Святое Елохово
[1] [2]
Богоявленский кафедральный собор в Елохове — свидетель, живой участник многих важных событий в жизни нашей Матери-Церкви и любимой многострадальной Родины. Он и его святые реликвии ни раз спасали Отечество в годы лихолетья. В свою очередь немало сынов-патриотов, великих и безвестных, рисковали жизнями ради сохранения этого старинного московского собора, где был крещен великий сын Земли Русской — Александр Сергеевич Пушкин, гениальные строки которого, верю, безсмертны. Начиная со скорбных дней декабря 2008 года, верующие приезжают сюда издалека, чтобы поклониться не только святыням собора, но и могиле Святейшего Патриарха Алексия. Здесь после избрания на Патриарший престол в 1990-м году состоялась его интронизация в переломные для нашего Отечества годы, когда Церковь наконец-то получила свободу. Теперь почивший Первоиерарх покоится в Благовещенском приделе собора.
Благословение Алексия II
Последнее богослужение Святейшего Патриарха Алексия, на котором мне довелось присутствовать и молиться, состоялось в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове вечером 3 ноября 2008 года, во время празднования дня Казанской иконы Божией Матери, в преддверии нового государственного праздника — Дня народного единства.
Празднование совершалось у одной из святынь России — чудотворного списка этого образа, с которым народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освобождало Москву от поляков.
Святейший не выглядел тяжело больным. С благодарностью поцеловал я его руку после помазания в конце богослужения, мысленно пожелав ему многая и благая лета.
Этот старинный московский собор, который не закрывался в годы богоборчества и до возрождения в 2000 году храма Христа Спасителя был главным кафедральным собором России, Предстоятель особенно любил.
Теперь это — кафедральный собор Москвы.
Главные святыни Богоявленского собора — мощи Святителя Алексия (1293 — 1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы.
Небесный Покровитель почившего Святейшего Патриарха Алексия, а также Фонда «Русская Берёза» — святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, возглавлял Церковь в судьбоносном для Руси XIV веке. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Тем самым он духовно подготовил победу в Куликовской битве.
После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Русской Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Святитель Алексий неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства, способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг неёе всей Руси. Он заботился о духовном укреплении паствы, утверждении мира и любви в родной земле… Все это так важно и необходимо и для нынешней России.
Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы — один из первых списков с образа Божией Матери — перенесен в собор в 1935 году, когда разрушили храм в Дорогомилове.
Во время Великой Отечественной митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании Победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с Казанским образом Пресвятой Богородицы. После него наметился перелом в борьбе с фашистами.
Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.
Согласно храмовому преданию, протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 году привез из Иерусалима и установил в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери «Взыскание погибших», неизменно привлекающий верующих для поклонения.
Настоятель собора отец Матфей
Тогда же, во время богослужения вечером 3 ноября 2008 года в соборе Святейшего Патриарха Алексия, вновь увидел и поклонился любимому многими батюшке, с которым имею честь быть знакомым и я, — настоятелю собора протопресвитеру Матфею Стаднюку.
Шесть с лишним десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане, более четверти века — настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Москве.
В течение 45 лет, параллельно с пастырским служением, отец Матфей трудился в Патриархии. Он не раз был удостоен наград Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Румынской, Болгарской, Чешской и Словацкой, Финской, Синайской…
После блаженной кончины Святейшего Патриарха Пимена (с 1973 года отец Матфей Стаднюк был его секретарем) он продолжал нести это послушание при Святейшем Патриархе Алексии II. В мае 2000 года в связи с перенесенной болезнью отец Матфей подал прошение об освобождении от обязанностей секретаря Первоиерарха.
«Его Святейшество, — вспоминает батюшка, — с отеческим вниманием относился ко всем своим сотрудникам, интересовался их жизнью, всегда поздравлял и с церковными праздниками, и с личными знаменательными датами. Не только я, но и все, кто работал в Патриархии вместе со мной, неизменно ощущали с его стороны искреннее участие и заботу. Вечная ему память!».
Удовлетворив прошение протопресвитера Матфея, Святейший Патриарх Алексий II в. своей резолюции выразил ему сердечную благодарность за многолетние труды и добавил:
«С сожалением принимаю это решение, но знаю, что состояние Вашего здоровья требует сократить нагрузки. От души желаю Вам, дорогой отец Матфей, беречь здоровье и сохранить себя как пастыря и настоятеля кафедрального собора на долгие годы».
По словам отца Матфея, с особым чувством он вспоминает, когда Святейший Патриарх Алексий «совершал хиротонии рукоположения во иерея. Он, вручая ставленнику частицу тела Христова, произносил такие слова: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания…». Святейший, как вспоминает отец Матфей, говорил эти слова каждому ставленнику, и он хорошо помнит их, хотя Предстоятель говорил их не ему, уже священнику, а другим. Батюшка думает, что «ни один из рукоположенных священников никогда не забудет слова, которые с таким сердечным чувством произносил их Патриарх».
