Юродивая при дворе, Великая Княгиня в монастыре
[1] [2]
На пути к живому монашеству
Великая княгиня Александра Петровна,
в иночестве Анастасия у постели больной |
Супружеская жизнь Николая Николаевича и Александры Петровны после рождения второго сына Петра в 1864 г. (первый сын Николай родился в 1856 г.) разладилась. Великий князь увлекся танцовщицей Е. Г. Числовой, от которой он имел четверых детей. Эта связь оказалась настолько серьезной, что продолжалась вплоть до смерти Числовой в 1889 году.
Разлад в семье и тяжелая болезнь побудили Александру Петровну уехать из Петербурга. Болезнь одолела ее после несчастного случая, когда во время поездки в карете лошади понесли и опрокинули экипаж. Она была сильно травмирована, что сказалось впоследствии на ее здоровье — ей отказали ноги. Врачи рекомендовали лечиться на юге. В 1879 году великая княгиня покинула Петербург, как оказалось, навсегда. По дороге она остановилась в Киеве, где проживала в Императорском Путевом дворце. Почти полтора года — с ноября 1880 г. до июля 1881 г. — Александра Петровна провела за границей, пытаясь восстановить здоровье. Некоторое время она жила в Неаполе и на острове Корфу. Остров Корфу с его уникальным климатом оказал благотворное влияние, но болезнь окончательно не отступала.
В июне 1881 года Александра Петровна на пароходе в сопровождении контр-адмирала Головачева сделала остановку у берега вблизи Афонского монастыря. Посетить Святую гору Александра Петровна не могла, так как посещение этого мужского монастыря женщинам запрещено. Но ее навещали на пароходе афонские старцы, в беседе с которыми она находила утешение и укрепление своих духовных сил. Братия Русского Ильинского скита на Святой горе при посредничестве и участии архимандрита Макария, игумена Пантелеимонова монастыря, обратились к Александре Петровне с просьбой положить первый камень в основание соборного храма, который планировали построить на месте старого, пострадавшего от землетрясения. «Великая княгиня милостиво согласилась на это, и 22 июня прислала камень с приличной надписью, поручив сопровождавшему ее контр-адмиралу Головачеву положить оный от ее имени в основание собора. Таким образом, при помощи Божией, совершилась закладка собора. Собор буде двухпрестольный: главный престол — во имя пророка Ильи, придельный — во имя святой мученицы царицы Александры. Оставляя берег Афонской горы, Ее Императорское Высочество пожелала видеть скит. Пароход против него остановился. Настоятель с братиею поспешили на пароход, взяв с собой главнейшую святыню скита — чудотворную икону Божией Матери „Млекопитательницы“ и святые мощи — стопу святого апостола Андрея Первозванного. Ее Высочество с благоговением приложилась к святыне и за сим оставила берег Афона, напутствуемая горячими молитвами и благожеланиями русских обитателей Святой горы».
После возвращения из заграницы для Александры Петровны был арендован отдельный дом в аристократическом районе Киева Липках. Несмотря на все усилия врачей и ее собственные, она так и не смогла передвигаться самостоятельно. Оставшись одна на один со своей болезнью, проводя жизнь в одиночестве, прикованная к инвалидной коляске, Александра Петровна находила утешение в молитвах и чтении Псалтири, которую она называла «источником вечного радования». После долгих размышлений она приняла решение навсегда остаться в Киеве, что означило разрыв супружеских отношений. Это был смелый шаг, но как могла она смириться с изменой и неприкрытым двоеженством мужа, поправшего и ее чувства, и свою веру, глубоко ранившего ее душу! Нравственные страдания Александры Петровны еще более усугубили ее физическую болезнь.
Приняв решение, она окончательно поселилась в Киеве, навсегда распростившись со столицей. Здесь Александра Петровна полностью посвятила себя служению Богу и людям. Она приступила к осуществлению захватившей ее идеи — идеи «живого монашества».
