Как читать Библию
[1] [2]
Святитель Тихон Задонский, писавший в XVIII веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве ты не читал бы его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем». И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа. Во время чтения, ты и молишься Ему, и беседуешь с Ним».
Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом.
Через 200 лет после слов святителя Тихона Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос. Московское заявление, подписанное и делегатами Англиканской Церкви, суммирует суть православного взгляда на Библию: «Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и богодухновенны, и выражены по-человечески. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. … Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании».
Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания. Во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви. В-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе. В-четвертых, наше чтение должно быть личным.
Чтение Библии с послушанием
Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И святитель Тихон, и Московская конференция 1976 г. подчеркивают Божественное происхождение Библии. Священное Писание — это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе. Священное Писание — свидетельство Бога о Самом Себе. Оно выражает Слово Божие на нашем человеческом языке. Оно вдохновленно Богом. Поскольку Сам Бог говорит с тобой посредством Библии, твой ответ должен быть ответом послушания и восприимчивого внимания. Когда мы читаем, мы должны быть открыты Святому Духу.
Но, будучи Богом вдохновленной, Библия в то же время выражена на человеческом языке. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами. Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности воззрений автора. Ибо Бог ничего не желает делать в отдельности от людей: благодать Божия действует в гармонии с человеческой свободой. Бог не упраздняет нашей личности, но восполняет и совершенствует ее. Так и с написанием богодухновенных книг Ветхого и Нового Заветов. Авторы их не были просто пассивным орудием, стенографическим прибором, записывавшим чьи-то слова. Каждый автор Священного Писания вносит в свой труд собственный человеческий талант. Параллельно с божественными аспектами в Священном Писании присутствует и человеческий аспект. Мы должны ценить и то, и другое.
Каждое из Евангелий, например, имеет свои характерные особенности. Святой Евангелист Матфей более подчеркивает значение Христа для иудеев, уделяя при этом особое внимание Царствию Небесному. Святой Евангелист Марк приводит яркие подробности служения Христа, Его попечения о людях, отсутствующие у других евангелистов. Святой Евангелист Лука выражает всеобъемлющую сторону любви Христовой, Его бесконечное сострадание, распространяющееся в равной степени и на иудея, и на язычника. У святого Евангелиста Иоанна встречается вовнутрь обращенное отношение ко Христу; при этом особо оттеняется Божественный свет и пребывание Божие в верующих. Следует в полной мере наслаждаться этой живительной многогранностью Библии и изучать ее.
Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на человеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая человеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом разум. Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникновения и авторств книг Библии.
Однако, наряду с этими человеческими подробностями мы не смеем терять из виду Божественность Священного Писания. Это не просто книги, созданные рядом земных авторов. Мы слышим в Священном Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отличающиеся большей или меньшей степенью мастерства и проницательности, а вечное Слово Самого Бога, Божественное Слово спасения. Следовательно, обращаясь к Библии, мы обращаемся к ней не просто из любопытства, с целью получить информацию. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным вопросом о самом себе: «Как мне спастись?»
Священное Писание, будучи Божиим словом спасения на человеческом языке, должно пробуждать в нас чувство трепета. Кажется ли тебе иногда, читая или слушая, что все это сделалось слишком знакомым? Не стала ли Библия для тебя в чем-то скучной? Постоянно следует очищать душу, чтобы не отупело восприятие, и в изумлении, новыми глазами смотреть на то, что Господь раскрывает перед нами.
Недавно я видел сон, который отчетливо запомнился мне. Я снова был в том доме, где в детстве прожил три года в школе-интернате. Во сне сперва я проходил через комнаты мне уже знакомые. Затем спутник, водивший меня по зданию, привел меня в другие, которых я никогда раньше не видел — просторные, красивые, полные света. Наконец, мы вошли в маленькую часовню с мерцающими свечами и темно-золотистыми мозаиками.
Во сне я сказал своему спутнику: «Как странно, ведь я жил здесь три года, но никогда не знал о существовании этих комнат». А он мне ответил: «А ведь всегда так бывает».
Я проснулся… И что же — это был сон.
Должно испытывать по отношению к Библии именно тот трепет, то ожидание, удивление и радость перед чудом, которые я испытал во сне. В Священном Писании много комнат, в которые мы не входили еще никогда. В нем еще предстоит обнаружить много глубины и величия. Это сознание ощущения чудесного есть необходимый элемент нашего отзывчивого послушания.
Если послушание означает трепет, оно также означает и слушание. Таково первоначальное значение этого слова как в греческом, так и латинском языках (И в славянском/русском. Прим. пер.).
