Научитесь делать добро
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, председателем Издательского совета Русской Православной Церкви
— Владыка, расскажите, пожалуйста, каков был ваш личный путь к вере. Кто оказал наибольшее влияние на формирование вашего религиозного мировоззрения?
— Я родился в послевоенные годы в простой верующей семье. И хотя в стране уже 30 лет была советская власть, но все же, скажу, в то время чувствовалось, что народ еще не забыл свои духовные корни. Было закрыто много храмов, почти не осталось монастырей, не хватало священнослужителей, не издавались духовные книги, но в простом народе вера сохранялась. Особенно это чувствовалось в селах и небольших городах, где православные традиции были живы. В нашем доме перед иконой всегда горела лампада, мы постоянно молились все вместе. Храм, который находился в десяти минутах ходьбы от дома, был нашим вторым домом, а его прихожане — нашей большой семьей.
Напротив дома, где мы жили, была дача московского профессора, депутата Моссовета. Там постоянно жили две сестры — монахини Питирима и Михаила. Мы с братом, ныне архиепископом Димитрием, любили к ним ходить. У них в доме было много икон, перед которыми всегда горели лампады. Под иконами стоял столик, на нем лежали разные святыни. Из них больше всего нас привлекал камушек, сантиметров 15 шириной и 10 высотой, с изображением преподобного Серафима, молящегося на коленях. Мы любили прикладываться к этой святыне и слушать о том, как преподобный молился.
Кроме того, у нас дома часто бывали священники и прихожане из нашего храма. Вспоминая те годы, я хотел бы подчеркнуть один момент. Когда к нам кто-либо заходил из прихожан, приезжал из Москвы или из Троице-Сергиевой лавры и из других мест, мы, дети, слышали, что взрослые беседовали только о вере, о духовной жизни, о том, как люди отстаивали свои храмы, не допуская их закрытия. И никогда мы не замечали, чтобы эти верующие вели пустые разговоры. Нам давали читать книги или тетради с переписанными духовными рассказами. Вся обстановка в семье, пронизанная верой и упованием на Бога, оказывала на нас весьма благотворное влияние.
Я помню, когда мне было лет шесть, у мамы случился инфаркт миокарда. Мы все очень переживали и постоянно заходили к ней с младшим братом узнать, как она себя чувствует. Однажды, зайдя в комнату, мы увидели, что она сморит на икону Божией Матери и молится. Мы спросили ее: «Мама, о чем ты Божию Матерь просишь?». Она ответила: «Я прошу Ее, чтобы Она вас не оставила, если я умру». Потом она помолчала и сказала мне: «Гера, от Бога не отрекайся. Что бы тебе ни обещали, от Бога не отрекайся, сохрани в себе веру». Я увидел на ее глазах слезы. Мы с младшим братом пошли в соседнюю комнату и стали молиться, как могли.
Мы просили Бога, чтобы мама выздоровела. Тогда она проболела около трех месяцев. Все это время нас поддерживали прихожане нашего храма, приезжали знакомые верующие из Москвы. Помогали нам все. Отец с утра до вечера был на работе, а нас было четверо детей. Старшему брату, Николаю, было 14 лет, а младшему, ныне архиепископу Димитрию — 3 года. Тогда старший брат объездил многие монастыри и везде просил, чтобы там молились за маму. Помню, тогда я с ним в первый раз поехал в Троице-Сергиеву лавру. Это было летом, выехали мы рано утром, чтобы приехать к поздней литургии. Я ехал с верой, что если там будут молиться, мама выздоровеет. Тогда я впервые в жизни увидел монахов. Почти у каждого из них я брал благословение и просил: «Помолитесь за маму и за меня, грешного». Вот так я и рос в вере.
— Вы с такой любовью рассказываете о своей маме! Какие, если можно так выразиться, педагогические приемы использовали ваши родители?