В XIX веке в церковных кругах в связи с развитием народнических идеалов возникла идея «живого монашества», которая предполагала не только строжайшее следование иноческим уставам св. Саввы Освященного и Феодора Студита, но и практическое служение страждущему человечеству. Идея живого монашества нашла отклик как у представителей духовенства, иночества, церковной интеллигенции, так и у верующих, принявших решение пострига, чему имеется немало примеров. Представительница Варшавского высшего общества графиня Ефимовская основала Леснинский Богородицкий монастырь Варшавской губернии с учебными заведениями и больницей для оказания бесплатной медицинской помощи окрестным крестьянам. В Эстонии прославилась своей обширной деятельностью Вировская женская обитель Холмского края, а также Пюхтицкий Успенский женский монастырь со школой, больницей, народной библиотекой. Большую благотворительную работу проводили монастыри, осуществляя миссию милосердия и просвещения. Среди них Переяславский Феодоровский женский монастырь Владимирской епархии, Печенгский мужской монастырь Архангельской губернии, другие монастыри, в том числе Свято-Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, а также Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь близ Санкт-Петербурга.
Александра Петровна стала поборницей живого монашества. Она хотела, чтобы «наши монастыри, сохраняя строгие отеческие правила и заповеди, непременно были рассадниками просвещения и благотворения во всех видах… Живое монашество — вот знамя, которое столь дорого моему сердцу,- утверждала она в одном из своих писем. — Никакие монашеские обеты и правила не мешают любить ближнего, как самого себя, служить болящим, питать неимущих».
В живописном уголке Киева — Лукьяновке, на высоком склоне Вознесенской горы Александра Петровна купила у купца Диковского большую усадьбу площадью в шесть десятин, заплатив за этот земельный участок из личных средств 50 000 рублей. Здесь она основала Свято-Покровский женский монастырь (1889). В основе монастырского Устава лежало сочетание монашеского подвига с уходом за больными. За пять месяцев на территории монастыря была сооружена Покровская церковь, а за короткий срок здесь вырос целый городок. Все создавалось под личным наблюдением великой княгини. Она сама составляла планы новых построек, счета по строительству и содержанию всех учреждений монастыря, а их было немало: больница с терапевтическим и хирургическим отделениями, аптека с бесплатной выдачей лекарств, приют для слепых и неизлечимых больных, лечебница для приходящих — самая большая на юго-западном крае, училище для девочек-сирот, приют для хронических больных женщин, бараки для инфекционных больных, морг, прачечные, столовые и кухни.
Содержать такое большое хозяйство в финансовом отношении было сложно. Александра Петровна продавала свои великокняжеские драгоценности и вкладывала вырученные деньги в строительство и оборудование больниц. Она хотела продать и самый дорогой ей предмет — подарок Александра II к ее свадьбе — большой изумруд. Правда, покупателя так и не нашлось, ибо стоимость камня была очень высока. Александр III, который к своей тетке относился очень тепло, узнав о ее намерении, распорядился выкупить изумруд. Он не единожды финансово поддерживал Александру Петровну в ее благородном деле. Вероятно, это бывало частенько, поскольку стало вызывать у чиновников министерства финансов возмущение. Государственный секретарь А. А. Половцев по этому поводу отмечал, что «в.к. Александра Петровна сделала 450 т.р. долга и что теперь в Министерстве двора не знают, как поступить, долг этот тем менее простителен, что она, кроме обычного своего содержания, получает ежемесячно 14 т. р., назначенных ей покойным государем». Благодаря этому косвенному свидетельству мы видим, какие средства требовались Александре Петровне для деятельности по устройству ее учреждений. Ее невестка великая княгиня Милица Николаевна вспоминала, что во время посещения монастыря Александра Петровна, показывая ей свое хозяйство, поясняла: «Это здание — мои серьги, здесь — мое ожерелье, а сюда ушли все мои кольца».
В 1889 году она переехала жить в новую обитель, где свою обычную обстановку сменила на монастырскую, заняв келью в одну комнату. Александра Петровна облачилась в иноческое одеяние, видимо, примерно тогда же она приняла и иноческий постриг с именем Анастасия, но известно это стало лишь после ее смерти, после вскрытия духовного завещания Александры Петровны. В ее кабинете находилась чудотворная икона Почаевской Божией Матери — подарок отца. Молясь перед ней, великая княгиня получила исцеление: в монастырскую обитель ее привезли на тележке, а здесь она начала ходить, как бы воскресла для новой жизни, оправдывая свое новое имя (Анастасия, с греч. — воскресшая. — Авт.).
