Православный пост: «чудо голодания», диета или аскетический подвиг?
[1] [2] [3]
Если посчитать общее количество постных дней в течение года, то выйдет где-то около 200 [1]. В старину люди на Руси хорошо знали, что такое пост. В наши дни это понятие утрачено или сильно искажено, и сейчас многие люди не понимают сути Православного поста, сводя его к простому воздержанию от определенных видов пищи. А есть такие, которые путают понятие поста и диеты или даже голодания. В этом немалую роль играют различные книги современных авторов, в которых смешаны совершенно несовместимые понятия. Так, на научной конференции «Традиционная медицина и питание» в 1994 г. был зачитан доклад «Значение кратковременных постов для лечения простудных заболеваний» — очевидно неправильное употребление ставшего модным слова «пост»[2]. Попробуем разобраться, что же такое пост и лечебное голодание.
В медицине существует понятие «лечебное голодание». Это немедикаментозный метод лечения некоторых заболеваний, который возможен только при участии специалиста. Голодание с лечебной целью известно с глубокой древности, к нему прибегали еще Пифагор, Сократ, Гиппократ и Авиценна. В Средние века идею голодания поддерживали Парацельс и Ф.Гоффман. В России идеи лечебного голодания получили развитие в середине XVII в. В начале ХХ в. основоположником этого метода стал ученик С.В. Боткина профессор В.В. Пашутин.
С 1940-х гг. на практике успешно применялся метод разгрузочно-диетической терапии профессора Ю.С.Николаева (он и ввел термин РДТ). Согласно этой методике, популярной и сегодня, проходит лечение нервно-психических заболеваний, алкоголизма, астмы, гипертонической болезни, больных с непереносимостью медикаментов. По словам самого Ю.С.Николаева, РДТ — «не специфический метод для какой-либо болезни или группы заболеваний. Это метод общеукрепляющий, мобилизующий защитные силы организма, и поэтому имеющий широкий круг показаний»[3]. Но в книге данного автора снова можно наблюдать смешение понятий поста и лечебного голодания (диетического питания). Далее он пишет: «В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях… Сергий Радонежский очень часто голодал сам. …Пост, по существу, являлся выражением народной мудрости, подсказанная инстинктом необходимость периодического очищения организма помогала сохранять здоровье»[3]. Остается гадать, как «сохраняли здоровье» и «очищали организм» на Руси до принятия христианства с его системой постов? Кроме того, система Николаева — не совсем научный метод, это, скорее, натуропатия, призывающая вернуться к «природе», отдающая предпочтение натуральной, не прошедшей химической обработки, пище, видящая причину болезней в «отходе от природы и нарушении ее законов»[3]. Это уже совсем далеко от Православного вероучения, тем более от православного понятия поста.
Медицинское лечебное голодание бывает полное («влажное») и абсолютное («сухое»); частичное («недоедание») лечебного значения не имеет. Наиболее распространена и изучена методика полного («влажного») голодания. «Сухое» голодание, без употребления воды, проводится реже и ограничено по срокам. У лечебного голодания есть свои границы. Так, потеря массы тела не должна составлять более 20–25%, срок голодания — не более 40 суток, крайний возраст голодающих — от 17 до 60 лет. При РДТ активизируются выделительные системы организма, регулярно проводимые процедуры очищения обеспечивают выведение токсинов. Происходят изменения в обмене веществ, начинают расходоваться «внутренние резервы». Одно из важнейших условий РДТ — правильный «выход из голодания», т.е. строго постепенное восстановительное питание. К проведению РДТ есть противопоказания, поэтому заниматься «самодеятельностью» здесь недопустимо.[4]
Как видим, методика РДТ является научно обоснованной и проводится в специализированных клиниках под наблюдением специалистов. Однако существуют еще различные авторские методики, из которых наибольшую известность получили системы оздоровления и голодания П.Брэгга, Г.С.Шаталовой и Г.П.Малахова.
