Мария Городова: «Умение вдохновить мужчину — важнейшее женское качество»
Мария Городова — журналист, ведущая постоянной рубрики в «Российской газете», соавтор книг архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна «Любовь долготеприт» и «Корабль спасения» — размышляет о проблемах современных женщин на материале писем читателей.
— Мария, Вы много лет работаете с женской аудиторией — сначала в глянцевом журнале, потом в «Российской Газете». Большая часть писем, которые к Вам приходят, тоже от женщин?
— Нет, не только, много писем и от мужчин. У нас такая хитрость: мы поняли, что если письмо от мужчины, его обязательно прочитают мужчины, но и женщины тоже. А если письмо от женщины, то его будут читать только женщины, и мы потеряем мужскую аудиторию. Так что мы внимательно относимся и к мужской почте.
— Когда женщина только воцерковляется, она, рано или поздно, начинает ощущать, что существует некий разрыв между тем образом женщины, который нам предлагает Церковь, и тем, который диктует современный ритм жизни. Приходилось ли Вам это преодолевать?
— Конечно, я с этим сталкивалась. Когда я работала в «Крестьянке», и уже не первый год публиковала интервью с архиепископом Иоанном. Помню, однажды, я сидела в конференц-зале, за столом в красивом, но не вызывающем, платье — это была авторская работа одного дизайнера, так вот я сидела в этом платье и сверяла цитаты из Библии по «Симфонии». И тут ко мне подходит молодой парень — компьютерщик и говорит: «Надо же, в таком платье и верующая! Так не бывает!». Если я блондинка, в красивом платье, да и еще и смеюсь, то это, по его мнению, с образом христианки никак не вяжется. Думаю, что сейчас этот стереотип верующей женщины — платье в пол, очи долу и семенящая походка — уже отходит в прошлое. Посмотрите на очереди, которые стоят к матушке Матроне, там много молодежи, все очень современно одеты. То есть мы уже начинаем понимать, какое это счастье, что мы разные, что допустима индивидуальность, но при этом мы все вместе — Церковь.
— Вы анализируете приходящие в «Российскую газету» письма, систематизируете их. Какие, на Ваш взгляд, основные болевые точки в жизни современной женщины?
— Мне действительно много пишут, письма идут со всей России. И могу честно сказать: люди, к сожалению, живут очень трудно. Одна из серьезнейших проблем — проблема разрушения института семьи. На мой взгляд, кризис семьи вызван целым рядом причин. Во-первых, не все адаптировались к новым экономическим реалиям. Мужчины, к сожалению, часто, гораздо чаще, чем женщины, позволяют себе «внутреннюю эмиграцию» — вроде бы, номинально, мужчина в семье есть, но никакой ответственности за жизнь семьи он при этом на себя не берет. Просто «эмигрирует» — в алкоголь, в Интернет и так далее. Как показывает практика, женщины справляются с проблемами намного лучше.
Вторая причина более тонкая — это изменение ролевых функций в семье: мужчина перестаёт быть главой семьи, и эту роль взваливает на себя женщина. А это губительно для семьи. Словно произошел какой-то тектонический сдвиг — в наших мозгах, в нашем поведении: женщина перестает быть женщиной, а мужчина — мужчиной.
К тому же сейчас в обществе СМИ идет агрессивная пропаганда вседозволенность. Обратите внимание, как мало у нас сейчас говорят о любви, тем более о жертвенной любви, или о верности… Но зато везде вам напомнят о сексе. Более того, секс сейчас своего рода раскрученный бренд: искусство обольщения используют и производители одежды, и мэтры кинематографии. Так смещаются акценты в отношениях между мужчинами и женщинами, и это не может не сказаться на семье.