— Пример жизни. Самое главное для ребенка — пример родителей, обстановка в семье, ее внутренний настрой. Ребенок старается повторять все, что делают родители. Если родители стремятся в храм, и ребенок будет с желанием туда идти. В семье соблюдается пост — нетрудно будет поститься и ребенку. Я помню, когда мне было лет девять, у мамы произошло обострение язвы желудка, а был Великий пост. Ей говорили, что надо употреблять молоко и прочую скоромную пищу, но она категорически отказалась нарушать пост, ела геркулесовую и рисовую каши, сваренные на воде, с оливковым маслом, отказалась от всего соленого и острого. Пост прошел, и язва исчезла. Но, глядя на маму, мы навсегда запомнили важность соблюдения постов, поняли, что они — не формальность. Помню, Великим постом мама приготовит нам завтрак, мы поедим и в школу, а она идет в храм на службу, вернется из храма, позавтракает и затем готовит нам обед. Любовь к храму у детей прививают не слова, а пример такой любви родителей.
— Сегодняшнее российское общество устремлено к Православию. Вопреки тому, что многовековая православная культура в нашей стране была почти вытравлена в советский период, люди все больше обращаются к Богу. Насколько велика опасность того, что обращение к Православию для многих станет лишь поверхностным, модным увлечением?
— Это не ожидаемая опасность, это так и есть. Если сравнить 1960-е или даже 1980-е годы и настоящее время, то теперь в храм приходит другой контингент людей. Подавляющее число верующих в 1960-е годы не знало, что такое телевидение. В 1970-е — даже если и знали, то телевидение тогда не оказывало настолько пагубного влияния, как сейчас: были другие передачи, и люди не смотрели так много телевизор. А сейчас даже тот, кто регулярно ходит в храм, много времени проводит у телевизора, а молодежь — и за компьютером. И это не только среди мирян, но и среди духовенства. Телевизор оказывает большое воздействие на сознание человека, и чаще всего это влияние отрицательное. Отмечу, что, сидя у телеэкрана, пастырский опыт не приобретешь и путь христианской жизни не познаешь. Даже если смотреть православные передачи, через них можно только узнать, но не познать. Все познается через личный опыт. Зная, но не прилагая знания к своей собственной жизни, можно только рассуждать, вести умные разговоры на духовные темы, можно даже давать советы, но эти советы никому не помогут. Если сам человек не идет вслед Христа, он не сможет приблизиться к Нему и никого к Нему не приведет. Господь сказал, что спасется не тот, кто знает Его заповеди, но тот, кто их исполняет.
— Какие проблемы современной церковной жизни сегодня наиболее актуальны?
— Любая проблема начинается с человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но в своем сознании он не стал Христовым. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. Даже если он какое-то время ходит в храм, к таинствам он приступает механически, в нем нет живого обращения к Богу, нет искреннего покаяния. У Чехова, если я правильно помню, есть замечание о дереве, которое высохло, но качается вместе с другими.
Вот и человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Рано или поздно он отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или сходить с детьми на рождественскую елку. Этим равнодушным состоянием крещеных людей — нашей паствы — и определяются основные проблемы внутрицерковной жизни. А если такой человек уже в священном сане, то это усугубляет ситуацию и порождает проблемы современного пастырства.
— Недавно один священник сказал: «Приходскую жизнь надо активизировать с учетом того, что люди наши на самом деле не готовы к приходской жизни, причем и миряне, и клирики. В сознании людей слишком много индивидуализма». Как сделать так, чтобы миряне активнее проявляли себя в приходской жизни?
— В принципе, я согласен с этим суждением. Индивидуализм присутствует и у мирян, и у священников, это так. Причиной тому — те условия, в которых растет, формируется и живет человек. И священники здесь — не исключение. Индивидуализм заложен в него еще в семье. Сейчас утрачено традиционное понимание семьи как малой Церкви. В Церкви центром является Христос. В старину семья стремилась быть христоцентричной, и семейная жизнь воспринималась как подвиг ради блага ближнего — супруга, супруги, детей. А сейчас чаще всего семейная жизнь воспринимается как путь обретения удовольствия, включая и плотское. Нередко центром семьи является ребенок, для которого взрослые делают все, что он желает. Так и вырастает человек, думающий только о себе.
