ФИЛИПП, Архиепископ Полтавский и Миргородский,
Председатель Миссионерского отдела
при Священном Синоде Украинской Православной Церкви,
Ректор Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии,
доктор богословия, доцент
Особенности миссионерской ситуации в Украине и их учет в реализации Украинской Православной Церковью Концепции миссионерской деятельности
Конференция «Реализация Концепции миссионерской деятельностив епархиях Русской Православной Церкви»
27 января 2010 г., г. Москва
В докладе рассматриваются особенности миссионерского служения в Украине в свете религиозной, политической, национальной ситуации; определены основные факторы, влияющие на специфику этого служения и пути решения насущных проблем миссионерства
Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Иоанн!
Ваши Высокопреподобия и преподобия, честные отцы!
Дорогие браться и сестры!
В своем выступлении на III Ассамблее Русского мира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Церковь называется Русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть». Поэтому миссионерское служение Православной Церкви в Украине, определяемое общепринятыми положениями Концепции миссионерской деятельности, имеет свои особенности.
Следует отметить, что простое исполнение положений Концепции миссионерской деятельности без учета местных условий даже в любой из епархий, расположенных на территории России, никогда не приведет к добрым результатам — тем более это относится к Украине.
Сейчас отложим вопросы, касающиеся духовного единства России и Украины, проблемы общности их исторического и церковного пути, и постараемся обратить внимание на те отличия миссионерского поля Украины, которые формируют особенности служения Украинской Православной Церкви.
Важнейшим фактором, определяющим миссионерское делание, является наличие в Украине церковных расколов, крупнейшими из которых являются т. наз. «УПЦ-КП» и «УАПЦ». Это затрудняет для многих малоцерковных людей определение в духовной жизни, вызывает отрицательное отношение к Церкви вообще. Нецерковные политики путаются в конфессиональных вопросах и часто способствуют развитию раскола.
Важнейшей же проблемой является то, что Церковь вынуждена тратить силы на обличение раскола и расколоучителей — те силы, которые бы следовало направить на возвещение Евангелия. Мы говорим о расколе настолько часто, что порой у нецерковного обывателя не без помощи врагов Церкви складывается впечатление, что Церковь в принципе озабочена проблемой раскола более, чем собственно спасением своих пасомых. Во многих проповедях и публичных выступлениях архипастыри и пастыри уделяют особенное внимание такой страшной церковной болезни, как расколу — в то время, как слушатели порой слабо ориентируются в самых основах веры и не читали Евангелия. Околоцерковные же СМИ стараются преоднести раскол как конфликт внутри церковного «начальства», «дележ портфелей» или даже доходов…
Складывается парадоксальная ситуация: мы не можем не говорить о проблеме раскола, но часто разговор о расколе вызывает противодействие проповеди. Кроме того, силы, усердие и таланты лучших чад церковных тратятся именно на такую борьбу — а не вести ее невозможно.
Кроме того, законная и пребывающая в евхаристическом общении с церковной Полнотой Украинская Православная Церковь в околоцерковном секулярном сознании выглядит «агрессивной» — в сравнении с совершенно «миролюбивыми» раскольниками. Последние постоянно заявляют о «готовности объединиться» и подчеркивают при этом, что только «неконструктивная позиция» Московского Патриархата в лице как иерархов, так и «фанатичных прихожан» препятствует торжеству христианской любви… Не будем комментировать, какими именно проявлениями «христианской любви» сопровождались и доднесь сопровождаются захваты наших храмов не только на Западной, но и в центральной Украине, скажем о другом: мы, придерживаясь священных канонов, действительно выглядим как бы «менее конструктивными», слишком «упрямыми» по сравнению с откровенно беспринципными раскольниками, для которых слишком многое уже попрано, а терять осталось не так уж много.
Наконец, братьям-православным извне Украины достаточно сложно понять те проблемы, которые стоят перед Церковью именно в Украине — такого именно сорта проблем не существует ни в России, ни в Молдове, ни в Эстонии.