Студентом я, бывало, слушал по радио одну многосерийную юмористическую передачу. В одном эпизоде, помнится, звонит телефон, и герой протягивает руку, чтобы снять трубку. «Алло, — говорит он, — алло, алло». Громкость его голоса нарастает: «Кто говорит?» Голос на другом конце: «Это ты говоришь». «А, — отвечает он, — то-то я подумал, что голос знакомый». И он кладет трубку.
К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается и с нами. Мы лучше говорим, чем слушаем. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы расслышать голос собеседника. Итак, при чтении Библии первое требование: умолкнуть и — слушать, внимать с послушанием.
Когда мы входим в православный храм, расписанный в традиционном стиле, и смотрим по направлению алтаря, на восток, то видим там, в апсиде, Матерь Божию с воздетыми к небу руками. Так было принято в прежние древние библейские времена (и сегодня так возносят руки священники Православной Церкви) — так и мы должны внутренне настроиться при чтении Священного Писания с руками невидимо воздетыми к небу. Читая Библию, следует уподобиться Преблагословенной Деве Марии, ибо Она — в высшей степени Та, Кто слушает. В день Благовещения Она послушно внимает Архангелу и отвечает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лука, 1:38). Она не смогла бы принять и носить Бога Слова во чреве, если бы прежде того не внимала Слову Божию в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лука, 2:19). И когда Пресвятая Дева находит Иисуса во храме, еще раз говорится: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лука, 2:51). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией, которые сообщает нам Священное Писание, словах, сказанных на браке в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Иоанн, 2:5). Она завещает это слугам и — всем нам.
Во всех этих случаях Преблагословенная Дева Мария является отображением, живым образом библейской христианки. Мы должны уподобиться Ей, слушая Слово Божие, размышляя над ним, сохраняя все в наших сердцах и соблюдая все, что Господь Иисус Христос говорит нам. Когда говорит Бог, следует внимать с послушанием.
Понимание Библии через Церковь
Во-вторых, как сказано в заявлении Московской конференции, «мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви». Наш подход к Библии должен быть не только исполненным послушания, но и церковным.
Именно Церковь говорит нам, из каких текстов состоит Священное Писание. Та или иная книга является частью Священного Писания не потому, что существуют доказательства относительно ее авторства и года написания. Если бы вдруг было доказано, например, что четвертое Евангелие на самом деле написано не святым Евангелистом Иоанном, возлюбленным учеником Господа Иисуса Христа, это не изменило бы того факта, что мы, православные, признаем четвертое Евангелие как часть Священного Писания. Почему? Потому что Евангелие от Иоанна принято Церковью и в Церкви.
Именно Церковь говорит нам, что есть Священное Писание, равно как лишь Она говорит нам, как следует понимать Священное Писание. Встретившись с эфиоплянином, читавшим Ветхий Завет на своей колеснице, святой апостол Филипп спросил его: «Разумеешь ли, что читаешь?» И эфиоплянин ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деяния, 8:30–31). Все мы находимся в состоянии этого эфиоплянина. Слова Священного Писания не всегда понятны без объяснения. Бог обращается прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию: чтение Священного Писания, как говорит святитель Тихон, — это личный разговор каждого из нас со Христом. Но мы также нуждаемся в руководстве. И наша путеводительница — Мать-Церковь. Мы полностью используем собственный разум при содействии благодати Святого Духа, в полной мере используем открытия современных исследователей Библии, но всегда подчиняем частное мнение — свое ли собственное или мнение ученых — соборному многовековому опыту Святой Церкви.
Суть этой православной точки зрения отражена в вопросе к оглашенному в чине принятия его в лоно Церкви. В русской практике: «Признаешь ли, что Священное Писание должно приниматься и истолковываться в согласии с верой, переданной нам святыми Отцами, которую Мать наша, Святая Православная Церковь, всегда хранила и хранит поныне?»
Чтение Библии должно носить личный характер, но при этом мы не должны ощущать себя изолированными друг от друга единицами, христианами-одиночками. Мы читаем как члены семьи, семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Священное Писание, мы говорим не «я», но «мы». Мы читаем, пребывая в общении со всеми другими членами Тела Христова во всех частях мира и во всех временах. Мерилом понимания смысла Священного Писания является разум Церкви. Библия — книга Святой Церкви.
С чего же следует начать, чтобы обнаружить учение Церкви? Первым шагом следует выяснить, как Священное Писание используется в Богослужении. Как, в частности, выбираются библейские чтения к различным праздникам? Мы должны также обратиться к творениям святых Отцов Церкви и принять во внимание то, как они толкуют Библию. Чтение Священного Писания православными носит, таким образом, и литургический, и святоотеческий характер.
[1] [2]
Опубликовано: 03/03/2010