Почему лучше быть верующим?
О встречах со злом
Если говорить о различиях между истинно верующими и неверующими людьми, то их наберется на целую книгу. Попробуем рассмотреть этот вопрос пока лишь в аспекте встречи человека со злом.
Что делаем мы обычно, встречаясь со злом в других людях? Ну, прежде всего, наверное, встаем в позу под названием «Я здесь ни при чем» или «Я выше этого» (т.е. «Я — лучше»). За ней, почти всегда, следует не менее популярная поза Судии, условно назовем ее — «Синедрион». И уж после этого, почти каждый из нас становится клеветником, так как злобой сердца и ума своего клевещет на ближнего, и передает другим свое представление о нем (мнение), которое обязательно искажено самомнением, высокомерием, уничижением других, злорадством…
Просто мы не любим, не умеем любить: ни себя, ни ближнего, ни Бога, завещавшего нам любовь. Мы даже не стремимся к тому, чтобы исполнить Его заповедь — совет и просьбу Бога Любви, ибо не задумываемся о важности (для нас же) её исполнения. Мы мним о себе… и этого с нас, кажется, довольно.
А если хочется большего? Если хочется истинно видеть, понимать, чувствовать? Если хочется жить истинно, то есть по-настоящему? Тогда стоит вспомнить о завете Бога и изучить все Его рекомендации для желающих последовать Его примеру. Одним словом, надо стремиться к изучению Предания Православной Церкви, к наполнению Духом его всей своей жизни, т.е. оживотворению ее Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа. И тогда (только тогда!) откроются наши глаза, и мы сами увидим все, что бережно хранилось и передавалось из поколения в поколения в среде христианской, о чем свидетельствуют святые, о чем свидетельствует Сам Дух Святой через Предание Святой Апостольской Церкви. Евангелие вне Св. Предания, т.е. вне действия Духа Святого понять невозможно. Вне Церкви можно мнить о Евангелии, мнить О Боге, мнить об окружающем мире, мнить о себе, но истинно познавать, истинно видеть и понимать можно только пребывая внутри Церковного Организма, т.е. будучи членом мистического Тела Христового по слову Апостола. Причем важно пребывать не формально, а реально — телом, душой и духом, всем единством своего человечества соединяясь со Христом, а не духом только, не душою только, и тем более не телом только, как мнят некоторые.
Весьма полезна в этом смысле заложенная в нас Богом (но поврежденная грехом) целостность естества нашего, благодаря которой, погружаясь во Христа даже одним из параметров своего человечества, мы постепенно собираем в Него и все прочие. Правда, полнота единения со Христом всё равно остается недостижимой, ибо, как Бог, Он — безконечен. Потому задача человека сводиться лишь к тому, чтобы отдать всего себя, без остатка, в руки милостивого Творца и Вседержителя, чтобы посвятить всего себя единому Источнику блага и жизни — Богу.
Вообщем, одним из первых отличий православно (т.е. правильно и вполне) верующего человека есть его отношение ко злу. Когда речь заходит о встрече со злом, он в первую очередь думает не о зле внешнем, а о зле внутреннем, о зле в себе, а не в других, ибо зло в других совсем не так реально, как зло в себе. Такова природа зла, его личностный характер. Именно знание об этом дает право некоторым святым учить не верить в реальность зла в других людях, а наоборот — верить в их чистоту, и быть готовым пострадать за эту веру в чистоту ближнего Христа ради: Христа ради в себе и в ближних. В каждом из нас дремлет семя Христово. И пребывающий в нас Христос верует в нас и ждет нашей веры, нашей решимости поверить Ему и последовать за Ним. Ибо мы всегда действуем сообразно тому, во что верим.
Итак, согласно православной вере, злом есть прежде всего зло внутреннее, зло личностное, т.е. мое собственное зло, а вовсе не зло окружающих меня людей. И если человек действительно хочет сражаться против зла, то должен сражаться, сначала против зла в себе. О том, как это делается, писали многие подвижники благочестия. Вся наша аскетическая литература, неведомая, к сожалению, неверующим людям, посвящена именно этой теме. Потому здесь мы отметим лишь главное —возможность результативно противостоять злу в себе существует: оно побеждается силою Христовою.