«Святейший, — особо подчеркивает отец Матфей, — очень любил детей и никогда не оставлял их без пастырского внимания».
«Он радовал мою душу, также как радовал души всех людей. С ним было легко и радостно служить литургию. Он никогда и никому не сказал плохого слова. Для каждого человека находил добрые и проникновенные слова», — вспоминает батюшка.
Оказывается, даже во время зарубежных поездок, когда свободного времени практически не было, Святейший Патриарх Алексий находил возможность написать поздравительную открытку, письмо, поделиться радостью о том или ином впечатлении, встречах. В наше время так вроде бы уже и не принято делать — всё захватила техника. Он лично и письменно поздравлял сотни людей с праздниками, днём ангела, юбилеями.
«Я буду хранить эти его послания всегда, — говорит отец Матфей. — Буду всегда просить в своих молитвах, чтобы Господь воздал ему Венец Правды, который он заслужил».
Для новопоставленных священнослужителей Москвы, которые совершают в Богоявленском соборе свои первые богослужения, отец протопресвитер — живой пример благочестивого отношения к великому таинству священнослужения, молитвенного предстояния пастыря у престола Божия. У батюшки много духовных чад. За советом и помощью к отцу Матфею приезжают верующие не только из самых отдаленных уголков России, но и из-за рубежа, в том числе и из его родной Украины.
В последнее время он ходит, опираясь на трость. Годы берут свое. 22 сентября 2008 года батюшке исполнилось 83 года. Но он отставляет трость в сторону, когда служит.
Во время прохождения по различным епархиям самого протяженного и длительного в мире крестного хода Владивосток-Москва (10500 километров) Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», которая проходила с мая 2007 по июнь 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия и была посвящена воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, тысячи православных верующих России поклонились главной святыне программы — списку Казанской иконы Божией Матери из Богоявленского собора. Этот список был приложен к чудотворному Казанскому образу собора.
По инициативе настоятеля — протопресвитера Матфея Стаднюка, решившего передать святыню для столь благого дела, список вручил организаторам программы викарий Святейшего Патриарха Алексия архиепископ Истринский Арсений.
Верующие в течение более года, что продолжалась программа «Под звездой Богородицы», смогли поклониться и ещё одной святыни из Богоявленского собора в Елохове, которую отец Матфей Стаднюк также передал для участия в программе (причем передал из своей кельи), — старинному кресту-мощевику с частями камня Гроба Господня, частицей Пояса Пресвятой Богородицы, частицами мощей Иоанна Предтечи, Евангелиста Матфея, Игнатия Богоносца, Иоанна Дамаскина, Сампсона Станноприимца и других святых.
И ещё об одной святыни собора нельзя не сказать. Это — список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, который отец Матфей привез после одного из посещений родных мест — села Залесцы Тернопольской области Украины, расположенного неподалеку от Свято-Успенской Почаевской лавры. Ныне рядом с этим образом, находящимся в Благовещенском приделе собора, упокоился Святейший Патриарх Алексий.
Взгляд через несколько эпох
Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Димитрия Донского.
«Елох», «елоха», по словарю Даля, — это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес.
А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.
Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной».
В 1712 -1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич.
После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм.
Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот «холодный» Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам.
«Сего же 1837 года мая 21 дня, — записано в клировой ведомости, — настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному».
Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792 — 1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка.
На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулись сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.
Треть от всей затраченной на строительство суммы (200 тысяч рублей) покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов. Так бы поступать и нынешним бизнесменам. Вот только не очень они торопятся следовать примерам меценатов-патриотов старой России.
Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений.
На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня — будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.
Здесь служил Святитель Тихон
В XX столетии, омраченном богоборчеством властей страны, кровью новомучеников, собор, слава Богу, не закрыли. Его неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Беллавин), который пророчески предвидел, сколько жертв будет положено на алтарь новой власти.
«Опомнитесь, безумцы, — взывал Святитель к палачам. — Прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, — не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское…».
Уже в 1917 году Всероссийский Поместный Собор решил поминать «всех исповедников и мучеников, усопших в нынешнюю лютую годину гонений». Сведения о них собирали и в 1920-е, и в страшные 1930-е годы. Собирали тайно, только чтобы сохранить память.
Лишь в конце XX века стала возможна канонизация новомучеников и исповедников Российских. За последнее десятилетие Синодальная комиссия по канонизации святых скрупулезно изучила уже тысячи дел.
В 1989 году к лику святых был причислен и Святейший Патриарх Тихон. Прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его 7 апреля 1925 года для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения — но пришла весть о внезапной кончине Патриарха.
[1] [2]
Опубликовано: 20/01/2010