Прощеное воскресенье. Воспоминание изгнания Адама из рая
Нынешнее воскресенье предваряет начало Великого Поста, и в Писании содержатся слова, указывающие нам на то, без чего ни пост, ни молитва не будут богоугодными и не послужат нам во спасение. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 23–25).
И, с другой стороны, в сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о том, что надобно не только испрашивать прощения за причиненную брату обиду, но и самим прощать тех, кто причинил нам скорбь. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14).
Поэтому в сегодняшний день, в «Прощеное воскресенье», прежде чем приступить к Великой Четыредесятнице, принято испрашивать друг у друга прощения и особенно у тех, кого мы наиболее оскорбили и опечалили, и прощать тех, кто оскорбил и опечалил нас.
«Какой простой и подручный способ спасения — восклицает святитель Феофан Затворник — Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и все тут».
В последнее воскресенье перед Великим постом Церковь обращает нас к воспоминанию о изгнании наших прародителей из Рая. Грехопадение человека — царя твари — его удаление от Бога внесло искажение во все творение. Разум человека помутился, тело стало смертным, а земля произрастила ему волчцы и терния (Быт. 3, 18). Вспоминая об изгнании Адама из Рая, мы напоминаем себе о том, что живем в искаженном мире, и что это искажение исправляется через очищение и восстановление нашего поврежденного естества во Христе благодатью Святого Духа. И апостол Павел, как бы призывая нас не прилепляться к настоящему, говорит, что даже «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». То есть, если и тварь, как поясняет свт. Фефоилакт Болгарский, «подверглась страданию для тебя, то и ты должен терпеть страдание для Бога; и если она надеется быть прославленной, то тем более ты надейся быть прославленным».
Сегодня мы напоминаем себе, что мир наш — юдоль изгнания, в которой мы отстоим от Бога не местом, а духом. И если никто не лечит болезней сладкими яствами и плотскими утехами, но ради здоровья телесного мы готовы терпеть горькие снадобья и болезненные процедуры, то и душевное исцеление требует самопонуждения, в том числе к посту и молитве.
Пост и молитву святые отцы называют двумя крыльями, на которых человек поднимается к Богу. Издревле известно, что пища животного происхождения усиливает страстные движения души, а поскольку дух, душа и тело человека находятся в непосредственном взаимодействии, при помощи ограничения в пище и отказе от пищи животного происхождения христиане ослабляют влияние страстных движений плоти на душу. Есть в посте и момент жертвы, однако, необходимо помнить, что если говение будет сочетаться с превозношением над менее постящимися или вообще не постящимися, уничижением ближних, обидами или завистью, оно не только превратится в бесполезную пищевую диету, но и пойдет себе в осуждение.
Во время поста принято особое внимание уделять молитве, посещению богослужений, милостыне, уходу за больными, помощи заключенным. Христианский пост, вопреки невежественному мнению, не учрежден для физического оздоровления, выведения шлаков из организма и так далее. На самом деле пост может быть как полезен, так и вреден для здоровья. Его предназначение — в духовной сфере. Лишенный веры, молитвы и добродетели, пост напрасен и не имеет смысла.
Пост не должен быть показным и тем более лицемерным. Публичный пост не только не благоприятен, но и ведет к осуждению. Об этом и говорит Господь в сегодняшнем Евангелии: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16–18).
Строгость поста в наше время обыкновенно не соответствует строгости древних монастырских уставов и в любом случае сообразуется с состоянием физического здоровья и духовного возраста человека. Те или иные послабления в пище согласовываются с духовником. Обыкновенно пост рассчитывается таким образом, чтобы он, с одной стороны, не превратился в сплошное самопопустительство, а с другой стороны, не приводил человека к такому физическому изнеможению, которое сделало бы его мрачным, раздражительным, неспособным к труду и добродетели.
Опубликовано: 14/02/2010