«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…»
О книге иеромонаха Трифона
«Чудеса последнего времени»
[1] [2]
Недавно мне попалась в руки книга иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени». Её привезли (в нескольких изданиях, да ещё с DVD-вариантом) на наш епархиальный склад из Дивеева, где и проживает вышеупомянутый автор. Как цензору епархиального склада мне пришлось в очередной раз расстаться с определённой суммой денег и приобрести сие творение. Надеюсь, духовная польза от рецензии на данную книгу с лихвой окупит финансовые потери моего скромного прихода…
Об авторе
Иеромонах Трифон немолод — в 2007 году ему исполнилось 80. Живёт в Дивеево, где «окормляет» местных казаков. Был собкором небезызвестной газеты «Русь Державная». Принял постриг и рукоположен в Саранской и Мордовской епархии, был заведующим издательским отделом, ответственным секретарём газеты «Мордовия православная».
Известность приобрёл несколько лет назад, когда выпустил первое издание книги «Чудеса последнего времени». С тех пор книга доросла до пяти частей, последнее издание (известное мне) вышло во Владимире в 2007 году. Готовится шестая часть книги. Основное занятие батюшки Трифона в последние годы — реклама и распространение своего труда. Он разъезжает по стране, участвует во всевозможных православных выставках, где торгует своим творением.
Судя по книге, батюшка Трифон свят, хотя и не очень скромен. Рецензент книги, некий «кандидат филологических наук, доцент С. Морозов» утверждает, что «в ней нет никакого вымысла, обмана, ибо автор этой книги живёт строго по Божьим заповедям: „не обмани“, „не укради“ и т. д. Он постник, молитвенник, бессребреник» (с.6). Правда, «бессребреник» не забывает собирать пожертвования со всей страны, якобы на издание книги, при этом беспокоится, чтобы деньги в письмах не посылали, а то «они не доходят» (с.5). По свидетельству очевидца, в Дивеево паломников заманивают к нему домой, где предлагают купить книгу по «самой низкой цене», а потом оказывалось, что даже в Москве можно купить её в полтора раза дешевле…
А кто не верит в нестяжательность батюшки, для тех приводится в книге история «многогрешной Марии», которая посетила ярмарку, где о. Трифон продавал своё творение, и усомнилась в его святости:
" «Это всё батюшка для рекламы говорит, — подумала я, — чтобы побольше продать книг».
К вечеру у меня начало болеть лицо, появилось какое-то жжение, а к ночи лицо всё распухло. Я промучилась всю ночь, а утром не узнала своего лица. Оно было всё опухшее и в страшных красных пятнах. И тут я вспомнила, что усомнилась в правде о книге старца Серафима.
Утром 22 декабря я пошла к о. Трифону, упала на колени и слезно просила его простить меня, маловерку, за мой грех.
— Я монах, — ответил мне о. Трифон, — я никогда никого не обманываю. Неужели ты думаешь, что я ради этих лишних рублей предстану перед Господом во лжи. Сегодня вечером помолись. Акафист преподобному Серафиму прочти, и я о тебе помолюсь. Завтра лицо у тебя будет чистое. Ещё прикладывай к лицу книгу «Житие старца Серафима».
Я выполнила это послушание и, действительно, на следующий день болезнь ушла, лицо моё очистилось, и опухоль спала.
Благодарю Тебя, Господи, за то, что ты просветил меня. Ведь мы зачастую всё меряем нашими скудными мирскими мерками и видим только то, что находится перед нашим носом, а вдаль и вглубь смотреть не умеем." (с.151).
К вопросу о «правдивости» отца Трифона мы ещё вернёмся, а про свою «святость» он регулярно напоминает устами почитателей:
«В храме (г. Туапсе — А.П.) исповедовал тогда иеромонах Трифон из Дивеева. Я неожиданно почувствовала такую благодать, как и в самом Дивееве или в храмах благодатных. Было легко, радостно и весело! (...) Господь послал нам сильного духом наставника, чтобы мы держались на плаву, ибо время наступает стремительно, помощи почти не найти…» (с.178).
