О чревоугодии и воздержании
Потребность в пище и питии врожденна телесной природе нашей, и умеренное удовлетворение этой потребности законно и необходимо. Преступая пределы умеренности, чревоугодие обращается в страшный и унизительный порок под следующими видами (по Иоанну Лествичнику):
- Ничем не насыщаемое обжорство.
- Прихотливое многоизобретательное сластолюбие.
- Неудержимая и завистливая жадность к любимой пище.
- Неукротимое, более и более свирепеющее чревоизлишество.
Началом всему худому служат упокоение чрева и расслабление себя сном, возжигающие блудную похоть.
Вот перечисление пороков, вытекающих из этой страсти: блуд, жестокосердие, сонливость, море помыслов, волны скверн, бездна неведанных нечистот, леность, многословие, вольность в речах, смехотворство, острословие, жестоковыйность, упрямство, бесчувственность, пленение, высокомерие, дерзость, щегольство, за которыми следует нечистая молитва, кружение помыслов.
Чем легче и меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух. Объедение и сластолюбие пригвождает нас к земле и отсекает у души ее крылья.
От чревоугодия возникает лютая брань плотской похоти; от постов — целомудрие, от сытости — распутство, и от пресыщения — нечистота.
Хлеб и вода не приносят вреда!
Пост был первой заповедью нашим прародителям, и нарушение поста явилось причиной их падения, в чем состояло первое уничижение, с того начинают подвижники преуспевать в страхе Божием. С сего начал и Спаситель, потому что пост есть орудие на диавола, им Он сразил диавола в пустыне.
Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностью. Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов сразить и отразить все лютые страсти. Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал Спаситель, когда пребывал в пустыне, постясь 40 дней и ночей; тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога чаще всего через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и современниками Ноя, ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях.
Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола. Тот не воин Христов, кто бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти, тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
Пост, как умерщвление плоти, умерщвление в себе ветхого человека, имеет заслугу бескровного мученичества.
В чем именно состоит пост и какими способами приучить себя к нему?
Пост есть принуждение естеству и отсечение услаждающего гортань. Надлежащий пост есть то, когда едим мало, употребляем простую пищу и удаляемся чревоугодия.
Будем устранять от себя сперва утучняющие, потом разжигающие, а после и услаждающие снеди.
За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. Принимать пищу надо благочинно, со страхом Божиим и ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь нужду в том, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу. Это довольство без излишества — начало святого поста.
Постные дни — среду и пятницу — соблюдайте неотложно.
Воздержание для каждого должно быть определено по его телесной силе. Надо избегать чрезмерного, расслабляющего поста, — даже во время плотской брани.
При случайных излишествах и неосторожном невоздержании не скорбеть о нарушении поста, а стараться вознаградить его.
При расслаблении тела от подвигов, либо от болезни, вовсе не держать поста. Тело, изможденное подвигами, или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже времени. Иисус Христос, по воскресении дщери Иаировой от смерти, тут же повелел «дати ей ясти» (Лк. 8, 55).
Истинный пост полагает свою печать на все внешнее и внутреннее поведение подвижника. Мера воздержания не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства, — во всем этом должна быть мера воздержания.
Правильный пост совершенно чужд тщеславия и расслабления. В посте должно мужественно и благоразумно удаляться от всякого человекоугодия, избегать осуждения непостящихся, равно как и вкушающие не должны порицать постящихся.
Телесный пост облегчается постепенным навыком к воздержанию, но он не имеет никакой заслуги без поста внутреннего — духовного. Пост духовный — это период духовных усилий: усилить молитву, умножить милосердие, укротить страсти, примириться с врагами. Пост — духовная пища для души, это точно оазис в пустыне для утомленного путника, у которого кончился запас воды.
С радостью встречайте пост: «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения».
Опубликовано: 02/03/2010