Ростов Великий
Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь
«…И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро». («Повесть временных лет»)
Недавно мы с супругой отправились в один из древнейших центров России — Ростов Великий. «Повесть временных лет» называет его «городом», куда сажались княжеские наместники уже в 862 году. Значит, Ростов намного старше. В древности Ростов был «опорным пунктом» славян, колонизировавших земли, на которых жили чудь, меря и весь. Город стоит на озере Неро (в переводе с языка меря «болотистое, илистое место).
С XI в. Ростов — центр северо-восточных владений русских князей, так сказать, колыбели будущего Российского государства. С XIII в. появляется самостоятельное Ростовское княжество. Здесь княжил внук Юрия (Гюрге, т.е. Георгия) Долгорукого Константин Мудрый, князь ростовский и великий князь владимирский, старший сын Всеволода Большое гнездо. Его младший брат Юрий, также великий князь владимирский, старался прибрать к рукам землицу родственника. Но Константин Ростовский с союзными новгородскими войсками наголову разбил дружину Юрия в апреле 1216 года на реке Липица. Между прочим, в этой битве участвовал и знаменитый хоробр (богатырь) Александр, больше известный нам по былинам как Алеша Попович. Поскольку он был сыном ростовского попа, то и служил ростовскому князю, после смерти которого перешел на службу к князю киевскому. А вот как описываются эти события в Лаврентьевской летописи: «Злой дьявол… воздвиже некую котору злу межи князи», из-за чего братья бились «у Юрьева и одоле Константин… и седе Константин в Володи мере на столе, а Юрьи в Суздали» («на столе» — т.е. на престоле). Позже братья помирились, и когда Константин в 1219 году умер, то Юрий стал «в отца место» сыновьям ростовского князя — Василько и Всеволоду.
После смерти Константина и регентства Юрия княжить в Ростове стал Василько. Этот князь героически сражался в битве с Батыем на реке Сить (1238 год), попал в плен. Его пытали и принуждали перейти на службу ханам, однако Василько отказался, за что был жестоко казнен. В летописях Василько упоминается как любимый князь ростовчан. Причислен Русской православной церковью к лику святых как мученик. Между прочим, причислен к лику святых и дядя Василько — все тот же Юрий Всеволодович. Он геройски погиб в битве на реке Сить, а вся его семья была убита при взятии монголами Владимира. Считается, что именно Юрий Всеволодович основал легендарный град Китеж.
Расцвет Ростова был прерван татаро-монгольским нашествием, город был захвачен и разорен. Есть легенда, что жители Ростова тогда утопили в озере Неро все свои богатства, чтобы они не достались захватчикам. В XV в. ростовские земли вливаются в Московское княжество. В Смутное время Ростову снова досталось: в 1608 году он был сожжен и разграблен поляками.
Герб Ростова — «в червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя», утвержден в 1778 году. Считается, что герб — отражение многовекового языческого культа, господствовавшего в этих местах. В славянском язычестве особо выделяются культы трех животных — оленя (лося), медведя и волка. Достаточно внимательно рассмотреть орнаменты вышивок на старинных убрусах или полюбопытствовать, что изображено на культовых предметах из Триполья, чтобы в этом убедиться. Кто интересуется — почитайте «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» Б.Рыбакова, узнаете много интересного.
Кстати, по легенде Богоявленский Авраамиевский монастырь в восточной части Ростова — один из самых древних монастырей северо-восточной Руси, был основан преподобным Авраамием Ростовским на месте капища идола Велеса (или Волоса, у славян он был грозным «скотьим богом», считался покровителем охоты, русские крестьяне даже в XIX веке еще вешали на скотных дворах медвежью лапу в знак «влесовой охраны», чтобы оградить загон от хищников). Авраамий никак не мог уничтожить капище Велеса и, наконец, после молитв ему явился Иоанн Богослов и вручил ему жезл. С помощью жезла Авраамий разрушил идол Велеса. Жезл этот хранился в монастыре. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и позаимствовал этот жезл, рассчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань, которая в итоге пала. Иван IV после взятия Казани повелел построить в Москве храм Василия Блаженного на Красной площади, а в Ростове тогда же появился его «младший брат» — Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства казны в Авраамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за жезл. Где находится жезл сегодня — неизвестно.
Итак, мы в городе. И первое место, куда нас повезли, это Спасо-Яковлевский мужской монастырь. Действующий.
Основан в 1389 году ростовским епископом Иаковом. Иаков был изгнан из города ростовчанами за то, что заступился за приговоренную к смертной казни блудницу. По легенде, он бросил в воды Неро свое одеяние, встал на него и поплыл по озеру. Горожане, видя такое чудо, раскаялись, стали просить у него прощения и молили его вернуться в Ростов. Но Иаков сошел на землю там, куда «причалило» его одеяние, на котором он плыл и основал на том месте монастырь.Первоначальные постройки до нашего времени не дошли, поскольку все были деревянными.
В монастыре сразу обращаешь внимание на два храма — Собор Зачатия св. Анны и Собор св. Димитрия Ростовского.
Паперть Зачатьевского собора украшена колоннами с ионическими капителями. Вплотную к Зачатьевскому собору пристроен храм св. Иакова Ростовского.
Портик собора Димитрия Ростовского обставлен колоннами с коринфскими и готическими капителями, украшен меандровым орнаментом. Между колоннами в нишах можно увидеть прекрасные скульптурные барельефы, на которых изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов.
Возвышение Яковлевского монастыря связано с именем св. митрополита Димитрия Ростовского, составителя «Четьи-Миней». Он родился в 1651 году под Киевом в семье полкового сотского Саввы Туптало. При рождении был назван Даниилом, при постриге получил имя «Димитрий». Его проповеди и учёность обратили на себя внимание, и Пётр I определил его сначала тобольским (по состоянию здоровья Димитрия это решение было отменено), а затем ростовским митрополитом.
Димитрий открыл в Ростове училище, занимался литературной деятельностью. Умер в 1709 году и был похоронен в монастыре. Он был причислен к лику святых, а в 1757 году произошло обретение его мощей. В честь этого небольшая Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую, а населённый пункт при ней в 1796 году был объявлен городом с названием Ростов-на-Дону. В 1928 году монастырь был закрыт, в 1989 году возвращён РПЦ.
Мощи Димитрия, а также ростовских святых Авраамия и Иакова находятся здесь, в Зачатьевском храме.
В 1996 году в монастыре построена часовенка над святым источником во Св. Иакова.
Ну вот и всё, время вышло, экскурсовод торопит, краткая экскурсия подошла к концу, надо ещё много чего посмотреть в Ростове. Спешу к выходу.
Опубликовано: 05/08/2009