Оккультно-сектантский характер
антиалкогольного учения В.Г. Жданова
[1] [2] [3] [4]
В христианстве вино всегда воспринималось как Дар Божий. Вот, что говорит по этому поводу Священное Писание:
«Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя», — гласит книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (31: 31–33).
Первое чудо, которое сотворил Господь, было превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской.
В Евангелии есть прямое указание на то, что Иисус Христос Сам употреблял вино: «..Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк. 18: 33–34).
«Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека», — так воспевает величие Творца Псалмопевец Давид в 103 псалме.
Более того, в Писании признаются целебные свойства вина: «Впредь пей не одну воду, — пишет апостол Павел Тимофею, — но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).
Разумеется, и в библейские времена люди знали о пагубных последствиях неумеренного употребления вина. В Священном Писании мы можем найти множество предостережений.
«Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством. Горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре». (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова).
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», — пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам (5:18).
Ещё более грозные слова звучат в Послании к Коринфянам: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).
И библейское и святоотеческое учение на это счет весьма ясно: необходимо отличать благость Даров Божьих от греховных поступков человека, который может употреблять эти Дары во вред. Нет ничего скверного в вине: грех коренится в неумеренном его употреблении. Равным образом не может быть ничего скверного ни в мясе, ни в браке. Правила Святых апостолов говорят об этом недвусмысленно: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от Церкви. Так же и мирянин» (Правило 51) и «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяс и вина, гнушаяся, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, яко сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим». (Правило 53).
Вот, что говорит о вине Святитель Иоанн Златоуст:
«Я слышу, как многие, когда встречаются такие случаи [т.е. случаи пьянства], говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, — о, человек, — причиною такого зла? Нет, — не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, — потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, — потому что есть воры; пропади свет, — потому что есть клеветники; да погибнут жены, — потому что есть блудницы. Таким образом ты всё наконец захочешь истребить. Но ты не поступай так, — ЭТО САТАНИНСКИЙ ДУХ. Не презирай вина, но презирай пьянство. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все его безобразие. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя?» (Толкование на св. Матфея Евангелиста. Беседа 57 пар. 4, 5).
«Ничто не может быть столь полезным врачеством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы. <…> Смотри, как это врачество против скорби, пособие к поддержанию здоровья, когда преступило за пределы умеренности по неведению, не только не принесло Ною никакой пользы, но и повредило его состоянию. Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение [т.е. виноград], производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так необдуманно. Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая ещё прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда ещё и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения. Посвященные знают, о чем говорю» (Беседа 29 на книгу Бытия. Пар. 2, 3).
Итак, то, что человек предается блуду или чревоугодию, совсем не значит, что надо объявить злом и запретить деторождение или принятие пищи. В равной степени это же относится и к алкогольной продукции. Я убежден, что православные христиане должны и обязаны противостоять спаиванию нашего народа, которое особенно за последние годы приняло чудовищные, ужасающие размеры. Но бороться надо не с вином, а с причинами пьянства.
Таким образом, нужно не пропагандировать отвращение к вину, как к таковому, а призывать людей к воздержанию, опираясь на бесценный опыт Церкви. Да и вообще здравое отношение к подобным вопросам может быть только в ограде Церковной и единственная опора на пути борьбы со страстями — Сам Господь. И брань эта возможна только с осознанием собственной немощи и с упованием на нашего Господа Иисуса Христа, без которого даже победа над страстью не станет душеспасительной. Любая борьба со страстями вне, либо помимо Него может привести либо к плачевному поражению, либо к торжеству самой страшной из страстей: непомерной, сатанинской гордыни.
Итак, пора делать выводы.