Жизнь и порядок в обители были организованы по строгому монастырскому уставу. Вся жизнь сестер проходила в молитвах и трудах. Сама великая княгиня много часов проводила в больнице, иногда по 5–6 часов выстаивала на больных ногах, ассистируя хирургу. Весь надзор за подготовкой больных к операциям, уборкой операционных, дежурством у постелей оперированных по ночам принимала она на себя. Надзор за порядком в больнице, за работой сестер в больнице, за питанием больных, за их духовной жизнью также несла на себе «Великая матушка», как с любовью ее называли. Александра Петровна сердечно относилась к врачам, по-матерински ободряла, старалась помочь им в жизни, доверяла их профессионализму. Недаром в монастырской больнице ей самой сделали не одну операцию.
В 1898 г. в Киеве проходил съезд естествоиспытателей и врачей. Они посещали врачебные учреждения, в том числе и больницу Покровского монастыря, которая оснащенностью и порядком поразила Варшавского профессора М. Зенца: «Каждый кабинет снабжен всеми необходимыми принадлежностями по своей специальности. Чистота, свет, воздух и, если угодно, роскошь не оставляют желать ничего лучшего. Всех кабинетов я насчитал 12, в которых, судя по списку, принимают 20 врачей. Один из кабинетов предназначен для отдохновения врачей и обставлен так, как обставляют кабинеты у богатых людей.
Все обязанности сестер милосердия при этой амбулатории исполняют монахини…
Между прочим, при больнице имеется единственный в Киеве кабинет для снятия фотографий лучами Рентгена, служащий целям не только этой, но и других киевских больниц».
Созданием монастыря с его многочисленными лечебными и благотворительными учреждениями, с деятельностью монастырских сестер на пользу ближнего и страдающего человека великой княгиней Александрой Петровной было положено начало новой эры в культурном значении монастырей на Руси.
Одновременная кончина
В 1890 году ее супруг Николай Николаевич тяжело заболел и уехал в Крым в надежде на выздоровление. Но болезнь прогрессировала, он никого не узнавал, отказывался от пищи, страдал припадками буйства. Николай Николаевич скончался в Алупке в апреле 1891 года. Его похоронили в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора. Александра Петровна на похороны не приехала, за что многие осудили её. Однако, она жалела своего бывшего супруга и была осведомлена о его тяжкой болезни, о чем свидетельствуют ее письма сыну Петру Николаевичу от 16 октября 1890: «Милый дорогой Петр!…Здоровье твоего бедного отца безвозвратно погибло, таково мнение врачей — и при этой болезни жить можно долго, медленно впадая в полный идиотизм. Меня тяготит мысль, что при настоящем положении еще не уловили минуты для приобщения его Св. Таинств. Молю Господа да дарует он Всеблагий мирную, христианскую кончину бедному страдальцу, страдальцу не физическому, ибо таковых страданий, вероятно, нет. Сегодня выехал из Алупки мой брат Алек, он сообщит все подробности»… В письме от 11 мая 1891 г.: «В 40 дней после кончины твоего родителя предполагаю иметь Архиерейское заупокойное служение. Псалтырь поставила особый, где день и ночь непрерывно читается псалтырь о упокоении души новопреставленного. На каждой литургии ежедневно кроме этого литию и панихиду.
Могила Великой княгини
Александры Петровны |
Творите милостынею о упокоении души Вашего Родителя. Лучше в ресторане подешевле обедать, а кормить нищих за упокой его души. Я писала Николаше, Вам что-нибудь пожертвовать в обитель на поминовение. Цифры указать не могу — милостыня это свобода. Господь принимает усердие и чистоту помысла, а не количество денег». Более всего ее мучило то, что он, впав в безумие, не имел возможности перед смертью сознательно исповедаться и приобщиться Святых Таинств.
Сыновья Александры Петровны и родственники Романовы поддерживали морально и финансово ее подвижническую деятельность и неоднократно посещали Киевский Свято-Покровский монастырь. Не оставил без внимания свою необычную родственницу и Николай II, посетивший с супругой «тетю Сашу» в 1896 г. Он пожертвовал на расширение больницы крупную сумму и распорядился отпускать из казны ежегодно 80 тыс. руб. на содержание монастыря. Во время этого посещения царской четой в их присутствии был заложен соборный храм во имя святителя Николая, эскизный проект которого подготовил Петр Николаевич, младший сын Александры Петровны.
