Вы здесь

Архиерей

Cвятитель Спиридон Тримифунтский

Cвятитель Спиридон Тримифунтский

В 325 г. император Константин Великий решил созвать I Вселенский Церковный Собор в Никее близ Константинополя. На Собор были приглашены все архиереи, уцелевшие во время гонений. Святитель Спиридон Тримифунтский был до посвящения в сан простым пастухом на Кипре, потому он пришёл к императорской резиденции, где проходил Собор, в своей пастушеской одежде: ветхом плаще и старых сандалиях. Другой одежды у него не было. Он всё раздавал бедным.

Римский воин, стоявший на страже у дворца, сказал ему:

— Иди отсюда, убогий. Здесь император с архиереями заседают.

— Я — архиерей, — сказал святитель Спиридон.

— Какой ты архиерей! — возмутился стражник и ударил святителя по щеке. Тот немедленно подставил другую щёку.

— Да, ты — архиерей, — согласился воин и с почтением уступил ему дорогу...

I Вселенский Собор имел огромное значение в истории Православной Церкви. Впервые представители всех Поместных Церквей могли встретиться друг с другом и обсудить важнейшие вопросы вероучения. В первый раз на весь мир мог прозвучать голос всей Церкви. Собор осудил Александрийского пресвитера Ария, необыкновенно гордого своей учёностью человека. Он утверждал, что Сын Божий сотворён и не вечен. Своим хитроумием и ораторским мастерством Арий увлёк в эту ересь не только многих простых людей, но даже некоторых священников и архиереев. Ложное учение Ария как бы исключало Христа из Святой Троицы. По преданию, не стерпев таких кощунственных речей о Сыне Божием, святитель Николай ударил его по лицу, Арий, конечно, не подставил другую щёку, а потребовал осудить святителя и не успокоился, пока его не заключили в темницу. Тогда святитель Спиридон, которого связывала со святителем Николаем духовная дружба, явил всем как бы наглядный символ Троицы, Единой в Трёх Лицах. Он легко сжал кирпич, и из него вырвалось пламя, вниз истекла вода, а в руке осталась глина. Вступившему с ним в прения греческому философу, защищавшему ариеву ересь, он сказал: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо и землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово — это Сын Божий, Который сошёл ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцом, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно...» Этими словами святитель Спиридон, в сущности, сформулировал тот Символ веры, который был принят на I Вселенском Соборе и который мы сейчас исповедуем.

Мощи святителя Спиридона

Мощи святителя
Спиридона Тримифунтского

Философ, умолкнув, сказал своим друзьям: «Слушайте, пока состязание со мной шло посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила — доказательства стали бессильны против неё, так как человек не может противиться Богу».

Святитель Спиридон Тримифунтский поражает нас своей удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему Богом. По его молитвам на Кипре регулярно шли дожди, хотя вообще на этом острове засуха — обычное явление, а дождь — как праздник. Он воскрешал мёртвых, укрощал штормы и бури. Едва святитель ступил на берег Александрии — рассыпался в прах самый страшный языческий идол со всеми жертвенниками.

В истории Церкви святитель Спиридон почитается наравне со святителем Николаем. И мощи их, по Промыслу Божию, почиют совсем рядом, напротив друг друга: святителя Николая — в Бари, а святителя Спиридона — на о. Корфу.

В день памяти святителей в храмах читают особое святительское Евангелие от Иоанна:

«Я есмь дверь; кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин. 10:9).

Эти слова свидетельствуют прямо против ариан, с которыми сражались святители Христовы Николай и Спиридон.

Журнал «Мгарский колокол»: №35, декабрь 2005