Путешествие к святыням Псковской земли
4. Псково-Печерский монастырь
Знакомство с монастырём
Монастырские врата
|
На это путешествие благословил меня мой духовный отец. И всю дорогу я чувствовала над собой молитвенный покров, хранящий меня во всех дорожных случайностях.
И вот я в Печорах. Монастырь расположен недалеко от автовокзала, найти его не сложно. Проходишь триста метров, и вот уже видишь, как вырастают перед тобой монастырские врата, сам монастырь. Как же он красив!
Кругом цветы, они посажены в виде узоров, с любовью, старательно. Белоснежные храмы, купола сияют золотом. Сам монастырь в овраге, его окружают белые крепостные стены.
Датой основания монастыря считается 1473 год, в этом году была освящена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Значит, монастырю 536 лет.
А пещеры, с которых начинался монастырь, ещё древнее — годом их открытия считается 1392 год. И эта древность, эта намоленность чувствуется в каждом камне, в каждой постройке. Сердце замирает, когда представляешь, как 500–600 лет назад по этим же камням ходили первые монахи Псково-Печерского монастыря.
Пещерный Успенский храм
|
Монастырских храмов много: Успенский пещерный храм, Сретенский храм, Покровский храм, Михайловский собор, Лазаревский, Никольский, Благовещенский храмы. Святая горка и Святые пещеры. В центре монастыря два Святых источника, один в часовенке, другой просто колодец под навесом-шатром. Вода вкуснейшая! Братские корпуса. И всё это ограждено старинными крепостными стенами. Вот это и есть Псково-Печерский монастырь.
Мне хочется успеть увидеть всё сразу! Хочется и в храмы, и в пещеры, и на Святую Горку!
Но я успокаиваю себя. Времени впереди много, меня благословили прожить здесь на послушании месяц. А сначала нужно поселиться и оставить вещи в келье.
Паломническая гостиница и первые впечатления
Расселяет нас монах Максим. Нас, паломников, несколько человек. Отец Максим смотрит наши паспорта, задаёт несколько вопросов и даёт записку с направлением в паломническую гостиницу.
Меня и ещё несколько паломниц отправляют в небольшой одноэтажный корпус, который находится за крепостными стенами монастыря. В корпусе несколько просторных келий на 10–15 человек. В келье кровати и раскладушки. На постелях белья нет. В коридорчике рукомойник, под ним ведро. Туалет деревянный, метрах в 50 от здания. Значит, ночью придётся туда путешествовать в полной темноте. Да уж…
Паломническая гостиница
|
Душа не предвидится. Жарко. Я уже третий день в дороге по июльской жаре. Вспоминаю фильм, где одна фрейлина пела, дескать «зачем мне моя голова, когда она три дня не мы-ы-та-а!» Эта песня кажется мне сейчас очень актуальной!
Что ж, можно будет искупаться в святом источнике. Ну, хоть не искупаться, говорят, что там колодец, из которого набирают ведро воды и обливаются. Но ведро прекрасной холодной воды — это будет просто чудесно!
В конце концов, разве я приехала сюда в поисках удобств? Раньше паломники пешком ходили, в лаптях или босиком. Спали под кустиком. А тут кровати! Хоть и без белья. Но есть подушка и одеяло.
Монастырь гостеприимно предоставляет бесплатный ночлег всем многочисленным паломникам, кормит их — это нужно ценить! Как вообще удаётся монастырю размещать всех приезжающих?! А небольшие бытовые трудности при таком летнем наплыве паломников — это же просто мелочи жизни!
Как там, в притче про оптимиста и пессимиста, желающим испить водицы? Пессимист печалился: «Стакан наполовину пуст!» Оптимист радовался: «Стакан наполовину полон!» Да здравствуют оптимисты!
Монастырь весь в цветах
|
Посмотрим оптимистически на келью, где я буду жить: большая! Есть розетка, значит можно зарядить телефон и вскипятить чай. А уж кипятильник у меня всегда с собой! Мы паломники опытные!
Ночью нас начали кусать комары. Похоже, что целая комариная стая только и ожидала нашего приезда. И теперь была просто приятно удивлена таким сюрпризом — десять человек, вот это добыча!
Я, как опытная паломница, встала и в темноте достала спички и пластинку «раптора» от комаров. Фумигатор включать бесполезно, таким комарищам это как слону дробинка. Я просто зажгла пластинку и с дымящимся кусочком обошла всю нашу келью.
Никто не спит. Тревожное молчание сопровождает мои пассы руками в темноте. Наконец, одна из паломниц не выдерживает и дрожащим голоском спрашивает: «Ой, а что это вы делаете?» «Тараканов морю», — стараюсь отвечать басом. Дружный смех кельи в ответ.
Комары улетают всей стаей в поисках более лёгкой добычи. А мои соседки по келье, проникшись ко мне доверием, и расхотевшие спать, рассказывают мне уже серьёзные вещи. Оказывается, они приехали к своему духовному отцу, схиигумену Савве на его памятную дату.
Кто-то лично окормлялся у старца, кто-то считает себя его заочным чадом, узнав его и полюбив по рассказам духовных сестёр. Пробудут здесь они только один день, закажут панихиду, отстоят службу и уедут.