Поль С.Брэгг — американский врач (1881–1970). Основное значение в оздоровлении человека он придавал лечебному голоданию и правильному питанию. У нас вышла его книга «Чудо голодания», имевшая широкий резонанс. Оптимальной для здоровья человека Брэгг считал диету с вегетарианской направленностью, основу которой составляют овощи и фрукты, потребление мяса и яиц ограничено, не рекомендуются колбасы и консервы — все, что содержит пищевые красители и консерванты. Сахар заменяется медом и соками, соль исключается из рациона полностью. При некоторых заболеваниях Брэгг рекомендует суточное — 24-часовое — полное воздержание от пищи, раз в три месяца голодание в течение 3 суток, раз в году — 7–10 дней.
С медицинской точки зрения, система П.Брэгга содержит много спорных моментов. Рекомендованные им краткие голодания не ведут к перестройке организма на внутреннее питание и не могут иметь лечебного эффекта, способствуя, скорее, простому «отдыху» желудочно-кишечного тракта. Также недостаточно внимания он уделил очистке организма во время голодания и правильному «выходу» из него. Да и вообще система Брэгга практически неприменима в наших условиях лимитированного режима труда, ограниченного выбора растительной пищи и повышенном содержании в ней токсинов.[5]
Также можно усмотреть в системе П.Брэгга множество пунктов, не соответствующих Православному вероучению. В своих «заповедях» и «моральных установках» он раскрывает мировоззрение, чуждое Православию по своему духу. Так, желающий очистить организм должен: «…почитать свое тело как величайшее проявление жизни… посвятить годы преданному и бескорыстному служению своему здоровью… содержать свои мысли, слова и эмоции чистыми, спокойными и возвышенными». На время проведения голодания Брэгг рекомендует удаляться ото всех, отгораживаться от внешнего мира, никому не говорить о своем воздержании, чтобы «избежать влияния чужих отрицательных мыслей»[6]. Сам П.Брэгг в предисловии к своей книге говорит, что он выступает в ней «как учитель, а не доктор»[5]. Звучит призыв «следовать естественным законам жизни», т.е. в культ возводится природа. Брэгг настаивает на необходимости «культивировать положительные мысли… Считайте ваши мысли реальной силой. При помощи голодания вы можете создать из себя того человека, которым хотели бы быть» (Чудо голодания»). Это уже можно отнести к методикам визуализации, а самому автору поставить в вину то, что он выходит за рамки научно-популярной работы о физическом здоровье и претендует на некий контроль сознания читателей, навязывая им разные мистические воззрения. В книге идет речь о некой «жизненной силе», а главной заботой голодающего признается продление человеческой жизни.[7] Однако в Православии причиной смерти является не нарушение законов природы, а грех — нарушение связи человека со своим Творцом[8]. Смешивая понятия диеты, голодания и поста, П.Брэгг приводит в пример «лечебного голодания» Моисея, Давида и Самого Христа, что, конечно, исходит от полного непонимания им сути поста как аскетического подвига. Также мы знаем, что жизненной силой для христианина является Божественная благодать (Деян.17:28), которая не зависит от свойств съедаемой пищи. Христианин не возводит здоровье тела в культ, что делает П.Брэгг; мы помним, что не тело существует для пищи, а пища для тела. Таким образом, можно сделать вывод, что система П.Брэгга по своей сути не приемлема для православного человека.
Еще один автор популярной методики оздоровления организма с применением голодания и диет — Галина Сергеевна Шаталова (род. в 1916 г.), кандидат медицинских наук. Здесь уже налицо обращение к «солнечной энергии продуктов». Из рациона предлагается полностью исключить мясные и молочные продукты (мясо считается источником бед, вроде акселерации у детей, а молоко и вовсе вредит здоровью, после 3 лет организм в нем больше не нуждается), питаться овощами, травами, фруктами, собранными по сезону. Желательно при этом употреблять те плоды, которые выросли «в вашей климатической зоне»[9]. Однако эксперты ВОЗ установили, что человеку необходим животный белок в количестве не менее 1 г на 1 кг, иначе в организме начинаются нежелательные изменения. Также Г.С.Шаталова рекомендует «пережевывать пищу не менее 50 раз», «не смешивать растительную и животную пищу», «не разогревать остывшую пищу повторно», не пользоваться сковородками и скороварками.