Однажды, при подготовки материала в «Российскую газету», я зашла на сайты знакомств, подчеркиваю, именно на сайты знакомств, а не на порнографические сайты. Я была просто в шоке от увиденного. Я и представить себе не могла, что женщины могут так активно, легко и охотно предлагать себя на продажу — прямо как товар. Причем это были учительницы, экономисты, инженеры — люди с высшим образованием. И никто не воспринимал происходящее как что-то предосудительное. То есть в обществе сняты всякие табу. И это тоже одна из причин разрушения семьи. Летом в «Российской газете» был опубликован материал «Хищница» — письмо мужчины, которого бросила жена, и не просто бросила, а еще и полностью обобрала. После этого материала на нас обрушился просто шквал писем, причем от мужчин. Оказалось, что потребительский стереотип отношений между людьми переносится и в семью. Один мужчина написал, что к нему в семье относятся «просто как к кошельку, кошельку, который еще смеет иметь свое мнение». Конечно, такое отношение не может не оскорблять. Такие семьи погибают от отсутствия уже даже и не любви, а элементарного уважения.
Вседозволенность приводит к каким-то очень странным явлениям: например, входит в моду влюбленность женщин старшего возраста в молодых ребят. Когда мы опубликовали материал об этом, пришло много писем очень агрессивных — от женщин, которые убеждали себя и окружающих, что жить с альфонсом — нормальное явление.
— Может ли, на Ваш взгляд, Церковь противостоять этим социальным сдвигам?
— Никто другой этого не сделает. Нельзя прятаться от проблем, они от этого не исчезнут. Надо спокойно и твердо комментировать то, что происходит в обществе, вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет. Надо называть вещи своими именами: грех грехом, распущенность распущенностью, растление растлением. Надо объяснять людям, что табу, ограничения, которые установлены Церковью, диктуются совсем не ханжеством. Эти ограничения в первую очередь охранительны по отношению к самому человеку — его духовному, психологическому и даже физическому здоровью. Кстати, часто достижения современной науки только подтверждают необходимость этих запретов. Ну, например, сейчас доказано, что влюбленность сопровождается выделением эндорфинов — веществ, которые снижают способность к критичному восприятию происходящего. И для молодых, когда они влюблены, понятно, что именно это некое «снижение критичности», эта некая эйфория влюбленности позволяет преодолеть барьеры, которые ставит наш эгоизм: девушка влюбляется в юношу, не замечая, какой он лопоухий, а юноша может и не заметить, что длинноногая красавица не так уж и умна… Но, оказывается, если эти же процессы происходят с человеком уже в другом возрасте, например, в 45- 50 лет, когда у него другой гормональный фон — то тут совсем иное явление, подчас губительное — человек может стать просто одержимым объектом своей влюбленности, настолько сильно снижается порог критичности. Такое гипертрофированное «опьянение влюбленностью» способно разрушить и жизнь самого человека, и жизнь его близких. Получается, наука только сейчас доходит до тех вещей, которые давным-давно знали в Церкви.
Мне кажется, еще одна из причин разводов в том, что в отношениях между мужчиной и женщиной исчезла тайна. Мы сами не заметили, как произошло опрощение отношений. У нас даже дети знают все про самые интимные моменты физиологии мужчин и женщин — потому что день и ночь по телевизору крутят ролики то про прокладки, то про препараты для лечения мужских проблем. Человек снижается до уровня животного — причем, не очень чистоплотного, и не очень совершенного. Но мы-то не животные! Мы созданы по образу и подобию Божию. Обычно женщины, которые сами выросли в благополучных семьях, очень точно понимают эту грань, куда можно впустить мужчину, а куда нет. Но эта грань должна существовать, обязательно.
— Но если реалистично смотреть на вещи, очевидно, что таких благополучных семей не очень много, ведь даже в полных семьях роли мужчины и женщины перемешаны или отношения далеки от идеала. Можно ли как-то еще научиться выстраивать отношения?
