Вы здесь

Священник Даниил Сысоев:

«Символ иного мира важно не перепутать с подлинником»

Брак в Кане Галилейской
Брак в Кане Галилейской.
Мозаика. XIV век. Церковь
монастыря Хора (Кахрие-
Джами), Константинополь

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.

Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

— Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой — дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ — не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

— Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено — это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

— Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

А что такое «красовуля»?

— Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

— Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

Можно ли пить вино и водку в пост?

— Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие — не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост — временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

— Были такие православные — комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

— Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя — грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво — сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино — грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, — а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, — им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

— В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

— Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это — плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина — исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики — нет.

Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

— У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка — прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

— Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

«Нескучный сад»