У нас в стране нет народно-культурных центров, куда люди приходили бы для общения, объединялись по интересам. Жизнь современного человека ограничена работой или школой и квартирой, где он уединяется у телевизора или компьютера. Даже у подростков, имеющих повышенную потребность в общении, оно почти полностью сместилось в виртуальное пространство. Они разучились общаться друг с другом без ICQ и форумов в интернете. Живое общение предполагает открытость, самоотдачу, напряжение душевных сил, этого не могут заменить электронные средства коммуникации. Они не соединяют, а дают информацию и лишают людей живого общения. Интернет формирует много негативных качеств, в том числе и индивидуализм.
Поэтому современные люди замкнуты. Так же они ведут себя и в храме. После службы уходят, не задерживаясь. Порой, находясь в одном приходе, они совершенно чужие друг другу, да и за богослужением каждый молится о себе. Но ведь приход — это церковная община, в ней должна быть общность людей по вере и по жизни. Христос объединил всех верующих в Него в Свою Церковь, где каждому определено свое служение. Раньше во многих приходах, когда человек начинал постоянно посещать храм, с ним знакомились все прихожане, спрашивали имя, чтобы помолиться о нем, вписывали его имя в свои синодики. Своей молитвой и советом ему помогали войти в церковную жизнь и священник, и прихожане. На престольные праздники собирались со всех храмов. Понятно, что люди тогда были отзывчивее, и новых людей было немного. Но и теперь приход должна объединять общая молитва, совместные дела, деятельное служение, взаимопомощь внутри прихода. Особенное внимание надо обращать на семью, чтобы дети в ней росли заботливыми, внимательными к другим.
— В какую сторону за последнее время изменились, на ваш взгляд, мировоззрение и образ жизни молодежи?
— Индивидуализм, о котором мы только что говорили, особенно ярко проявляется у молодых, только имеет свою окраску. Молодежь хочет много иметь и сейчас же. Молодые люди не хотят ждать и во всем ищут легкий путь. И, что печально, они не научены трудиться. Перед их глазами мало примеров того, как нужно правильно жить, и окружение, в котором находится молодежь, не проникнуто христианским духом. Это не дает ей очнуться от духовной спячки.
Мы сейчас видим много молодых людей, которые заходят в храм, но это незначительная часть всей молодежи. Причем тот, кто заходит, чаще всего посмотрит и уходит, у него нет внутреннего стремления узнать, почему его в детстве крестили или почему он называет себя православным, что значит — быть православным. Он весь устремлен к земному, его влечет дружба с миром[1], у него все мысли направлены на то, чтобы как-то устроиться в этой жизни. Очень многие молодые люди сегодня инфантильны, хотят жить только для себя и не готовы брать на себя ответственность не только за своих близких, но даже и за себя самих. Отсюда желание легкой наживы, нежелание трудиться и принимать ответственные решения. Наверное, поэтому среди молодых семей так много разводов. Супруги не хотят заглушить голос своего эго как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях со своими детьми. Молодежь не хочет быть жертвенной, она не хочет отдавать, а желает только получать. Если раньше молодой человек во время учебы работал, то затем, чтобы помочь своим родителям или обеспечить себя необходимым во время учебы, а сейчас — в первую очередь для того, чтобы самому жить красиво, иметь шикарную машину. Он слышит, что его сверстник получает миллионы или за футболиста такого-то клуба заплатили столько то, и у него возникает желание иметь большие деньги. Не представляя, что такое труд, он хочет жить роскошно. Это одна сторона вопроса.
Другая причина заключается в том, что Церковь, то есть мы, верующие — священнослужители и миряне, мало делаем для того, чтобы молодые люди ощутили внутреннюю необходимость веры. Мы не протягиваем им руку помощи, не открываем им дверь храма, чтобы они почувствовали, что храм — это и их духовный дом. Мы должны научиться видеть в них своих ближних. Пусть они младше нас, пусть они меньше нас знают о Христе, может быть, они не умеют правильно креститься и не знают, как вести себя в храме, — все равно мы не должны их отвергать. Даже если перед нами тот, кто пал, стал пить, употреблять наркотики, мы не должны проходить мимо, а должны отнестись к такому человеку с любовью, ведь он — тоже сын нашего Отечества, а если крещеный-то и нашей Церкви, хотя и согрешивший. Нам необходимо понять нашу молодежь и помочь ей обрести веру. Пути разные: как каждый человек индивидуален, так и наша молодежь индивидуальна; и мы должны искать эффективные формы работы с ней.