— Разумеется, перед нами несметное богатство мировой литературы — читайте, думайте, учитесь. У меня был счастливый брак, и из него вынесла следующее: мне кажется, главное умение женщины — умение вдохновить мужчину. А сейчас женщины почему-то чаще «гасят» мужчин, им нравится показывать мужу, что он никто. Но как можно соперничать с мужчиной, если ты изначально другая? Встань на ступеньку ниже. Кстати, это важно учитывать и когда воспитываешь мальчиков.
Хотя сама иногда ловлю себя на том, что проще подавлять — потому что послушное существо рядом это удобнее. Но ведь Бог дает людям право выбора, право быть свободными, и мы уж тем более не должны его отнимать.
— Вы отметили, что существует индустрия эксплуатации секса в коммерческих целях, но с ней связана еще одна проблема — культ вечной молодости, формируемый индустрией красоты…
— Хороший вопрос… Когда я работала в глянцевой журналистике, то, встречая за кулисами актрис, часто испытывала настоящее разочарование. Видишь молодую подтянутую кожу на лице, полностью лишенном индивидуальности.
По-человечески понятно, что актеры «работают лицом», что они должны за ним следить, что хочется остаться молодой, но… Знаете, у меня огромное уважение вызывают те актрисы, которые не делали пластических операций — они с достоинством воспринимают свои морщины, свой возраст, а значит, и свою жизнь. А как иначе? Ведь за каждой моей морщиной стоит отрезок моей жизни — моей боли, моих страданий, или, наоборот, моего счастья, моих радостей. Это мой опыт, это моя жизнь! Почему я должна ее стыдиться? В угоду кому от нее отказываться?
— Но это трудно объяснить женщине, которая нашла у себя первый седой волос или первую морщину. То, что Вы говорите, кажется отвлеченной теорией. А что делать, когда ты боишься, что работодатель посмотрит на тебя и скажет, что лучше взять молодую девочку?
— Есть все-таки разница между краской для волос, кремом от морщин и ножом хирурга, пластической операцией. И это даже не вопрос здоровья. Это вопрос того, как ты к себе относишься. Если ты воспринимаешь себя как товар, который ты предлагаешь другим, то понятно, что товар должен быть конкурентноспособным: сегодня в цене молодость, поэтому необходима, как говорится, «предпродажная подготовка» — и женщина ложиться под нож хирурга. Но если ты ощущаешь себя не товаром, а личностью, когда за твоими прожитыми годами стоит то, что ты узнала, то, чему ты научилась, то, кем ты стала, тогда это другая история. Думаю, тогда любой работодатель возьмет именно тебя — потому что ты личность. Есть ограниченный круг профессий — модели, балерины, спортсменки, для которых возраст — это минус. Но во всех других профессиях, в том числе и творческих, твои годы могут стать твоим опытом, твоим уникальным профессионализмом. Я часто вспоминаю французскую актрису Анни Жирардо, которая не боялась быть некрасивой. А с каким достоинством несли свои седины МХАТовские актрисы!
— А что, по Вашему наблюдению, труднее всего преодолеть современной женщине, когда она приходит в Церковь? Вы и сами воцерковлялись уже во взрослом возрасте, и видите примеры подруг, знакомых?
— Лично я не очень коллективное существо. Мне, честно говоря, мешает, когда у меня много знакомых в храме, мне проще идти туда, где меня не знают. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн очень хорошо сказал: «ищи в церкви Христа, а не христовых». Потому что после неофитского этапа, когда ты наделяешь святостью все, что с Церковью связано: и священника, и людей в храме, и бабушку за свечным ящиком, и едва ли и не сам этот ящик, после такого этапа очарования неизбежно наступает этап разочарования. Оказывается, что люди в храме не святы, и даже более того — не лишены каких-то человеческих слабостей. Знаете, пример последних дней, пример отца Даниила Сысоева, нам показывает, что мы должны научиться отличать внешнее в человеке от внутреннего человека. Внешний человек может быть не чужд человеческой увлеченности, человеческой горячности, он не избежит ошибок. Но все это не исключает его святости по внутреннему человеку.
Опубликовано: 10/12/2009