Откройте, юстиция! Ювенальная...
Похоже, наши законотворцы по-своему переосмыслили роман Тургенева «Отцы и дети». В парламентском «чреве» зреет новый проект, который может вызвать бурную революцию в семейных отношениях. Речь идет о создании еще одной госструктуры — ювенальной юстиции.
Рискну предположить: о самом понятии «ювенальная юстиция» знают не больше, чем три — пять процентов нашего населения. «Это очередная умноподобная белиберда», — подумают многие и... очень сильно ошибутся. Ибо эту «белиберду» уже хотят узаконить.
В пылу политразборок акулы пера не обратили внимания на декабрьское выступление бютовца Суслова: выйдя на трибуну Рады, он призывал своих коллег поддержать законопроект «Об общегосударственной программе «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2016 года». После недолгих дебатов сей документ отправили на повторное (второе) чтение. Возможно, одной из причин послужила негативная оценка со стороны регионалки Ирины Гориной: «Здесь есть коллизия: одновременно (в четвертом пункте, часть третья) предлагается прописать механизмы усыновления детей, усыновления детей иностранцами, детей-сирот для того, чтобы у нас не продолжалась торговля детьми. Но там нет поправок в разделе 4.9, касающихся ювенальной юстиции. И если неправильно будут детализированы эти моменты, дети лишатся родителей и... очень быстро уплывут за границу, непонятно куда».
Сам по себе «детский» законопроект вроде бы и неплохой. По крайне мере, такое впечатление складывается после прочтения приложенной к нему Объяснительной записки: «Реализация целей и задач «Общегосударственной программы» будет осуществляться в таких сферах: здравоохранение, образование, защита детей разных категорий, культурное и духовное развитие, развитие активности детей, их участия в жизни общества, международное сотрудничество в интересах детей. Для достижения поставленной цели в программе отображены: принципы деятельности Украины в направлении улучшения положения детей, защиты их прав в соответствии с международными обязательствами»...
Что же побудило Верховную Раду забраковать столь важный документ? Смотрим на пункт 4.9 (упомянутый г-жой Гориной): «Создание системы ювенальной юстиции». В нем говорится о целях и задачах, направленных на защиту прав ребенка (в первую очередь, cовершившего или подозреваемого в совершении правонарушения), а также на «институционное обеспечение системы ювенального правосудия» («путем внедрения до 2016 года ювенального судопроизводства»). Но! Несмотря на длинный перечень задач, ничего не сказано о самом главном: что же собой представляет эта ювенальная юстиция? Каким именно образом она будет защищать детей?
Если дело касается сирот, выходцев из неблагополучных семей, пострадавших от жестокого обращения родителей (или тех, чьи папы и мамы лишены родительских прав), то это действительно проблема номер один. Сегодня «проблемными детьми» занимаются пять «нянек»: Министерство по делам семьи, Минобразования, Минюст, МВД и Госдепартамент по исполнению наказаний (ему, пожалуй, «достается» больше всех). Учитывая, что слишком уж многие ребятишки «воспитываются» улицей либо колонией, можно с полной уверенностью сказать: первые четыре «няньки» претендуют на звание «почетного железнодорожника» («переводят стрелки» друг на друга), а пятая — на звание «почетного санитара». Где гарантия, что шестая (ювенальная) госструктура будет работать лучше? Пока ясно одно: последнее «ноу-хау» состоит в том, что «ювенальщики» призваны бороться за права и тех детей, которые живут в благополучных семьях. А для чего?
Оказывается, ювенальная юстиция (juvenile justice — «правосудие для несовершеннолетних») уходит корнями в римскую доктрину государства-отца, являющегося высшим опекуном ребенка. Сегодня «ювенальщики» функционируют более чем в 60 государствах. Причем в разных странах они создавались по-разному, а вот последствия их решений зачастую бывают одинаково драматичными. Увы, именно ювенальная юстиция породила кучу структур, призванных ее обслуживать, которые начали вытеснять суд как орган правосудия. Об этом свидетельствует печальный опыт Европы. К примеру, в благополучной Франции более миллиона детей уже находятся в приютах и приемных семьях(!). Несколько лет назад французов шокировал доклад генерального инспектора по социальным делам Пьера Навесы: «Колоссальное количество детей отнято у родителей и помещено в приюты и приемные семьи... Сотрудники социальных служб часто отнимали детей по анонимным телефонным звонкам... что та или иная семья в опасности». Среди пострадавших оказалась и российская певица Нина Захарова: ее трехлетнюю дочь «благодаря» бывшему мужу-французу насильно отдали в приют (даже обращения Святейшего Патриарха Алексия II к президенту и кардиналу Франции не помогли!). Усиление контроля за семьями «достигло цели» и в Германии: по сообщениям СМИ, ежегодно у родителей отбирают свыше 20 тысяч детей, ссылаясь на «недостаток ухода» (общее число кандидатов в сироты уже приближается к полумиллиону).
«Ювенальная служба переводит нравственные отношения родителей и детей в плоскость юридических, а затем утверждает главенство прав ребенка над правами родителей. Это, в свою очередь, поощряет детей к конфликтам с родителями под видом отстаивания своих прав, превращает родителей в опекунов. Тем самым облегчается изъятие детей из семьи, фактически ее разрушая», — считает киевский психолог Алексей Мартюшев (общественная организация «Батьківська держава»).
Такую же точку зрения в свое время отстаивал автор книги «Смерть Запада» Патрик Бьюкенен: анализируя ситуацию в разлагающемся американском обществе, он пришел к выводу, что для прекращения вымирания западных народов необходим возврат к христианским ценностям. Ведь ювенальная юстиция посягает на пятую Божью заповедь: «Почитай отца и мать».
Опубликовано: 01/06/2009