Что несет «Слово жизни»?
[1] [2] [3]
Другая характерная особенность учения «Слова Жизни» — «чудесные исцеления», носящие массовый характер во время т.н. «евангелизаций» — многолюдных собраний, где на сцене проповедник призывает поверить в то, что Христос умер за грехи присутствующих и принять Его «как своего личного Спасителя». Тут же, как свидетельство «присутствия Святого Духа», происходят массовые «исцеления» от самых разных, нередко многолетних недугов. Характерно, что нет ни одного случая, засвидетельствованного официально. На просьбу медиков предоставить им убедительные факты некий проповедник ответил так: «Я просто проигнорировал их. Я не обращаю внимания на крики ослов» [14,с.63]. Он же пишет в своей книге на эту тему, что самое главное — поверить в то, что ты исцелен, и произойдет чудо. Если же вера твоя слаба, то ты останешься больным, либо болезнь снова вернется через некоторое время: «И поскольку Божественное исцеление — исцеление духовное, оно может быть утрачено» [14,с.69]. Более того, такие «целители» говорят, что не стоит доверять своим физическим ощущениям, которые «создают в жизни препятствия. Они отгораживают человека от Бога, и приходит дьявол с болезнями» [14,с.76]. Т.е., если у тебя после сеанса «исцеления» все еще что-то болит — не верь своим ощущениям, иначе болезнь вернется! Это, скорее, самовнушение, не имеющее ничего общего с евангельскими чудесами. В доказательство своей правоты «Слово Жизни» приводит слова о том, что мы исцелились ранами Христовыми (1Петр.2:24) [14,с.6], и теперь достаточно только принять этот факт на веру. Если же исцеления не произошло — значит, вера твоя слаба. При этом такие проповедники забывают или умалчивают, что Апостолы Павел и Тимофей страдали различными недугами, о чем упоминается в Посланиях (2Кор.12:7,1Тим.5:23), а ведь их трудно заподозрить в недостатке веры. Кроме того, в Евангелии упомянут человек, который, прося Господа исцелить сына, смиренно признался, что его вера недостаточно сильна (Марк.9:24). И уж совсем невозможно требовать веры от умерших людей, которых воскрешал Господь и Апостолы, ведь они не могли ее выразить словами, а их родственники, как правило, пребывали в отчаянии или насмехались (напр.Лк.7:12-15,8:52-56; Деян.9:36-41, 20:9-12). Поэтому тему воскрешения умерших «Слово Жизни» обходит молчанием, не находя достаточного объяснения. Иначе, следуя этой логике, можно сказать, что после Воскресения Христа должна прекратиться смерть, т.к. Господь победил ее. Но ведь люди продолжают умирать! Значит, речь идет о преодолении греховной смерти, а апостол пишет, что «последний же враг истребится — смерть» (1Кор.15:26), имея в виду будущее время. Последователи «Слова Жизни» считают, что Господь «понес наши немощи и болезни» (Ис.53:4), поэтому болеть христианин не должен. Однако здесь подразумеваются не физические недуги, которыми страдали по-прежнему во времена после Христа, а исцеление «болезней» — последствий грехопадения, т.е. духовного естества человека, которое отрицается «Словом Жизни» как «противоречащее Писанию». Понимая буквально слова Иез.11:19, они утверждают, что Бог не исцеляет дух грешника, а создает его заново, путая с духовным рождением в Таинстве Крещения [14,с.6-7]. Православие считает, что главное в человеке — все-таки дух, тело служит его инструментом [15,с.340]. Господь говорит в Евангелии, что «из сердца человеческого исходят злые помыслы (Марк.7:21), и грех начинается в сердце. Повреждение телесной природы человека стало следствием его греха в духе — непослушания, поэтому именно дух нуждался в исцелении в первую очередь. Для «Слова Жизни» болезнь — «вор, который ворует здоровье, радость, деньги» [14,с.12], они не видят того назидательного смысла, который нередко бывает заложен Богом в наши страдания (ср. «когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10)). А Святые Отцы Православия пишут: «Поражая болезнью телесный наш состав, Господь сокрушает ветхого, греховного, плотского человека… Надо с благодарностью принимать болезнь» [16].