Ризница XVI век
|
У меня дома есть несколько книг отца Саввы, одна из них «Бисер духовный» — моя любимая, у меня её уже куча народу перечитала. И вот я встречаюсь с людьми, которые близко знали этого подвижника, были его духовными чадами. Ради такой встречи можно и бытовые неудобства потерпеть!
Забегая вперёд, скажу, что на следующий день я звонила своему духовному отцу и рассказывала, что добралась я очень хорошо. Правда, с бытовыми удобствами проблематично, но для меня, дескать, это полный пустяк! Вон афонские монахи всю жизнь не моются, а я только четвёртый день!
Не прошло и 15 минут после разговора, как ко мне подошёл отец Максим и дал мне новое направление в другую паломническую гостиницу. Где живут те, кто приехал не на пару дней, а на более долгий срок, на послушание.
И в этой гостинице меня поселили в прекрасную келью на 5 человек со всеми удобствами и с горячей водой, и с душем, в которой можно было ходить в любое время!
Думаю, что меня не сразу сюда поселили промыслительно, потому что иначе бы я не познакомилась с чадами схиигумена Саввы. Они рассказали мне о своём духовном отце.
Рассказ духовных чад про схиигумена Савву
Отец Савва (Остапенко) (1898–1980) был избранником Божиим с детства. Его родители были очень благочестивы и часто совершали паломнические поездки. Ребёнок эти поездки очень полюбил и со смирением выстаивал долгие монастырские службы. Дома он помогал в храме, пел на клиросе.
Святой источник в часовне
|
А когда зимой мальчик чуть не утонул в проруби и сильно заболел, ему было видение: он увидел себя в сященническом облачении. И после этого сразу выздоровел.
Когда слушаешь такие истории, понимаешь, что Господь хранит своих избранников. Наша жизнь и смерть в руках Божиих. Преподобный Серафим Саровский, будучи ребёнком, тоже несколько раз подвергался смертельной опасности.
Однажды, он, оступившись, упал с колокольни храма. Но, когда мать в ужасе сбежала по ступенькам, ожидая найти бездыханное тело сына, упавшего с такой огромной высоты, она нашла ребёнка живым и невредимым.
А когда мальчик умирал от тяжёлой болезни, крестный ход с чудотворной иконой чудесным образом свернул с пути и прошёл рядом с её домом. Мать с больным малышом на руках подбежала к иконе, приложила мальчика к ней, и ребёнок сразу пошёл на поправку.
«Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих…»
До исполнения предсказания о священническом сане у отца Саввы прошли долгие годы. Но духовный рост у людей происходит с разной скоростью. Кто-то проводит в обители всю жизнь и остаётся духовным младенцем. Кто-то за несколько лет, как Преподобный Варсонофий Оптинский, пришедший в обитель в 47 лет, вырастает в старца.
Отец Савва начал учёбу в Духовной семинарии Троице-Сергиевой Лавры в 48 лет. По мирским меркам, можно уже подводить какие-то итоги. Но в духовной жизни не так.
Семинария. Постриг. Рукоположение. Пастырское служение в Лавре, а затем в Псково-Пчерском монастыре.
Монастырский колодец в честь
Преподобномученика Корнилия |
К истинному пастырю потянулись чада, у отца Саввы их было более 7 тысяч человек. Какую духовную силу нужно иметь, чтобы окормлять столько людей и молиться за них!
Связь духовного отца и чад молитвенная, сильная. Сильнее плотских, кровных уз. Мой духовный отец говорит: «Духовник защищает каждое чадо своей молитвой, оберегает его. А когда лукавый нападает на пастыря — порази пастыря и рассеются овцы — молитвы его чад защищают духовного отца надёжной стеной. Как в притче про злобного волка, решившего растерзать медвежонка и трусливо убежавшего при виде его матери, огромной медведицы».
Оказывается, отец Савва отвечал в обители за чтение Неусыпаемой Псалтири и благословлял своих чад тоже читать Неусыпаемую Псалтирь. Они читают её и сейчас, спустя почти 30 лет после его смерти. Это молитвенное делание объединяет многочисленных чад старца во многих городах.
И все они стараются собраться на его могилке в Богом зданных пещерах в день его Ангела и в день его блаженной кончины.
Вот такая встреча была у меня с чадами отца Саввы. Побывала я потом и на его могилке в Святых пещерах.
И таких подвижников в Псково-Печерском монастыре было очень много. Дар старчества передавался неутраченным, после смерти одного старца Господь являл обители в утешение другого. А иногда сразу несколько старцев окормляли народ Божий.
В наше время светильниками Божиими были архимандрит отец Иоанн (Крестьянкин) и схиархимандрит отец Адриан (Кирсанов). Отец Иоанн почил совсем недавно — в 2006 году. А отец Адриан продолжает старчествовать и утешать людей. Господь оказал мне милость, и я смогла не только увидеть этого старца, но и побеседовать с ним и услышать его наставления. Но об этом чуть позже, в следующих главах.
Опубликовано: 02/07/2009