— Россия — одна из самых читающих стран в мире. Но какие произведения читают наши сограждане — это отдельный вопрос. Как сделать так, чтобы бульварная литература не вытеснила классику и духовное чтение?
— Я бы сказал так: бульварная литература почти уже вытеснила классику, а что касается духовной литературы, то читать ее народ не научен. Люди старшего поколения, когда были детьми, ее не читали, так как в те годы была другая идеология, и духовная литература была под запретом. А современная молодежь в большинстве своем вообще не приучена к серьезному чтению, тем более к чтению книг духовного содержания. О ментальности молодежи мы говорили. Чтобы читать книгу, надо ее любить, надо ее понимать, надо привыкнуть держать ее в руках. Любовь к чтению развивается в семье и школе. Если в семье ребенок видит своих родителей, братьев, сестер за чтением, то и сам будет желать читать книги, а если в семье не принято читать серьезную литературу и родные сидят днями и вечерами у телевизора или компьютера, то отношение и ребенка к книгам будет таким же.
Кроме того, большое значение имеет школа, в ней ребенок должен полюбить книгу, научиться ее читать. Я имею в виду не скорость чтения — определенное количество слов произносить в минуту, — а, читая, понимать ее смысл. В школьной программе должно быть уделено достаточно времени изучению как великих отечественных писателей, так и произведений мировой литературы, раскрывающих основы духовно-нравственной жизни общества.
- Современная культура зачастую носит разрушительный характер. На ваш взгляд, какие меры должны быть предприняты государством для того, чтобы остановить процесс глобального разрушения нравственных основ общества?
— Необходимо воспитание молодого поколения в соответствии с нашей культурной и духовной традицией, чтобы молодой человек осознавал себя принадлежащим к великой русской культуре и был ее носителем, чтобы он мог различать добро и зло и находил в себе силы отказаться от зла. В современной культуре все перемешано: зло остается безнаказанным, порок оправдывается, грех популяризируется в СМИ, преподносится привлекательным, у человека возникает желание его совершить. Привнесенная к нам система западных ценностей, где утрачена христианская основа, духовно деформирует личность человека. Школа отказалась от воспитания, а только дает знания, причем программы построены так, будто России нужны только брокеры, менеджеры и бизнесмены. А если в детское сознание не закладывается правильное понимание жизни, то трудно в будущем ожидать что-либо хорошее от такого человека.
Государство должно заботиться о будущем России, и чиновники должны понимать, что самый ценный, «золотой», запас страны — это наши дети. Какими они вырастут, такой и будет страна. А поэтому надо укреплять семью, необходимо сделать школу нравственно ориентированной, чтобы в ней сочеталось и образование, и воспитание. И, самое главное, государство должно защитить свой народ от насилия и безнравственности на телевидении. Сколько это можно терпеть? Целыми днями на телеэкране — убийства и пошлые сцены, и дети все это видят. Получается: им это навязывается. А ведь они все, что видят, воспринимают как норму жизни. Отсюда, когда дети подрастают, возникают все проблемы.
— Каково ваше отношение к повсеместно насаждаемой толерантности — в культуре, политике, церковной жизни? Какие традиции стоит возродить русскому народу?
— К самому слову «толерантность» я отношусь с осторожностью. Смысл, который вкладывается в него сегодня, находится вне христианской этики. Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», «Любите врагов ваших», а теперь принято говорить, что надо терпеть. Для терпения совсем не обязательна любовь, терпеть ближнего можно и презирая его, а врага — и ненавидя. Получается подмена. И не только. Порой призывом к толерантности навязывается терпимость к пороку, признание его равнозначным добродетели или естественным человеческим отношениям. А с этим никак нельзя согласиться верующему человеку.
