Евангельские образы милосердия
«Стокгольм, Париж… Как провинциально… Все провинциально — кроме Библии», — сказала как-то Фаина Раневская. Чтобы стать достойными жителями единственной Столицы, нужно уметь читать Слово Божие, пробиваясь сквозь знакомые слова к новому, более глубокому пониманию, и дальше — к более совершенному исполнению.
Мы попросили ответить на наши вопросы о чтении Евангелия о. Вячеслава Резникова, священника храма Покрова Божией Матери в Тарасовке (г. Москва), преподавателя Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и курсов для учителей Закона Божия при отделе катехизации и религиозного образования Московской Патриархии.
— Как чтение Евангелия может помочь научиться милосердию?
— Чтобы Евангелие научило нас делать добро, надо читать его с единственной целью: узнать, что доброго сделал для нас Господь Иисус Христос. И когда наконец поймешь и всем сердцем осознаешь благую весть о том, что тебе прощен неоплатный долг, десять тысяч талантов, и тем самым и ты получил жизнь, и твоя семья не будет продана в рабство, и все это навсегда, навечно, — разве после этого не размягчится, не умилостивится сердце? А то ведь оно напряжено, оно все время наготове — бороться, отстаивать свои интересы, свои «права». А теперь тебе вдруг все дано, дано «с избытком» (Ин. 10, 10), и никто у тебя этого не отнимет. Ну разве теперь придет в голову — душить своего ближнего, который задолжал всего лишь сто динариев? И еще в Евангелии надо услышать, какой ценой дано тебе это благо: твой долг выкупил Единый Безгрешный, ценой Своей жизни. Представь, что твой друг своею грудью заслонил тебя от пули. Как бы ты после этого жил? Разве не стало бы оскорблением памяти твоего друга сделать то, что он ненавидел? А за тебя, именно за тебя умер Тот, Кому ты недостоин «развязать ремень обуви» (Лк. 3, 16), и ты уже не свою жизнь доживаешь, а принял Его жизнь. Из Евангелия ты узнал, какова была Его жизнь. Какой же должна быть теперь твоя, фактически новая, жизнь, которую Он тебе подарил?
— Домоправитель неверный (Лк. 16) есть ли образ милосердного человека?
— Человек не сразу приобретает милостивое сердце. Потому что полное осознание того, что сделал для нас Господь Иисус Христос и кто мы теперь, — дается не сразу. На первых порах приходится принуждать себя делать добро. Голос разума, чувство христианского долга говорит: «Какой же ты христианин, если не выполняешь Христовых заповедей? Как ты войдешь в вечную жизнь, о которой ты в Символе веры утверждаешь, что «веруешь» в нее и «чаешь» ее?» А ленивое сердце отвечает: «Да, это конечно так, но времени еще много, успею исправиться». И тогда по воле Божией нас постигают как бы «удары судьбы», чтобы встряхнуть ленивого, чтобы реально ощутил, что силы и способности, на которые надеялся, — не вечны, а смерть — вот она, совсем рядом. Вдруг поймешь, что то, что всегда считал своим и распоряжался как хотел, оказывается, не мое и может быть в любой миг отнято. И надо, наконец, пока еще есть возможность, распорядиться этим к истинному своему благу. Вот и этого управителя, которого принято называть «неправедным», просто постиг «удар судьбы», и он делает правильный вывод. Блудный сын, о котором перед этим был рассказ, прошел свой путь до конца, до полной нищеты. А благоразумный управитель был остановлен. И вместо того, чтобы напоследок утащить, пропить еще что-то хозяйское — мол, «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32), — постарался сделать добро кому-то, чтобы в преддверии еще больших бед заручиться хоть чьей-то любовью и поддержкой. Это — начало пути к истинному милосердию, и «неправедного управителя» лучше бы называть «благоразумным». Но назвать его «милостивым» пока еще нельзя.
«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы внеправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16, 1–12)
— Почему в качестве образчика милосердия Господь приводит самарянина?
— Это для того, чтобы мы научились везде видеть доброе и отделять его от всего остального, ненужного и вредного, из всего бы научились извлекать пользу. Пчела не все растение тащит в свой улей, а из каждого собирает только мед. Так, увидев в иноверце или в совсем неверующем нечто доброе, надо умилиться сердцем и сказать: «Вот, не знающий Бога как поступает! Как же мы, знающие истинную веру, должны поступать!» Даже и у птиц, и у полевых лилий есть чему поучиться. «Взгляните на птиц небесных», «Посмотрите на полевые лилии», — говорит Господь, — видите, как Господь заботится о всем творении, «вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 2–4). И даже волов и ослов иногда можно поставить в пример: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет!» (Ис. 1, 3). Но это не значит, что мы при этом должны учиться и воловьей тупости, и ослиному упрямству. Это не значит, что ложную веру милостивого человека сразу надо считать наравне с истинной или неверие приравнять к вере.
