Святость приобретается дерзновением, дерзостью же разрушается мир
«Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» — спросили однажды у преподобного Серафима Саровского. «Потому, — ответил старец, — что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши, потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была прежде»
Век 19-й для России был веком духовных открытий, не менее значимых, чем открытие европейцами Америки. Казалось бы все понятно русскому человеку в его православии, все удобно подогнано под быт и под окружающую среду. Все-таки 800 с лишним лет христианства, все известно о вере, посте и молитве, традиции устоялись в разных регионах. После реформ церковной жизни, начатых Петром I и продолженных его преемниками казалось, что Церковь окончательно превращается в государственное ведомство. Но Господь рассудил иначе, и с учениками преп. Паисия Величковского во второй половине 18-го столетия в православную жизнь вернулась как второе дыхание святоотеческая письменность. Учение о молитве и о целях христианской жизни пробудило к жизни новое монашество, ученики учеников св. Паисия дали нам преп. Серафима Саровского, преподобных отцов Оптинских, новых валаамских старцев во главе с преп. Назарием Валаамским. Открытие святоотеческого православия дало пастырские силы не только монашествующим, но вызвало к церковной жизни таких замечательных представителей белого духовенства как о. Валентин Амфитеатров и о. Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был неудобным для своего времени священником. Как многие первооткрыватели, он вел за собой в незнакомые земли, но эти земли существовали много веков, они просто не были открыты современникам. Для окружающих его людей, и близких и малознакомых, простых и сановитых он был примером дерзновенного молитвенного горения перед лицом Бога. Священником, призывающим не привыкать к молитве, причащаться Святых Тайн чаще, чем все привыкли — не раз-два в год, а каждый пост, каждую неделю и даже каждый день. Искренность и простота отца Иоанна захватывала души людей и пробуждала в них покаяние, живое, полнокровное чувство Живого Бога. В ответ на обычное священническое привествие «Христос посреди нас — и есть, и будет!» отец Иоанн любил добавлять — «Христос живущий и действующий!», таково было его собственное переживания Богообщения, которое дается православному христианину за смирение и кроткое осознание себя грешным и недостойным, действенное покаяние, которому учил отец Иоанн, заключалось не в формальном перечислении грехов по списку, а дерзновенный вызов диаволу в ненависти ко греху и к разрушающим человека страстям. В понимании того, что без усвоения душе веры, надежды и любви к Богу, невозможно прийти к преображению души — а это и есть покаяние.
Как преподаватель пастырского богословия в семинарии я обращаю внимание своих студентов на тот факт, что святой праведный отец Иоанн был дерзновенен в служении и молитве, но чужд всякого священнического карьеризма. Посудите сами: батюшка прослужил у престола в священном сане 53 года, сана протоиерея отец Иоанн был удостоен за 20 лет служения, права ношения митры за 43 года служения; батюшка прослужил всю жизнь в Андреевском соборе города Кронштадта третьим и вторым священником, став настоятелем в своем храме только через 39 лет службы. Главным в священнической жизни отца Иоанна было служение ближним — с самого начала батюшка много занимался благотворительностью: основал «Дом трудолюбия», школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Не имея своих детей по причине взятого на себя со своей супругой обета девства, воспитывал 2-х племянниц и был им настоящим отцом.
Дерзновенное служение отца Иоанна и перед престолом в алтаре, и перед несчастными братьями его малоимущими и перед не менее несчастными имущими и сильными мира сего соделало его святым. Некоторые говорят, что отец Иоанн позволял себе такое дерзновенное служение, вызывавшее порой недовольство его сослужителей и домашних, потому что был святым. А мне кажется более справедливым, что святость праведный Иоанн Кронштадтский приобрел благодаря своему смирению и дерзновению.
Опубликовано: 03/01/2010