немаловажную роль. Когда-то, в далекие 60-е, он познакомил молодую поэтессу с директором Киностудии имени Довженко Василием Цвиркуновым, ставшим впоследствии ее мужем.
— Лина тогда как раз написала сценарий «Перевірте свої годинники», и я повел ее на киностудию. Дело в том, что я там был человеком довольно известным, на мои стихи писались песни нескольких фильмов, а ее еще никто не знал. Заходим мы, смотрим — Василий Земляк и Николай Винграновский коньячок попивают, на нас внимания не обращают, а тут как раз Цвиркунов по коридору идет. У него что-то с ногой было, он хромал и мы называли его Ать-два. «О, это нужный человек», — сказал я Лине, подводя к Цвиркунову. Она улыбнулась, и я увидел — будет любовь. Потом я рекомендовал их дочь Оксану в Союз писателей, когда у нее не было еще своей книжки (а это обязательное условие для вступления). Так что теперь и Лина, и Оксана должны меня расцеловать! — рассказывает «Новой» Николай Данилович.
Иван Драч в последний раз видел Костенко полгода назад. Говорит, что женщина она очень интересная, талантливая, совестливая, острая на язык и саркастичная, но общается мало с кем.
— Когда к нам приезжали Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, я, Дзюба и Костенко попали на встречу с ними. Если помните, Сартр был сухоньким, хилым, особенно на фоне довольно крупной жены. Лина посмотрела на него и говорит: «Иван, смотри, неудивительно, что Сартр экзистенциалист — ему же больше ничего не остается… А Дзюба — красивый, видный — все при нем! Ему-то зачем экзистенциалистом быть?» — повествует поэт.
Ее путь
Лина Костенко родилась 19 марта 1930 г. в Ржищеве на Киевщине. В шестилетнем возрасте переехала с родителями, учителями по профессии, в Киев.
Стихи Лина Костенко начала писать еще в отрочестве, печататься — с 16 лет. После школы училась в Киевском пединституте, который оставила ради Московского литературного института им. М. Горького.
Выхода своей книги «Над берегами вічної ріки» Лина Костенко ждала 16 лет. Творчество поэтессы долгое время подвергалось нападкам.
Лина Васильевна всегда отличалась твердой гражданской позицией. В середине 60-х она собирала подписи под открытым письмом-протестом против политических репрессий в Украине. Во времена первых судебных процессов над шестидесятниками поддерживала обвиняемых. Дважды объявляла голодовку, защищая свои стихи от цензуры.
Изданный в 1979-м, после долгого запрета, тираж романа в стихах «Маруся Чурай» был раскуплен за несколько дней. Повторное издание, напечатанное стотысячным тиражом, также разошлось в считанные дни.
За книгу «Маруся Чурай» и поэтический сборник «Неповторнiсть» Лина Костенко в 1987 г. была удостоена Шевченковской премии.
Лина Васильевна часто отправляется в экспедиции по Чернобыльской зоне.
Свое молчание, длившиеся долгие годы, Лина Костенко прервала на время Оранжевой революции, когда публично заявила о своей поддержке оппозиции, о том, что является доверенным лицом Виктора Ющенко.
Поэтесса воспитала двоих детей. Дочь Оксана Пахлевская — литературовед, переводчик, доктор филологических наук, сын Василий Цвиркунов — программист.
Опубликовано: 19/03/2010