Если пристальнее приглядеться к этой системе, то можно найти здесь те же антихристианские элементы обожествления природы, которые присутствуют в системах Брэгга и рассуждениях Николаева. По словам Г.С.Шаталовой, ее система основана на «нерасторжимом единстве человека и природы Земли, Вселенной в целом. Мысль о разумном начале Природы высказывалась еще в глубокой древности»[9]. По признанию самой Шаталовой, ее система основана на восточных учениях о здоровье человека (в т.ч. йога, цигун) и опыте «народных целителей» (например, П.Иванова), т.е. далека от традиционной медицины. Болезнь, по мнению Шаталовой, это нарушение связи «человек-природа», а ее лечение, соответственно, будет заключаться в восстановлении этой связи. Пост же рекомендуется как составная часть видового (т.е. раздельного) питания. На первом месте в системе естественного оздоровления стоит «достижение положительного психического настроя». Сама же система открыто декларируется как «переход на другой образ жизни, жизни в единстве и гармонии с природой и самим собой»[10].
Еще одной популярной в нашей стране методикой является методика «раздельного питания», популяризатором которой выступал американский врач Герберт Шелтон (1895–1985). Он написал книгу «Ортотрофия. Основы правильного питания», в котором изложил свои взгляды на проблему правильного рациона человека. Однако при пристальном рассмотрении оказывается, что эта система ошибочна и построена на незнании процессов пищеварения. Так, предполагается, что переваривание белков происходит в кислой среде желудка, а углеводов — в щелочной, зелень и фрукты перевариваются в любой среде и со всем «совместимы». Но эти представления неверны! В желудке пища, во-первых, перемешивается под влиянием перистальтики, а во-вторых, переваривание происходит в тонком кишечнике, где среда щелочная, в желудке же идет только подготовка белков к этому процессу. Также следует учесть еще один важный момент — не существует «монопродуктов», т.е. белков и углеводов в чистом виде, к таковым можно отнести только соль, сахар и масло, остальные состоят из гармонической смеси разных веществ. Т.о., утверждения Шелтона несостоятельны с медицинской точки зрения. У системы раздельного питания есть два недостатка: психологический дискомфорт (боязнь съесть что-нибудь «не то») и перестройка выработки ферментов (при систематическом следовании системе), так что в определенное время вырабатываются только определенные ферменты для переваривания белковой или углеводной пищи. Сбой в питании при этом может повести за собой очень серьезные последствия и грозить жизни человека. Система Шелтона была разработана в южных штатах США, рацион жителей которых был перегружен мясными продуктами, так что это привело к серьезным проблемам с пищеварением. Однако в России потребление мяса гораздо меньше (ок. 62 кг в год против 180 кг). Вместо раздельного питания достаточно снизить уровень потребления белка до 100 г в сутки.[11]
[1] Энциклопедия обрядов и обычаев.
[2] Медико-гигиенические аспекты питания во время постов (meat.ru).
[3] Ю.С.Николаев, Е.И.Нилов, В.Г.Черкасов. Голодание ради здоровья. — М., 1988.
[4] Лечебное голодание. Методические рекомендации врачам (lenmed.spb.ru).
[5] Ю.Н.Кудрявцев, канд.мед.наук. Критический анализ метода П.Брэгга (abgym.ru).
[6] П.Брэгг. Чудо голодания (lib.ru).
[7] «Чудо голодания» как восьмое чудо света (tvplus.dn.ua).
[8] Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. — М., 2002.
[9] Источник: bewoman.ru
[10] Г.С.Шаталова и ее система естественного оздоровления (poiski-s.narod.ru).
[11] Раздельное питание (darina.kiev.ua).
[1] [2] [3]
Опубликовано: 03/06/2009