Проблемы российского «суздальского» раскола мало сравнимы с украинскими в силу его (раскола) значительно меньшего распространения и явно выраженной маргинальности. И потому отношения как власти, так и большинства населения к «суздальцам» совершенно иное, чем к, например, Киевскому Патриархату, имеющему епархии во всех областях Украины, семинарии, академии, даже монастыри, пусть и почти виртуальные… — КП имеет вид солидной церковной структуры, и не всякий примет на себя труд разбираться, что значит «законный», а что — «неканоничный», и действительно ли церковная анафема, провозглашенная в Москве, действительна даже и в столице независимой Украины…
Висящий в воздухе вопрос параллельной церковной структуры в Молдове, несмотря на остроту, также пребывает пока более в сфере церковной дипломатии. В Украине же расколы вполне осязаемы, они оформлены и активны.
И даже острая и весьма болезненная ситуация, сложившаяся в Эстонии, совсем не похожа на украинскую: там речь идет о создании «параллельной структуры» иной православной, но канонической юрисдикции. Да, власти во многом «подыгрывали» именно «второй» Эстонской Православной Церкви, но она, во всяком случае, пребывала под законным омофором законного предстоятеля. Здесь также вопрос во многом сложной церковной дипломатии; тем более это верно, что реально «параллельная Церковь» в Эстонии не так велика. Напротив, в Украине раскол заявляет себя не просто как «параллельная структура», но как «дубликат», «вторая семья» православных церквей — система юрисдикций, которые не собираются входить в евхаристическое общение с полнотой Церкви, а признание со стороны мирового Православия которым нужно для успокоения общественного мнения и, как ни низко это звучит, увеличения числа прихожан за счет «легализации».
Тактика Украинской Православной Церкви по отношению к расколу определена давно и реализуется последовательно:
- Главное внимание уделяется проповеди Евангелия, показу положительного в Церкви, а не обличению заблудших и укорению во грехах отпавших от Церкви.
- В полемике против раскола недопустим «переход на личности», с тем, чтобы обличение самой идеи нарушения церковного единства не приняло бы вид простой «ссоры между церковниками».
- Отношение к раскольникам всегда дифференцируется в зависимости от личности: расколоучители открыто обличаются; малоцерковные просвещаются в основах учения о Церкви; искренне верующие, но заблуждающиеся переубеждаются в отдельных частных вопросах, и т.п.
- Позиция Церкви и ее проповеди не зависит от необходимости «оправдаться против обвинений» или иметь «хороший имидж в глазах общества», поскольку Глава Церкви — Христос, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 18)
- Отношение к раскольникам, независимо от их положения и роли, остается исполненным любовью — как к братьям и сестрам, отпавшим от церковного единства и потому глубоко несчастным, хотя бы в несчастье и безумии своем они и совершали порой зло в отношении Церкви.
Украинское государство, признавая в целом роль христианства в становлении отечества, его культуры и духовности, в то же время активно внедряет мысль о совершенной поликонфессиональности Украины и отсутствии особенной роли Православной Церкви. Церковь сознательно поставляется на один уровень с неокультами и сектами.
Роль Церкви достаточно целенаправленно принижается, а неправославные общества, не без помощи государства, стремятся все активнее вмешиваться в формирование общественного мнения, утверждать собственную значимость.
В принципе, Церковь, как кажется, не должна бы сильно волноваться уровнем своего «рейтинга»… Однако, когда речь идет о формировании воспитательной концепции, составлении стратегии образования, мы не можем умолчать о том, что молодое поколение, воспитанное на идеях релятивизма, в условиях умалчивания исторической правды, рискует стать лицами без национальности, без истории и, разумеется, без будущего.
В такой ситуации мы ведем активную работу по внедрению в систему светского образования преподавания предметов культурологической направленности — например, «христианская этика в украинской культуре», или «основы православной культуры края (например — Крыма, Закарпаться и т.д.)». Воспитание детей, подростков и молодежи в духе причастности своей истории, своим традициям дает возможность формирования людей с определенной мировоззренческой позицией и ясными моральными понятиями, с возможностью свободного и осмысленного выбора пути.