У Александры Петровны и Николая Николаевича было два сына. Старший — вел. кн. Николай Николаевич-младший (1856 — 1929) родился в Петербурге, получил хорошее первоначальное домашнее образование, учился в Николаевском инженерном училище, в Николаевской Академии Генерального штаба, которую окончил с серебряной медалью. Сделал великолепную военную карьеру, в первую мировую войну Николай II назначил его Главнокомандующим русской армии. Он был женат на дочери короля Черногории Анастасии Николаевне, детей не имел. После революции великий князь эмигрировал, жил во Франции, где и скончался в возрасте 72 лет.
Вел. кн. Петр Николаевич (1864 — 1931) родился также в Петербурге. Армейская служба его не привлекала, хотя он отдал ей более 10 лет, служа в инженерных частях. Его призванием были живопись и архитектура. Из-за слабого здоровья он в 1895 году вышел в отставку и поселился в своем имении Дюльбер в Крыму. В 25 лет Петр Николаевич женился на Милице Николаевне, дочери Черногорского короля, живы его внуки — Николай (р. 1922), историк по образованию, живущий в Риме, в настоящее время является главой дома Романовых, и Дмитрий (р. 1926), финансист, проживает в Копенгагене.
Александра Петровна тихо скончалась в 1 час 20 мин. ночи с 12 на 13 апреля. Удивительно, что это произошло в один и тот же день, час и даже минуты, как и у ее супруга вел.кн. Николая Николаевича девятью годами ранее. 13 апреля был опубликован Высочайший манифест, данный в Москве, возвестивший о кончине великой княгини Александры Петровны, в инокинях Анастасии. По особому разрешению Николая II ее похоронили на монастырском кладбище, исполнив волю самой скончавшейся, выраженную в ее завещании от 11 (23) марта 1889 г. «Смиренно прошу Вседержавнейшего Отца и Благодетеля моего дозволить погребсти мое тело на восточной стороне храма Пресвятой Богородицы в моей обители в г. Киеве под открытым небом, не делая в земле никакого приспособления, в простом сосновом гробу… Прошу отпевать меня без всякой мирской славы, суетности и без всяких венков и цветов. При погребении и вообще после моей кончины прошу именовать меня рабою Божиею Александрою или иным именем, если я когда-либо сподоблюсь монашеского пострижения.
Над могилою прошу поставить весьма небольшой и самый дешевый каменный крест, вделав в него икону Царицы Небесной, полученную мною на Св. горе Афонской, работы иеродиакона Лукиана, — на кресте надпись: тут покоится прах рабы Божией Александры…»
Несмотря на политические катаклизмы и войну, Свято-Покровский монастырь уцелел, сохранилась и могила Великой Матушки. И сегодня на ней всегда живые цветы, а на каменном кресте надпись: «Инокиня Анастасия». Насельницы монастыря свято чтят память инокини Анастасии, великой княгини Александры Петровны, принцессы Ольденбургской. Потомки Александры Петровны посещают ее могилу, чтобы поклониться этой замечательной женщине и по возможности поддержать существование основанного ею монастыря.
Отдавая дань подвижнической деятельности великой княгини, ее беспримерному христианскому подвигу, профессор Сикорский напишет после ее смерти: «Народной святыней станет Ее скромная могила, потому что Она сослужила великую службу русскому народу. Земной поклон принесет Ей Киев, потому что Она создала ему славу, избрав местом своей высокой жизни и дел.
Преклонится перед Ней русская женщина, потому что в Ее лице идеализм, милосердие и служение женщины высшему долгу нашли свое полное осуществление. Она явила собой пример Милосердной сестры русского народа… Земной поклон Ей от всех живых!»
Подвижничество Александры Петровны является примером бескорыстного и истинного служения высокой идее. Она была поистине счастливым человеком, так как могла дарить другим людям счастье обретения здоровья, счастье обретения смысла жизни, счастье осознания пользы и необходимости своего труда. «Нужно уметь носить в себе счастье, чтобы других сделать счастливыми. Нужно держаться за идею».
[1] [2]
Опубликовано: 02/03/2010