Что касается учения о процветании, то здесь снова демонстрируются различные цитаты из Писания (при отсутствии Предания каждый проповедник может толковать то или иное место как ему заблагорассудится, ссылаясь на «внушение Святого Духа») и слишком буквальное понимание Библии. Так, в книге «Прикосновение царя Мидаса», посвященной вопросам преуспевания и богатства, автор пишет, что в Ветхом Завете Господь обещал процветание еврейскому народу, если он будет соблюдать Закон; Новый же Завет, как гораздо более совершенный, и подавно должен гарантировать преуспевание для верующих (Втор.29:9, 3Цар.2:3, Неем.1:11) [1,с.16, 2,с.62]. Но Ветхий Завет был всего лишь «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24), и Господь нигде в Евангелии не обещал своим последователям безбедной жизни. Напротив, Он много раз подчеркивал, что богатство может стать преградой на пути в Царство Небесное, что не следует чрезмерно заботиться о земных благах (Матф.6:34,19:23; Лук.8:14). Свт.Феофан Затворник говорил: «Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно… И не для того ли вся жизнь наша преисполнена бедствий, чтобы она споспешествовала намерению Божию держать нас в трезвении?» [16]. Вправе ли мы ожидать от Бога чудесно ниспосланного изобилия, если Сам Спаситель мира отказался от возможности утолить голод таким сверхъестественным образом (Лук.4:1-4)? В посланиях апостолов упоминается, что среди христиан существовало имущественное неравенство, были богатые и бедные (Иак.2:1-3,2Кор.8:2); следуя логике «Слова Жизни», можно обвинить последних все в том же пресловутом недостатке веры. В своих посланиях апостолы советуют христианам — имея пропитание и одежду, быть довольными тем (1Тим.6:8,Филип.4:11). Возникает другой вопрос — мешает ли материальный недостаток делу проповеди Евангелия, как утверждают пасторы «Слова Жизни»? [см.1,с.67,81,83] Из Книги Деяний и истории мы знаем, что первые христиане подвергались преследованиям, и менее всего были склонны полагать надежду на успех проповеди Слова в богатстве; даже в таких трудных условиях Церковь росла силой Божией (1Кор.4:9-13). Нигде в проповедях и книгах «Слова Жизни» не найти призывов «все оставить и следовать за Христом» (Марк.10:21), к раздаче имения, что было так естественно для первых христиан (Деян.4:36-37), к нестяжательности, к любви к нищим и обездоленным. Нет, если ты убог — значит, плохо веришь в то, что Бог готов предоставить тебе все блага. А как же слова апостола о том, что «Наше жительство на небесах… Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Филип.3:20,Евр.13:4)? «Слово Жизни» ссылается на то, что Христос не был нищим, что были люди, помогавшие делу проповеди своим имуществом (Лук.8:3), что у Апостолов был ящик с пожертвованиями (именно с п о д а я н и е м, с тем, что жертвовали другие люди!) в таком количестве, что Иуда мог воровать оттуда незаметно (Иоан.12:6) и т.д. Таким образом они хотят оправдать стремление к богатству и убедить человека, что Господь хочет видеть Своих учеников успешными и довольными жизнью. «Бог не прославляется, если мы живем в крайней нужде», — заявляют они [1,с.65]. А как же праведники Ветхого Завета, например, Илия, которые были гонимы (3Цар.19:3-4,10) и явно не заботились о накоплении богатств, или мученики первых веков, «которых весь мир не был достоин» (Евр.11:38)? Разве они верили недостаточно? Разве они не прославляли Бога своей жизнью? И причиной обращения ко Христу никогда не являлось материальное процветание его учеников. В Евангелии есть притча о богаче и Лазаре, где Иисус Христос ясно говорит о богатом человеке, прожившем жизнь в свое удовольствие: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лук.16:25), а также слова Христовы «нельзя служить Богу и маммоне» (Матф.6:24). Во дни Своей земной жизни Господь ни о чем не заботился Сам, подавая тем самым пример всецелого упования на Бога ученикам (ср.Мф.17:24-27,Лк.22:35, 1Петр.5:7). Насколько это отличается от «молитв-требований» современных харизматических проповедников, вроде этой: «Сатана, убери свои руки с моих денег. Придите, служебные духи, и сделайте так, чтобы деньги появились» [1,с.34]. Налицо попытки оправдать цитатами из Священного Писания стремление к обогащению.
