От Масленицы к Великому посту
Время Великого поста — время нашего покаяния и пути к Пасхе. И я бы хотел напомнить вам о самых главных вещах, непонимание которых может обессмыслить наш пост. То, что я хочу сказать по поводу поста, во многом почёрпнуто из опыта исповедования.
Во-первых, о масленице. С одной стороны, конечно, празднование масленицы — это очень древняя русская традиция. Но, с другой стороны, нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины — это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, — это Прощёное воскресенье.
Во-вторых, о самом посте. Очень распространено мнение, что пост заключается лишь в том, чтобы не есть скоромного, прежде всего — мяса. В сознании многих людей пост сводится к запретам на употребление некоторых продуктов, но ведь суть его — совсем не в этом. Ограничения в пище — только средство, помогающее обрести добродетели, восстановить утраченные духовные силы. Когда обуздываешь свою плоть, то через лёгкость плоти приходит и лёгкость души. А когда предпочтение отдаётся лишь тому, чтобы мяса не вкушать, то настоящий смысл поста пропадает. Помню, когда-то давно ко мне на исповедь пришла одна пожилая прихожанка и рассказала, как Великим постом кто-то из домашних попросил её почистить селёдку. Женщина стала её разделывать и случайно, по привычке, облизнула палец. Свой рассказ она заключила такими словами: «Вот окаянные, попросили меня почистить селёдку». Где же здесь пост? Сразу же вспоминаются слова святых отцов: «Все ешьте. Ближних не ешьте». Если постишься — не надо осуждать тех, кто не постится.
В-третьих, о мере во всём. Цель поста — в стяжании духовных плодов, а не в изнурении тела. Например, если человек болен и не может обходиться без скоромной пищи (в частности, при гастрите нужны молочные продукты), то он не должен от неё отказываться, а принимать её как лекарство, с некоторым покаянием. Конечно, предварительно лучше попросить на её вкушение благословения у священника. Нельзя впадать в крайности, иссушать себя непомерным голоданием. Помню, у нас в Сарове один человек решил последовать примеру древних святых отцов. Он прочитал, что один из них на протяжении всего поста стоял в углу и ел какие-то размоченные ветки, и тоже все сорок дней жевал какие-то сухарики и ветки, а кончилось тем, что у него открылась язва желудка. Так, разумеется, делать нельзя.
И в-четвёртых, о решимости. Я бы хотел сделать особенный акцент на этом качестве. Когда у преподобного Серафима Саровского спрашивали, как спастись, он отвечал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он это сказал — и он это сделал. А у нас часто бывает так: вроде бы решились, но, где можем, идём на попятную, послабления себе позволяем. Подходят, например, люди перед постом и говорят: «Батюшка, благословите». А когда батюшка уже благословил, добавляют фразу: «На молочную пищу». Это хитрость, оборачивающаяся в результате против самого человека. Если уж мы решили поститься, то надо поститься. И всё. Если оправдывать себя тем, что, мол, был у знакомых, а там постную пищу не дали, или что нечего было есть, и я пожарил себе яичницу, то это уже не пост. Никаких послаблений себе, никаких оправданий. Хотя бы каждый в своей мере. А скоромное есть с благословения тем, кому действительно без этих продуктов нельзя.
Давайте стараться следовать примеру святых отцев. Их решимости и твердости. Дадим себе зарок не нарушать пост, не оправдывать своих слабостей, и Господь нам поможет!
Опубликовано: 04/02/2010