Миссионерская стратегия
Какими языками должен владеть современный миссионер, чтобы проповедь Евангелия в его устах была убедительна и адекватна состоянию той среды, в которой он проповедует? Конечно, ответ зависит от конкретного поля деятельности миссионера. Ясно, что аудитория, скажем, студенческого городка и
Прежде всего, настоящий миссионер никогда не забудет, что те реалии, которыми свободно владеет он, могут быть абсолютно незнакомы и даже чужды его слушателям. Как бы ни хотелось, например, упрекнуть современных, вроде бы образованных, людей, но никогда не бравших в руки Священного Писания, зато свободно рассуждающих о премудростях Дхаммапады, надо
Для примера, рассмотрим часто встречающийся в священнической практике случай. Батюшку позвали освятить квартиру. Он пришел, осмотрелся, и видит: на полках стоит эзотерическая, оккультная литература, да и сами хозяева ждут от него
Еще одно обстоятельство требует особой оговорки. Миссионерское поле современной постсоветской России во многом состоит из людей, прошедших серьезную идеологическую закалку. По этой причине, ментальность большинства из них не реагирует на лобовую проповедь, и даже склонна защищаться от ее воздействия. «Вот опять нас агитируют», — запросто можно услышать в ответ на попытку рассказать, например, о необходимости соблюдать известные заповеди. Если же из вежливости так не говорят, то гораздо чаще думают про себя. Беда в том, что в дальнейшем всякая похожая ситуация будет проходить по тому же самому сценарию, и сердце человека, может быть
С этой точки зрения, очень поучителен эпизод из Деяний Апостолов, где Филипп Благовестник крестит эфиопского вельможу (Деян. 8). Проповедник приходит к евнуху именно тогда, когда у того возникает вопрос по Писанию, который он не в силах разрешить. Идя
Еще один вывод также очевиден: миссионеру лучше базироваться на уже имеющихся интересах окружающих и, по возможности, сделать эти интересы «детоводителями» ко Христу. Если же таких интересов нет, то их надо сначала создавать. Только на почве определенной культуры может принести плод евангельское семя. В бескультурном пространстве миссия будет крайне неэффективна. Поэтому церковным миссионерам необходимо включиться в работу по созиданию национального культурного базиса, не дожидаясь, пока их опередят другие строители.
Сфера душевных интересов человека никогда не бывает пустой. И если в ней нет подлинно красивого и достойного,
Многие ошибочно полагают, что придя в Церковь, они уже автоматически наполнили свою душу всеми Ее сокровищами. Однако шедевры церковной гимнографии, иконописи и духовной музыки, не говоря уже о богословии, создавались отнюдь не простолюдинами от культуры. За всем этим стоит богатейший внутренний мир тысяч прославленных и безвестных творцов, годами отточенное мастерство и бесспорная высота их собственной духовной жизни. Постичь все это, прикоснуться к сокровенному смыслу христианской культуры — задача вполне аскетическая и трудноразрешимая. Оттого она нередко просто игнорируется неофитами и тем более теми, кто крещен в далеком детстве и успел об этом хорошенько подзабыть.
Тогда на место настоящей православной культуры вползает клубок из всевозможных бабушкиных суеверий, «народных» поверий, «духовных» рецептов
Опубликовано: 12/12/2009