А как же быть со злом внешним? Помнится, Христос говорил, что прежде надо вынуть бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза ближнего. В этих словах содержится весь ответ. Во-первых, Спаситель четко говорит о том, насколько наше собственное — внутреннее зло — больше зла внешнего, носителями которого являются окружающие нас люди. Во-вторых, указывает на конкретный путь к исцелению: через очищение от зла внутреннего — через покаяние. Этот безценный опыт очищения себя через покаяние открывает глаза на природу зла вообще, а также наделяет спасительной силой благодати. Потому опыт борьбы с личным злом становится незаменимым и при желании помочь ближнему и, главное, смиряет. Ибо боровшийся со злом внутренним познал свою немощь перед ним. Естественно, что он будет более терпеливым и снисходительным, благодушным и всегда готовым простить раскаявшегося (и даже не раскаявшегося). Истинно верующий всегда рад простить зло, направленное на него, и даже жаждет простить другого, ибо страдает вместе с ним, мучается вместе с ним и радуется вместе с ним. Он понимает, знает, что душа злодея страдает от демонского насилия, болеет злом. Именно болеет, а значит, нуждается в лечении, а не осуждении, в заботе, а не обличении. Больной прежде всего нуждается в любви, а не во гневе нашем. Таким образом, верующий ведет себя более корректно, более грамотно и более плодотворно, гневаясь на грех, а не на согрешившего человека и воюет вместе с ближним против греха его, а не против него самого. В результате верующий и свою душу сохраняет от зла, и ближнему помогает спастись. Верующий знаком с Истиной, и действует исходя из истинного знания вещей. Ему открыты законы духовной жизни, ему понятны и законы мира сего. Он мыслит из любви, а не из гордости. Верующий ведом Самим Богом, в то время как неверующий блуждает в темноте неведения. Его душа, лишенная света истинной веры, находится во власти различных суеверий. Те же понятия добра и зла вне религиозного контекста неясны и смешаны. В голове у неверующего все перепутано, а человек, просвещенный светом Божественной истины, мыслит и чувствует ясно. Потому и не бросает он ближнего своего в беде, не отпрыгивает от него, как от прокаженного, чуть заметив какие-либо «неидеальности». Наоборот, он взваливает себе на плечи его ношу, и несет вместе с ним, пока жизненные пути их, волей Божией, совпадают.
Правда, все вышесказанное относится не просто ко злу внешнему, а ко злу непроизвольному, с которым мы встречаемся на каждом шагу. Однако существует и другой вид внешнего зла — зло произвольное, зло, как личностный выбор человека, как сознательный выбор его воли. При встрече с таким злом, истинно верующий тоже не спешит с осуждением, а пытается пробудить ближнего, подтолкнуть его в сторону добра, помочь нести тяготы, на тот случай, если выбор был сделан случайно, от безысходности или по какой-либо другой исправимой причине. Лишь убедившись в нежелании ближнего поменять курс, убедившись в его нежелании обратиться от зла к добру (что случается крайне редко), верующий человек отходит в сторону, чтобы не участвовать в темных делах его жизни. Но, даже отойдя в сторону, он не будет злорадствовать и возноситься, а будет скорбеть о страданиях нераскаявшегося грешника, которые неизбежно падут на его голову. А сердце его будет молитвенно предстоять пред Богом, прося просветления нерадивому соплеменнику.
Разве такое по плечу неверующему человеку, который даже не догадывается о том, на сколько болен грехом каждый из нас и насколько болен он сам? Неверующему невдомек от чего хочет спасти его Христос-Спаситель. Неверующему человеку Христос не надобен, а без Христа все выше перечисленное совершить невозможно.
Кроме того, вне Христа встреча со злом повергает человека в безысходное уныние. И только вера во Христа, вера в спасение, даруемое Им, вселяет в сердце мужество перед лицом торжествующего зла. Вера — единственное вполне реальное обоснование надежды.
Опубликовано: 15/03/2007