«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 3–5)
Народ г. Самарии произошел от смешения ссыльных иудеев, оставшихся от пленения десяти колен Израиля, и язычников Ассирийского царства. Самаряне служили языческим идолам, но почитали и Иегову. Самаряне и иудеи враждовали между собой: иудеи смотрели на них как на язычников и считали преступным входить с ними в любые отношения.
— Как научиться читать Евангелие ежедневно?
— В чем состоит общение с человеком? — В том, что мы и говорим, и слушаем. А в чем состоит общение с Живым Богом? — В том, что мы ежедневно и молимся, и читаем Священное Писание. Представь себе человека, который все просит и просит, не давая собеседнику даже слова сказать в ответ. Нравится? Вот и ты такой, когда только молишься, а Слова Божия не читаешь.
— Какие толкования Евангелия нужно читать?
— Толкований много, а ты читай такие, которые тебе сейчас интересны, которые ты способен воспринимать в твоем нынешнем духовном возрасте. Бывают научные толкования, а бывает, что человек просто делится своим опытом чтения Евангелия, своими открытиями, которые поразили. Где слово Божие, там не должно быть скуки. Советуйся с духовником, с друзьями, сам делись своими находками. Иногда прочтешь то, с чем не согласишься, и это побудит тебя самого подумать, самому вчитаться в Евангелие, и Бог и тебе что-то откроет. Иногда услышишь строгое: «Читать надо только толкования святых отцов!» Но святыми-то люди объявляются только после кончины, значит — что? Не подходи к воде, пока не научишься плавать?.. Безусловно, читая Евангелие, надо параллельно и обогащаться двухтысячелетним церковным опытом чтения этой Книги. Толкования могут быть разными и неожиданными, потому что все люди — разные и каждое время ставило перед церковными людьми свои задачи. Но — все должно быть в ограде Православной Церкви. Нельзя выходить за границы, очерченные православным церковным догматическим учением.
— Нужно ли читать Апокалипсис?
— Этот вопрос, очевидно, следствие недавнего сотрясшего православный мир спора об ИНН. Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, в отличие от других книг Нового Завета, книга о том, что еще не произошло, и она особенно привлекает толкователей, склонных к свободному полету фантазии. Ну что же, и о посланиях Апостола Павла сказано, что в них «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. З, 11). В Апокалипсисе есть много простого и назидательного, например, в том, что «Дух говорит церквям» (3, 13) во второй и третьих главах. Есть там о грядущих бедствиях, об искушениях антихриста, сквозь которые нам с Божией помощью надлежит пройти. Много там открывается об участии в нашей жизни Святых Бесплотных сил небесных. Говорится там и о непреодолимом упорстве людей греха, и о неизбежном окончательном торжестве правды, и о новом, небесном Иерусалиме, где будут пребывать с Господом Богом все верные. А кстати, об ИНН. Вспомним, как в самом начале Евангельской истории тоже была перепись, тоже всех пересчитывали, и тоже на предмет взимания налогов (Лк. 2, 1). И тоже, как говорит история, по этому поводу было целое восстание: как это так, нас, Божий народ, пересчитывать?! А другие — спокойно пошли воздавать кесарю — кесарево. «Пошел также и Иосиф из Галилеи… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк. 2). А как последняя глава Апокалипсиса завершает Новый Завет: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22, 1–2). И чтобы, прочитав весь Новый Завет, вместе с Апостолом Иоанном Богословом воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 21), надо читать его непременно с молитвенным призыванием Святого Духа. По мере сил надо в своей жизни еще и еще творить правду, которая тебе постепенно открывается. А также — еще и еще освящаться, участвуя в таинстве Евхаристии, в жертвоприношении Агнца Божия, взявшего на себя грех мира (Ин. 1, 29). А иначе — ничего не получится. Будешь читать и не видеть. Как и апостолы, если бы не получили Святого Духа, — так и сидели бы в запертой, «страха ради иудейска», горнице, хотя вся земная жизнь Господа Иисуса Христа прошла перед их глазами.
— Может ли Евангелие помочь определить мою меру милосердия? Например, если я буду ко всем милосерден, я и до работы не дойду — буду всем помогать.
— Апостол Петр говорит: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1, 5). Даже добрый самарянин не остался сидеть со спасенным до полного выздоровления. Он попросил об этом гостиничника, оставив денег, а сам отправился по своим делам. Писание часто предостерегает от дел не по силам и не по разуму. «Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2, 14). «Вникай в себя и в учение» (1 Тим. 4, 16), то есть не только — каким ты должен быть, но и — на что у тебя сейчас есть силы, что ты можешь сейчас сделать без ропота и сомнения. Побуждая давать милостыню, апостол тоже предостерегает: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7). Ну а иной, действительно, видит в себе призвание — всем подряд помогать, ни на что и ни на кого не оглядываясь, как, например, Филарет Милостивый. Мера в том, чтобы именно «без ропота и сомнения».
Опубликовано: 06/10/2009