При этом большая роль в проповедях и книгах «Слова Жизни» отведена теме десятины. Снова приводятся слова из Ветхого Завета, где Господь повелевает своему народу отделять десятую часть своих доходов (Лев.27:30). В Новом Завете о десятине ничего не сказано, поэтому авторы оправдываются тем, что Христос хоть и не говорил прямо, но и не отменял ее (Матф.23:23). Да и на Первом соборе в Иерусалиме Апостолы в числе установлений Ветхого Завета, принимаемых Новозаветной Церковью, не упоминают о десятине (Деян.15:28-29). Апостол Павел ясно пишет о пожертвованиях в ранней Церкви: «откладывать и сберегать, кто сколько может» (Деян.11:29,1Кор.16:2), не устанавливая никаких жестких рамок в размере жертвы; более того, он подчеркивает, что это должно быть делом сугубо добровольным, идущим от сердца, а не продиктованным каким-либо предписанием, потому что «доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7). В книгах «Слова Жизни», напротив, звучат обличающие и угрожающие нотки: «Большинство христиан обкрадывают Бога, не платя своих десятин» [1,с.80]; «Церковь, в которой половина отказывается жертвовать, закрывает над собою небо» [2,с.133], хотя в Ветхом Завете сказано, что десятина предназначена для левитов, а не для Бога (Чис.18:24). Если же верующие исправно платят десятину, им обещается финансовый успех: «Мы должны давать с ожиданием, веруя, что Бог почтит Свое Слово и даст нам благословение и преуспевание» [1,с.82], «Десятина обеспечивает мне охрану Бога и является предпосылкой всех прочих благословений» [2,с.132]. При этом проповедники процветания не замечают, что явно противоречат словам Христа о том, чтобы не ожидать награды за свои добрые дела в земной жизни (Матф.6:1-4), превращая десятину из жертвы Богу в средство личного обогащения. Более того, духовное преуспевание ставится в зависимость от материального достатка: «Невозможно хорошо путешествовать, если испытываешь при этом недостаток на каждом шагу» [1,с.199]. Опровержением этого высказывания могут служить примеры житий большинства святых Православной церкви, которые добровольно оставляли свои имения, зачастую проводя дни в крайней нужде. Так, у преп.Сергия Радонежского не было свечей, хлеба и книг, однако основанный им монастырь стал одним из крупнейших центров монашества на Руси [17, с.217-219].
«Слово Жизни» считает, что Церковь первых веков после принятия Константином Миланского эдикта в 313 г. по Р.Х. утратила свою чистоту, пропиталась мирским духом, «стала абсолютно не похожа на библейский образец, описанный в Новом Завете» [2,с.35]. Долгие века истинное учение Христа было скрыто от народа лживыми и жадными церковниками [2,с.45]. И только в 17 веке, во времена Реформации, наконец-то восторжествовало правильное учение. Теперь идет процесс возрождения Церкви, восстановления истинного замысла Христова, искаженного людьми, уничтожение «тысячелетнего царства тьмы, окутывавшего Церковь» [2,с.36]. Не последнюю роль в этом процессе играет «Слово Жизни». Традиционные Церкви обвиняются в союзе с властями, в оккультизме, в суевериях и невежестве, в отпадении от Бога [2,с.36,150,178]. Вот только почему-то забыты слова Господа о том, что Церковь, основанную Им, не одолеют врата адовы (Матф.16:18), т.е. во все времена вплоть до славного Второго пришествия на земле будет сохраняться истинная вера именно в том виде, в котором она была насаждена Апостолами. При этом конечной целью существования на земле Церкви «Слово Жизни» считает «духовное пробуждение в обществе», и именно многочисленные общины могут сильнее повлиять на политиков [2,с.149,184]. Но ведь Царство Божие и мир сей — несовместимы (Иоан.18:36), а цель основанной Господом Церкви — духовное преображение человечества: «Все призваны войти в Церковь… Она возрастает и формируется в истории, вводя в свое лоно избранных и соединяя их с Богом. В определенный момент, когда Церковь достигнет полноты своего роста… внешний мир, истощив все свои жизненные силы, умрет, и Церковь явится тогда в своей вечной славе Царствием Божиим» [9,с.249]. Церковь, к которой принадлежат православные христиане, может вести свою историю от дня Пятидесятницы в 33 г. по Р.Х., тогда как организации «Слова Жизни» всего 20 лет. Основателем Церкви не может быть человек, подобно тому, как это наблюдается в протестантских деноминациях. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос», — пишет апостол (1Кор.3:11).
[1] [2] [3]
Опубликовано: 03/06/2009