Православный пост:
«чудо голодания», диета или аскетический подвиг?
[1] [2] [3]
Называть именем «пост» различные методики голодания, разгрузочные диеты, раздельное и вегетарианское питание неправильно. Население православных славяно-русских стран редко страдало железодефицитной анемией, остеопорозом, аллергическими заболеваниями, астмой и другими болезнями, развивающимися у тех, кто исключил из рациона мясопродукты. У строгих вегетарианцев, кроме того, может наблюдаться дефицит витаминов, белков и аминокислот, которые есть в рыбе, употребляемой во время постов. Согласно последним исследованиям, наиболее рациональным образом питания служит именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи[16].
Однако сводить пост к режиму питания, конечно, нельзя. Пост в Православной Церкви имеет троякое содержание: это воздержание тела от животной пищи, а состоящим в браке — от супружеских отношений для его обуздания (1Кор.9:27), воздержание души от лишних эмоций и впечатлений путем уединения, и воздержание духа от страстей путем самоуглубления и покаяния. Без внутреннего поста внешний не имеет значения, превращаясь в обычную диету.
Пост известен с глубокой древности. Он не является особенностью только христианства, пост соблюдается также в иудаизме и исламе. В иудаизме это — Йом Кипур (День Всепрощения) и Девятого Ава — когда воздерживаются от пищи и питья 24 часа, менее строгие — 3 Тишрея, 10 Тивета и 17 Тамуза, «пост Эстер» перед праздником Пурим и «пост первенцев» перед Песах. В исламе пост установлен пророком Мухаммедом в 624 г., это воздержание в месяце «рамадан», пост по обету и пост в покаяние. В течение «рамадана» мусульмане воздерживаются от пищи, воды и курения от восхода до заката солнца, при этом ограничения не в качестве еды, а во времени ее принятия. Рекомендуется поститься в дни бедствий и затмений. Нарушением поста считается даже принятие лекарств (кроме жизненно необходимых). В католицизме пост видоизменился по сравнению с Православием в сторону менее строгого воздержания. Это запрет на вкушение мясной пищи («воздержание»), предписанный в пятницы всего года, в Великий пост и сочельник Рождества, и ограничение приемов пищи в течение дня («пост»), предписанный в «пепельную среду» (первый день Великого поста) и Страстную Пятницу.[17]
В Православной Церкви пост имеет давнюю историю и несколько значений. Так, в Ветхом Завете первым предписанием поста был запрет Бога на вкушение плода с дерева познания добра и зла в Раю для Адама и Евы (Быт.2:16-17). Этот пост являлся выражением послушания, был «подвигом свободы и любви»[18]. Также были известны посты покаяния, например, царя Давида, обличенного пророком Нафаном в прелюбодеянии (2Цар.12:16,22), ниневитян, обличенных пророком Ионой (Иона 3); пост пророка Моисея перед принятием скрижалей Завета у горы Синай (Втор.9:9), пост пророка Илии (3 Царств 19:8–10); посты скорби (Суд.20:26, 1Цар.31:13), посты всенародные (2Пар.20:3, Иер.36:9).
В Новом Завете примером воздержания служит Сам Господь Иисус Христос, постившийся в пустыне 40 дней (Матф.4:1–2). Он также говорил о сути поста, в частности о том, что пост — внутреннее, а не внешнее делание (Матф.6:16-18). Господом Его Апостолам дана власть в Церкви, в т.ч. и устанавливать сроки постов (Матф.18:17–18), так что, соблюдая пост, мы повинуемся Церкви и Самому Богу (Лк.10:16). В книге Деяний Апостолов упоминается пост первых христиан, в частности, Апостолы постились перед началом служения (Деян.13:2–3, 14:23), постились все бывшие на корабле ради избавления от бури (Деян.27: 33–34). В IV в., с расцветом монашества, начинается развитие практики аскетического поста — для очищения души и тела от страстей. Именно отцы-аскеты, пустынники развили учение о посте как духовном подвиге.