Своеобразие религиозной ситуации в Украине состоит еще и в том, что большую роль стремятся играть в обществе как традиционный, римский католицизм, так и «католицизм восточного обряда» — униатство. Последнее заявляет о себе как о «собственно украинской церкви». Наличие «православной внешности» униатства в сочетании с его прозападной ориентацией позволяет УГКЦ активно прозелитировать в различных регионах.
Проблема греко-католичества является собственно украинской, однако в последнее время из узкорегиональной (Галичина, частично — Закарпатье) она приобретает общеукраинский вес.
При попустительстве и протекции властей различных уровней, на фоне национальных лозунгов, был, например, перенесен в Киев официальный центр УГКЦ, в Киеве на весьма символичном месте — напротив Киево-Печерской Лавры — практически завершается строительство «патриаршего» собора униатов. Одновременно, по негласной установке, в каждом областном центре появляются греко-католические центры — пусть пока и виртуальные, однако с «живым», реальным священником и униатским богослужениям, крайне похожим на православное. Отвыкший же за много лет атеистического правления от какой-либо церковности, народ часто искренне радуется появлению нового «православного храма» и служению «еще одного батюшки».
Именно поэтому много дает называние вещей своими именами — например, священника, в соответствии с польской традицией, «ксендзом», а греко-католического храма на церковью, а «костелом». В миссионерской противоуниатской работе весьма важно «выведение на чистую воду» мелких и крупных хитростей премудрых насадителей унии, а также издание литературы, открывающей глаза на истинную природу УГКЦ. Кроме того, вовремя приводимые цитаты из украинских классиков, в первую очередь из Тараса Шевченко, ярко и очень резко писавшего против унии, помогают даже самым непросвещенным людям разобраться в истинной природе «католиков восточного обряда».
Большой проблемой в церковном служении является языковый вопрос. На волне патриотизма и украинизации Украинская Православная Церковь до сих пор обвиняется в «служении на чужом языке» и противодействии развитию национального самосознания.
На недавно прошедшей Веб-конференции председателя литургической комиссии Украинской Православной Церкви наверное треть вопросов была посвящена переводу богослужения на украинский язык. И это достаточно симптоматично
Сегодня мы встречаем в храмах «ровесников независимости» — юношей и девушек, родившихся в 1991 году, и младших — тех, для кого русская культура является иностранной, а русский язык — хотя и понятным, но неродным. Это же, а также и часть старшего поколения, все более ценят именно украинскую речь, украинскую культуру…
И поэтому, безусловно, важнейшим моментом нашей миссии должна стать — и становится! — проповедь на украинском языке, равно как и на всех языках нашей паствы.
Мы также не должны игнорировать потребности в украиноязычных богослужебных текстах. Особенно важно сегодня формирования адекватной, свободной от полонизмов и латинизмов украинской богослужебной терминологии, создание украиноязычных молитвословов. Эта работа ведется, как и разрабатываются вопросы унификации других более сложных текстов, до Божественной Литургии включительно.
Украина, в отличие от большинства стран территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви, сочетает в себе различные уровни и типы традиционной религиозности и духовности. Сильно пострадавший от атеизма Центр и Восток Украины сосуществуют с традиционно высокорелигиозным Западом, для которого характерен также и высокий уровень национального украинского самосознания; традиционно религиозное Закарпатье характеризуется русинским духом и крепостью униатства, в Крыму все большую роль играет ислам.
В таких условиях в каждом регионе необходим поиск своих особенных методов миссии, учет отличий даже в рамках одной епархии. Например, на территории Полтавской епархии — сегодня это 14 районов, около половины Полтавской области — есть местности, особенно сильно пострадавшие от антирелигиозной пропаганды. В таких один храм был порой на три района со множеством сел — в результате сегодня уровень обыкновенной, «традиционной» религиозности в этих районах минимален. Одновременно есть районы, где сохранилось много храмов, которые действовали и в советские времена. Есть местности, где в силу ряда исторических моментов верующие крайне редко приступают к причастию, исповедуясь и «говея» практически однажды в год — а во многих молодых приходах наблюдается настоящее литургическое возрождение.
Потому мы стремимся налаживать возможно более тесные контакты с приходами и миссионерами, как говорится, «на местах». Только глубоко изучая местную ситуацию, возможно избирать правильное направление для стратегии миссионерства.