В.Г. Жданов начинает со лжи: он присваивает себе несуществующие научные степени. Более того, он не является экспертом в тех областях знаний, которым посвящены его лекции: он не биолог, не нарколог, не офтальмолог (и не медик вообще), не экономист, не историк и не политолог. По своей специальности — оптике — лекций он не читает. Соответственно доводы его с точки зрения тех наук, которые он затрагивает, не просто безграмотны, а чудовищно, фантастически невежественны и способны подействовать разве что на малообразованную аудиторию, завороженную титулами «профессор», «академик» и пр. Во многом впечатление от лекций Жданова формируется благодаря жесткому, категоричному, напористому и безапелляционному способу подачи материала и тем благим целям (не менее чем спасение Отечества), которые лектор декларирует.
Вся лекционно-семинарская деятельность Жданова имеет вполне явно выраженную финансово-предпринимательскую подоплеку, в частности выраженную в неэтичном навязчивом распространении им продуктов коммерческого культа «Тенториум», членом которого он является.
Несмотря на православную самоидентификацию, Жданов придерживается расхожих материалистически-оккультных воззрений и, в угоду своим взглядам, грубо искажает Священное Писание и Предание. Он видит историю и политологию через конспирологические линзы и всячески превозносит «великого Сталина», как единственного борца с темными заговорщицкими силами. И это неудивительно: сумрачный и душный мир Жданова наполнен злобными кознями тайных врагов, скрытых вредителей и их агентов, с которыми нужно вести войну на уничтожение до победного конца. Борьба эта ведется лишь своими силами: в мире Жданова фактически нет места для Божией благодати, прощения, милосердия, любви, да и для самого Христа (вспомним хотя бы гадливое отношение Жданова к больным детям, именуемыми им «уродами» и «дебилами»). Все, кто в этой борьбе не со Ждановым, объявляются либо открытыми врагами (агентами алко-, табако- или наркомафии), либо алкоголиками (шизофрениками и мазохистами). Типичный ждановец — гордый, самодостаточный человек, превозносящий себя за то, что бросил употребление всякого алкоголя (а также дрожжевого хлеба, кефира и кваса). Он раздельно питается, делает глазную гимнастику, распространяет продукцию «Тенториум», считает себя принадлежащим к элите человечества и презирает тех, кого он презрительно именует «культурнопитейщиками» (т.е. людей, хоть изредка употребляющих алкоголь). Типичное для сектантского менталитета элитарное мышление — налицо. Дух смирения, терпения и любви ждановцу не нужен вовсе. Да и зачем он, если единственная цель жизни и смысл существования — полное воздержание от алкоголя и распространение этого воздержания на как можно более широкий круг людей, желательно, на всю страну. Эта цель объединяет ждановцев с неоязычниками, оккультистами из «Мертвой воды» («К богодержавию»), ивановцами и прочими сектантами.
Жданов совершает подлог, постоянно перечисляя дар Божий — вино в одном ряду с табаком и наркотиками. Как следствие этого, он постоянно глумится над вином (называя его не иначе, чем «пойло»), которое сам Господь избрал для совершения Евхаристии (что роднит Жданова с членами древней секты аквариев) и над другим элементом Евхаристии — дрожжевым хлебом. Если бы Владимир Георгиевич был членом Церкви, то из-за этого он попал бы под прещения упомянутых выше 51-го и 53-го апостольских правил, да и множества других канонов (Анкир. 14; Гангр. 2, 21 и др.). Но, в силу своих оккультных воззрений, искажения слов Писания, клевете на Спасителя и установленное Им Таинство Жданов не может быть членом Церкви вообще до публичного покаяния и отвержения проповедуемых им лжеидей.
В силу этого мы считаем, что православные просветительские организации, занимающиеся борьбой с алкоголизмом и пьянством, не должны сотрудничать с В.Г. Ждановым и возглавляемыми им организациями. Помимо перечисленных выше причин мы назовем ещё одну: нам кажется, что своими невежественными и антинаучными лекциями, сдобренными изрядной дозой лжи, Жданов способен лишь дискредитировать любое доброе начинание и, в длительной перспективе, принести результат обратный ожидаемому.
[1] [2] [3] [4]
Опубликовано: 31/10/2009