Нашему народу надо возрождать христианскую любовь. Русскому характеру были присущи великодушное перенесение всех жизненных обстоятельств, происходящее из полного доверия и любви к Богу, и сострадание, в котором выражается любовь к ближним. Имея такую любовь, русские люди преодолевали все трудности и невзгоды в созидании великой и могучей державы. Возьмите, например, освоение Сибири. Вот где было явлено истинное русское качество любви. Люди шли в неведомые земли, оказывая друг другу помощь и проявляя заботу о чужих. Отсюда и сформировался особенный сибирский характер — спокойный, радушный, основательный, надежный.
- Насколько православные СМИ сейчас в состоянии противостоять своей деятельностью засилью порока и безнравственности в современном обществе?
— Порок и безнравственность на телевидении, в других СМИ, в интернете имеют большую поддержку. Не только финансовую, но и политическую. Противостоять этому одной только Церкви невозможно; государство должно защитить население от негативного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Думаю, раз у нас все поставлено на коммерческую основу, то для программ телевидения, радиовещания, печатных СМИ, которые направлены на поддержку семейных и культурных ценностей, на воспитание и образование подрастающего поколения, на укрепление нравственности в обществе и противодействие злу, должны быть материальные субвенции со стороны государства. Вместе с тем, и мы, православные, должны участвовать в развитии и расширении влияния наших церковных СМИ на общественное сознание. И нам пора бы иметь свое телевидение.
— Какими должны быть современные православные юноши и девушки, чтобы создать здоровую, крепкую семью? И какие качества стоит в себе воспитывать супругам, чтобы сохранить брак и воспитать своих детей в вере и благочестии?
— Какими должны быть? Верующими. Не подходить к браку безответственно, не смотреть на супружество как на средство получения удовольствий, то есть необходимо отвергнуть всякий индивидуализм и эгоизм, не искать в супружестве наслаждения. Необходимо иметь любовь к чадорождению. И важно, чтобы у супругов было чадолюбие. Вообще чадолюбие — это великая добродетель. Оно делает семью крепче, в то время как поиск удовольствий в супружеских отношениях разрушает любовь. У супругов должны быть христианские отношения и христианская любовь, которая долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, чужда какого-либо своекорыстия. Они должны научиться обуздывать свою волю и свои желания, а также уметь поддержать друг друга в ежедневных трудах.
Супругам с самого начала совместной жизни надо воспитывать в себе уважительное отношение друг к другу, не допускать ничего, что считается непристойным, даже когда они остаются наедине, готовиться во всем подавать пример детям. Ибо потом очень трудно будет изменить свои привычки, а дети все подмечают и копируют: каким тоном взрослые друг с другом разговаривают, как относятся к домашней «рутине», с каким настроем молятся и прочее. Я об этом уже говорил.
— У современных православных молодых людей сейчас большая проблема найти спутника (спутницу) жизни с целью создания семьи. Что бы вы могли посоветовать молодым людям, которые ищут свою «второю половинку» и не могут ее найти?
— Не надо создавать себе идеалы и особенно выбирать по внешним признакам. Все внешнее изменчиво, надо стремиться обращать внимание на качества души, да и самому к себе быть требовательным в этом отношении.
— Ваше Высокопреосвященство, с каким напутственным словом вы обратились бы к нашим читателям?
— Дорогие мои, научитесь любить Бога и быть Ему во всем верными. Обретите дар молитвы, и пусть ваша молитва зажигает в сердцах ваших детей и внуков, ваших родных и близких любовь к Богу и желание жить по Евангелию. Пусть ваши слова и поступки всегда свидетельствуют о вере. Пусть ваша семья будет домашней Церковью, где христианская любовь и мир пребывают в сердцах всех ее членов. Будьте чадолюбивы и воспринимайте рождение детей как благословение Божие. Помните, Господь дал нам жизнь, чтобы мы научились сами и научили других делать добро.
Опубликовано: 06/02/2010