Для уразумения причин и корней того или иного состояния религиозности отдельной местности мы поощряем православных историков и краеведов, ученых, занимающихся изучением прошлого и настоящего церковной жизни.
Многие сложности вызывает политизация церковного вопроса в Украине. Известным числом политиков насаждается мнение об Украинской Православной Церкви как о «московской Церкви». На фоне более или менее постоянных заявлений об отрицательной роли России в истории Украины Украинская Православная Церковь воспринимается определенной частью общества как Церковь «неродная» и даже враждебная Украине. Принадлежность к Украинской Православной Церкви порой расценивается как непатриотичность.
Следует опасаться, чтобы Церковь не оказалась заложницей национальных чувств и исторической обстановки, чтобы не оказалось, по словам протопресвитера Василия Зеньковского, несоответствия между большой задачей Церкви «и маленькой, узенькой задачей, к которой… национальное чувство и историческая обстановка привязала целиком». Церковь в принципе не может быть ограничена национальным, тем более — националистическим. В этой связи должна быть безусловно одобрена мудрая позиция Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, состоящая в осуждении «политического православия» и сохранении Церкви в независимости от сиюминутностей.
Одновременно, не должно допускать также и великодержавных, пренебрежительных по отношению к Украине, высказываний, даже если целью их, как кажется, является укрепление единства Церкви. По словам того же протопр. В. Зеньковского, «любовь к Украине есть огромная творческая сила: перед этой именно силой должно склониться русское сознание, — склониться с уважением и верой». Украинская Православная Церковь всегда с почтением относится к проявлениям здравого патриотизма, учит паству любви к Отечеству, тем самым способствуя иотражению необоснованных нападок.
Наконец, протопр. В. Зеньковский отмечает с болью: «Две стихии, русская и украинская, претендуют на Киев…, обе живут в нем. Эти две стихии вступили… в глубокую… борьбу… русско-украинское примирение остается нерешенным ребусом, неразысканным кладом». Церковь может и должна внести свой весомый вклад в разрешение этого «ребуса». И главным является привлечение всех к Евхаристической чаше. Вокруг нее гаснут страсти не только плотские, но и политические, и перед Телом и Кровью Христовыми равны становятся правые и левые, прогрессисты и консерваторы — в этом мы убедились пять лет назад, когда в наших храмах молились люди различных политических взглядов.
В результате активной антирелигиозной работы в течение советского периода, сегодня Украина является намного более секулярным государством в сравнении со многими постсоветскими странами. Утрата церковности приводит как к религиозному индифферентизму, так и к релятивизму. Этим пользуются как секты, так и языческие культы, практически всегда имеющие «национальную окраску».
Однако эта проблема может быть решена длительной и настойчивой просветительской работой. И так, как Моисей долгие годы водил врученный ему Богом народ, пока не погибли последние, помнившие рабство, так и мы долгие же годы должны просвещать народ Божий, врученный нам, покуда каждый не научится сознательно выбирать свой путь перед Богом, а не следовать «общей моде» или непонятно кем выдуманным «традициям».
Конечно, в рамках и значительно более пространного доклада невозможно подробно описать все проблемы и сложности миссионерского делания в Украинской Православной Церкви, обусловленные особенностями условий именно Украины.
Однако даже из краткого обзора следует необходимый вывод о том, что наличие в сфере пастырской ответственности Русской Православной Церкви не только различных регионов и национальных образований Российской Федерации, но и различных стран, обусловливает необходимость, с одной стороны, учета их особенностей при выработке общецерковной концепции Миссионерского служения.
С другой стороны, церковные и церковно-общественные деятели должны учитывать указанные особенности в своей деятельности, избегая тиражирования принципов и методов исключительно российского характера, уважительно относясь к проявлениям «местной специфики» и народному благочестию, чтобы, по незнанию, не принести вреда нашему общему делу — возвещению Евангелия Царствия всем народам.
Все указанные факторы должны непременно учитываться при построении миссии в Украине, что, Богу содействующу, может принести добрый плод и приложить к числу спасаемых новых и новых людей.
Благодарю вас.
Опубликовано: 31/01/2010