В настоящее время в Православной Церкви наиболее часто практикуется пост аскетический (многодневные посты, посты перед праздниками) и пост покаянный (по епитимии священника или перед Исповедью и Причастием). Самовольно подъять подвиг поста христианин не может, для этого необходимо следование Уставу и благословение духовника. Если вкратце изложить учение Православной Церкви о сущности поста, то оно заключается в следующем. Пост предполагает воспитание правильного отношения к еде, дисциплинирует нас, предписывая принимать пищу в определенное время, не переедать и довольствоваться простыми блюдами, т.е. избегать излишеств. Для современного человека пища стала культом, каких только изысканных рецептов сейчас нет! Пост же учит нас «Попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим.13:13–14). Количество пищи должно быть таким, чтобы не пресыщаться, но и не изнемогать, ведь время поста — еще и время напряженной духовной работы, требующей сил. Как говорил св.Ефрем Сирин: «Если сверх меры будешь утруждать тело, оно обратится в тягость душе». Больным и немощным не заповедан физический пост, т.к. они уже переживают страдания и ослабление своих сил. Т.е. опять-таки дело не в пище. В основании идеи поста лежит отрешение от всего неистинного, лишнего, обретение настоящего своего лица и подлинных отношений с Богом. Борьба в пост идет не с телом, а с извращенностью плоти, с самообманом, ведь сытый человек всегда заблуждается на свой счет, кажется сам себе лучше, чем он есть на самом деле. Пост есть положительное делание, т.к. обычно ведет к Покаянию («восстановлению Крещения») и Евхаристии.[19] О посте написано много книг, сказано много слов, но нигде нельзя найти высказываний вроде того, что воздержание христианина направлено против тела, или существует какой-либо запрет на конкретные виды продуктов (Деян.10:15). «Дело не в том, чтобы умертвить себя, а в том, чтобы в себе умертвить служение злу, питаться прежде всего Словом Божиим, а потом хлебом — внести нужный порядок в природу, данный Богом».[18]
Подводя итог данной статьи, можно сказать, что «Пост — это не обряд, это целостное миросозерцание евангельское»[19], утраченное в наш секуляризованный век. Церковь живет в окружении враждебного мира. Сейчас этот мир присматривается к Церкви, люди, далекие от Нее, следуя «моде на духовность», пытаются примирить свои взгляды, вкусы и пристрастия с православным мировоззрением путем «подстраивания» его под мораль современного общества потребления. По словам свт.Иннокентия Херсонского, «Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как подвигу поста. Посещать богослужения, приступать к исповеди — на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста — это кажется для многих слишком тяжелым и даже опасным»[20]. Исходя из этой тенденции, православный пост поставлен в один ряд с диетами, лечебным голоданием и оздоровительными методиками, из духовного подвига превратился в «разгрузочно-диетическую терапию», соблюдаемую ради красоты и телесного здоровья. Но нельзя перекроить христианство под себя. Такой «пост», сохраняя название, утрачивает свой смысл духовного обновления, оставляя привычное потакание плоти в псевдоцерковной оболочке. Отсюда обилие в современном православном книгоиздательстве книг типа «500 лучших рецептов постных блюд»…
Не Господу нужен наш подвиг («Пища и питие не приближают нас к Богу», 1 Кор.8:8), а нам самим! Только войдя в Церковь, уяснив ее предназначение, мы сможем понять и смысл поста, неразрывно связанного с жизнью в Боге, необходимость воздержания для духовного роста и обновления. Господь предупреждает в Евангелии: «Горе вам, насыщении ныне! Яко взалчете!» (Лк.6:25). Святитель Игнатий (Брянчанинов) сокрушенно восклицал: «Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага?..».[21]
[16] Пост с точки зрения врача-аллерголога (www.med.zp.ua).
[17] Источник: ru.Wikipedia.org
[18] Еп.Афанасий (Евтич). Покаяние, исповедь и пост (www.pravbeseda.ru).
[19] Арх.Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Психология поста.
[20] Свт.Иннокентий Херсонский. Пост — заповедь Божия. Учение Православной Церкви о святых постах.
[21] Свт.Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. О посте.
[1] [2] [3]
Опубликовано: 03/06/2009