Православный пост:
«чудо голодания», диета или аскетический подвиг?
[1] [2] [3]
Самым идеальным питанием для здорового человека является то питание, которого придерживались его предки. Недаром появилось такое понятие, как «кухни народов мира», т.е. та пища, которую преимущественно потребляют в данном регионе в силу климатических и природных особенностей. В Америке это понятие отсутствует, т.к. здесь нет коренного населения, а значит, нет собственной традиции питания. Отсюда так велико число людей с нарушением обмена веществ и многочисленность попыток создать методики наиболее рационального приема пищи. Следует помнить об этом, собираясь поэкспериментировать с собственным здоровьем. Метод раздельного питания имеет и положительный эффект, но только как в частном случае лечебного питания, назначенного специалистом после обследования. Любая самодеятельность здесь недопустима.
После всего вышесказанного становится очевидной нелепость попытки пропагандирования методик раздельного питания еще одним «народным целителем» — Геннадием Малаховым. Его книги об очищении организма и лечебном питании уже давно прочно обосновались на книжных прилавках нашей страны. В книгах этих высказываются взгляды, далекие не только от Православия, но, к сожалению, и от научной медицины. Рекомендуя методику Г.Шелтона, автор не дает себе труда уяснить ее сути. Никакой теоретической базы у Малахова, по-видимому, нет, он просто «пробует на себе все, что ему в голову взбредет, а потом, если у него получилось, советует это всем»[12]. Рекомендации о голодании у Малахова расплывчаты; он то склоняется к пользе этого вида очищения организма, то говорит, что «если человек правильно питается, то нет никакой необходимости устраивать продолжительные голодания»[13]. При этом голодание считается «наилучшим средством для восстановления разбалансированной энергетики организма» (там же). Говорит Г.П.Малахов и о постах, только считает их «установленными древними мудрецами в те дни, когда планетой активировался определенный знак, градус Зодиака… Вся наука о посте была основана на энергетике человека, Космоса и их взаимодействии»[13]. Более того, автор книги «Голодание в лечебных целях» утверждает, что «Иисус Христос рекомендовал людям голод для очищения сознания и исцеления тела»[13], хотя нам известно, что в Евангелии Господь говорил о необходимости, прежде всего, внутреннего очищения сердца (Матф.15:11, 16–20). Также в этой книге можно найти уже знакомые нам по работам предыдущих авторов слова о «Божественной силе», «совокупности определенных видов энергии, составляющих тело человека» и нарушении их гармонии как причине болезни, т.е. совершенно оккультные положения. «Голодание — это магический ключ к тому, чтобы восстановить собственное здоровье и в конце-концов привести его к высшему совершенству», — пишет Г.Малахов[13]. Здоровье снова ставится во главу угла, становится неким кумиром человека. Все эти принципы совершенно не соответствуют православному пониманию «пищи для тела».
Подводя итог, можно сказать, что общим для всех вышеперечисленных методик голодания и оздоровительного питания является натуропатия, обожествление природы, антропоцентризм, непонимание сути православного учения о посте и смешение этого понятия с понятием «диеты», «разгрузки организма», претензия на идеологизм, причисление ряда продуктов к разряду «нечистых», что противоречит учению Св.Писания (Деян.10:15). В основе этих методик лежит чуждое церковному мировоззрение, главное в котором — возведение в культ человеческого здоровья. Отрицая объективную духовную реальность, авторы стремятся поставить здоровье в зависимость от качества и количества потребляемых продуктов. Применяя эти методики, да еще без должного врачебного контроля, православный христианин может не только нанести вред здоровью, но и повредить своей душе, что гораздо страшнее (1Кор.6:20).
Прежде, чем перейти к рассмотрению сущности православного поста, нелишним будет ответить на вопрос: каково действительное влияние поста на организм человека с точки зрения медицины? Проведенные исследования показали, что с медико-гигиенических позиций различные варианты питания во время постов не представляют опасности для здоровья большинства людей. Следует разграничить понятия «пост» и «питание во время поста». Сам пост — это духовно-религиозный обряд, аскетический подвиг, не имеющий отношения к медицинским вопросам голодания. В Православной Церкви соблюден принцип разумного подхода к питанию — умеренность и отказ от впадения в крайности (голода и переедания) (Кол.2:23). Люди постятся, сообразуясь со своими силами и обстоятельствами. Так, пост послабляется путешествующим, больным, беременным и кормящим, детям, заменяясь делами милосердия и воздержанием чувств. Также в христианстве нет постоянных запретов на какие-либо виды продуктов (Деян.10:10–23, Мф.15:10–11, 17–19). Пища благословлена Богом, поэтому не может принести вреда сама по себе. «Не пища зло, а чревоугодие», по словам св.Максима Исповедника[14].
По пищевым предписаниям посты можно разделить на 5 категорий.
- Строжайший пост — запрещена любая пища, кроме воды (соответствует «полному голоданию» в медицине).
- Пост «с сухоядением» — разрешена невареная растительная пища без постного масла (соответствует строго вегетарианскому питанию в форме сыроядения, но разрешен хлеб).
- Пост «с ядением сварения» — разрешено употребление растительной пищи (вареной, тушеной), но без масла (соответствует строгому вегетарианству).
- Пост «с ядением сварения с елеем» — разрешена вареная и тушеная пища с растительным маслом.
- Пост «с ядением рыбы» — разрешены растительная пища с маслом и рыба.
Есть в Уставе дни однократного приема пищи (Сочельники Рождества, Богоявления и Страстная Пятница).
Таким образом, мы видим, что постную пищу составляет определенный круг продуктов — зерновые, овощи, бобовые, фрукты, ягоды, грибы, орехи, мед, растительные масла и рыба. Из этих продуктов наши предки умели готовить множество разнообразных вкусных блюд, забытых сегодня, дополняя их специями, приправами и растительными маслами (ореховое, конопляное, маковое). При этом можно говорить о сбалансированном питании, т.к. с данными видами продуктов человек получает все необходимые вещества. Также вегетарианское питание в практике поста непостоянно и прерывисто, чередуясь с периодами употребления в пищу животных продуктов. Редки дни полного воздержания от пищи (например, первые дни Великого Поста), к тому же, это воздержание является рекомендованным, а не обязательным. Для организма такие дни полезны, они играют роль некоторой «встряски» для всех систем, активизируя защитные силы. При этом не наблюдается никакой «подготовки к голоданию» и «выхода из голода», как в традиционных методиках. Верующие легко начинают пост и так же легко оканчивают его, нередко за днями воздержания следуют дни обильных праздничных трапез (например, в дни Пасхальной седмицы). Наглядно питание во время православных постов отражено в таблице[15].
Календарь постов и трапез
[12] А.В.Фалеев. Ошибки системы Г.Малахова (www.fatalenergy.com).
[13] Г.П.Малахов. Голодание в лечебных целях (www.genesha.ru).
[14] Источник: www.pravpost.org.ua
[15] Источник: www.bogoslovy.ru
[1] [2] [3]
Опубликовано: 03/06/2009