Святитель Николай Японский. Апостол страны восходящего солнца
Р авноапостольный Николай (Касаткин), создатель и первоиерарх японской церкви, является выдающимся русским миссионером 20-го века. Почив в 1912 году, он был причислен к лику святых через шестьдесят лет после своей кончины (31 марта 1970 года).
1 августа 1836 года в селе Береза Смоленской губернии в семье бедного дьякона Димитрия Касаткина родился сын. Мальчика окрестили Иваном. Кто мог тогда подумать, что Ваня Касаткин станет третьим русским святым, прославленным в чине равноапостольных, — третьим после святой княгини Ольги и святого князя Владимира!
Когда в 1860 году двадцатичетырехлетний миссионер выехал в Японию, проповедь Евангелия в этой стране казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи».
Первые годы, казалось, только подтвердили эту печальную мысль: через восемь лет паства русского миссионера в Японии составляла всего двенадцать человек. К концу же его жизни в Японии было уже двести шестьдесят шесть общин, имевших епископа, архиепископа, тридцать пять иереев, сто шестнадцать проповедников и около тридцати трех тысяч мирян!
В 1855 году Япония разрешила русским создать в Хакодате первую дипломатическую миссию. В 1860 году русский консул в Японии направил просьбу в Святейший Синод, чтобы прислали пастыря, «который мог быть полезным не только своей духовной деятельностью, но и учеными трудами и своей личной жизнью в состоянии был бы дать хорошее понятие о нашем духовенстве не только японцам, но и иностранцам». Просьба была передана в Духовную академию.
В числе выпускников ее был Иоанн Касаткин. Узнав о письме, Иоанн Касаткин подал прошение на имя ректора о постриге в монашество и о назначении его в русское консульство в Японию. Его просьба не встретила возражений. В июне 1860 года он принял постриг с именем Николай. В том же месяце он был посвящен в сан иеромонаха и стал иноком-миссионером. А уже в июле молодой иеромонах выехал на место своего служения — в японский город Хакодате.
«Я много мечтал о своей Японии, — вспоминал он позднее. — Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая меня с букетом в руках. Вот пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится. Какое же было мое разочарование, когда я, по прибытии в Японию, встретил совершенно противоположное тому, о чем мечтал! Приехал, смотрю — моя невеста спит и даже не думает обо мне».
Японцы издавна плохо относились ко всему иностранному и крепко держались за свои обычаи. Японский народ был совершенно чужд христианской этике. Об этом можно судить хотя бы по сословию самураев: в случае бесчестья самурай обязан был покончить жизнь самоубийством — сделать харакири. Конечно, в их сознании христиане, поклоняющиеся Христу, распятому на кресте, выглядели просто ужасно. Тем более что они утверждали, что этот человек, преданный позорной казни, был Богом!
Восемь лет изучал Японию молодой миссионер. Его интересовало все: язык, обычаи, нравы. К 1868 году он уже бегло говорил по-японски, знал историю этой страны лучше самих японцев.
Одним из первых японцев, обращенных отцом Николаем в православие, был Савабе. Этот Савл, превратившийся в Павла, был жрецом-синтоистом, пользовался всеобщим уважением и жил в совершенном довольстве. Однажды он зашел к русскому священнику только затем, чтобы высказать свое презрение и ненависть к христианской вере. Начав разговор резко и насмешливо, он в продолжение беседы делался все задумчивей. На следующий день Савабе пришел снова, а в конце разговора попросил начать обучать его христианскому вероучению. На первое занятие он принес тушь и кисть; отец Николай рассказывал историю Ветхого Завета, а Савабе наносил на бумагу иероглифы. Спустя год Савабе привел к отцу Николаю своего друга, врача Сакаи. Еще через год к ним присоединился врач Урано. Много позже, при крещении (отец Николай не спешил с ним, давая своим ученикам возможность лучше усвоить истины новой веры), они получили имена апостолов: Павел, Иаков, Иоанн.
В 1870 году Николай был назначен начальником вновь учрежденной Японской православной миссии. А в 1871 году в стране начались гонения на христиан. Павел Савабе был заключен в тюрьму, а с ним еще восемь православных. Свыше ста человек были вызваны на допросы.
Но вскоре все изменилось: старые указы против христианства были отменены. Отец Николай начал строительство церкви и школы, а потом и духовного училища. Он перевел на японский язык богослужебные книги, составил богословский словарь. В Японии насчитывалось уже более четырех тысяч христиан.
В 1875 году Павел Савабе был рукоположен во священника, а Иоанн Сакаи — во диакона. Спустя пять лет отец Николай стал первым епископом Токийским. В Токио им был возведен кафедральный собор Воскресения Христова.
Началась русско-японская война. В послании к православным японцам святитель Николай писал: «Господу угодно было допустить разрыв между Россией и Японией. Да будет Его святая воля... Братья и сестры, исполните все, что требует от вас в этих обстоятельствах долг верноподданных...» Как патриот России, теперь он не совершал общественных богослужений, за которыми ему пришлось бы молиться о победе японского оружия.
Во время войны отец Николай был единственным русским в миссии. Он навещал пленных соотечественников, всячески помогал им. А его японская паства за время войны только выросла: в 1905 году крестилось шестьсот двадцать семь человек!
За свои подвижнические труды в 1906 году святитель был удостоен возведения в сан архиепископа. Несмотря на эти очевидные знаки расположения к нему высшей церковной власти, до конца своих дней он являл образец совершенного смирения, нисколько не возвеличиваясь ни перед кем. В его дневнике есть и такие строки: «Преклоняюсь перед светлым старчеством и укоряю свое грошовое воодушевление делом — и притом только одним делом, с полным безучастием ко всему другому в мире! Что за бедность, узость натуры! Видно, для Японии я только и годен — для незаметного уголка земли!»
1 февраля 1912 года, на семьдесят шестом году жизни, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Он стал первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в Токио.
10 апреля 1970 года Русская Православная Церковь прославила святителя в лике святых. Со дня своей смерти и до сегодняшнего времени святой Николай почитается в Японии как великий праведник и особый молитвенник перед Богом. Воздвигнутый им Воскресенский собор в Токио называют не иначе как «храм святого Николая».
Отче Николае, моли Бога о нас!
Опубликовано: 15/04/2007