«Благодарна Господу нашему, что послал мне такого светлого человека — отца Трифона. От него и его книги исходит необыкновенная сила и вера в Господа Бога, помогающая нам, грешным, преодолевать свои пороки и исцеляться." (с.378).
Думается, несколько нескромно приводить подобные восторги о самом себе, но в случае с о. Трифоном всё иначе — ведь он напрямую общается с Божией Матерью, преподобным Серафимом, который являлся ему не раз (даже путешествовал с ним в машине), другими святыми. Ангел-Хранитель будит его на ночную молитву «неземными сигналами» и «шлепком ладони по ногам» (с.156), а бесы воюют с аскетом:
«Однажды часа в 2 ночи я был сброшен с постели на деревянный пол, на котором не было даже коврика. Я поблагодарил Господа и за это искушение. Я (...) знал, что это проделки бесов, слуг сатаны, врага рода человеческого. Чем усерднее человек приближается к Богу, тем яростнее они злобствуют, нападают на него. Я сразу вспомнил аналогичный случай с преподобным Сергием Радонежским." (с.155–156). Итак, батюшка Трифон, как видно из его собственных слов, в своих подвигах достиг уже уровня преподобного Сергия… Такой же духовной высоты он требует и от прихожан, по свидетельству клирика Саранской епархии:
«Где-то до начала позапрошлого года о. Трифон наведывался в наш храм раз в полгода и так как служить не умеет в принципе, то шёл на исповедь. Случайно попавшие (или специально стремившиеся, соблазнённые седой бородой с внешним благолепием) к нему на исповедь бабушки получили от него в качестве епитимьи по 500 или 1000 земных поклонов, а потом ходили по всем окрестным батюшкам с просьбой снять с себя эту невыполнимую и тяжелую даже для молодого человека епитимью." (проректор Саранского Духовного Училища игумен Силуан (Туманов)).
Также о. Трифон стоит вровень и с пророком Моисеем:
«В последние годы иногда слышу голос по утрам, который сообщает мне какую-нибудь важную информацию. Например:
— Такая-то (полностью называет фамилию, имя, отчество) покончила с собой.
И действительно такой факт имел место в Москве. Алкоголичку бесы завели в петлю. (с.528–529)
(...) Иногда мне показывают Землю в дыму, в огне. Мир наш катится в пропасть» (с.530).
Интересно, для кого может быть «важна» информация о уже свершившемся факте самоубийства? Ответ ясен: только для бесов, которые, видя склонность иеромонаха Трифона к доверию «голосам», ввергают его в пагубную прелесть, духовное самомнение.
«Богословие» о. Трифона
Как уже говорилось, отец Трифон уверен в своём пророческом даре, поэтому книгу о чудесах он использует как рупор всех тех популярных еретических идей, которые гуляют в околоцерковном сознании. Сюда входят: борьба с глобализацией, точные данные об облике Антихриста с когтями «в перчатках», мировой компьютер «Зверь», 666, чипы, ИНН (если возьмёшь ИНН, то увидишь во сне беса, пляшущего со «злополучной бумагой» и восклицающего: «Ты наша, и крест твой теперь недействителен!» (с.384–385)), «царь-искупитель» («Облик Николая II проявился именно на том месте, где обычно изображается Господь Саваоф, сидящий на престоле» (с.180)), чин покаяния в Мытищах.
На апокалипсические пророчества дивеевский старец не скупится:
«Будет голод, людоедство. А нас Господь не оставит. Мы из земли скатаем шарики, а Господь их сделает хлебом.
Будут засухи, войны, стихийные бедствия, будут отключать газ, отопление, электричество. Спасение будет в селе, в доме с садом-огородом, козой или коровой. Из городов будут приезжать банды, грабить, убивать, забирать продукты. Надо покупать оружие самообороны (через милицию) и жить общинами, есть свою, не кодированную, не отравленную пищу." (с.5–6).
Правда, есть в пророчествах маленькое противоречие: если «хлебные шарики из земли», то зачем огород с коровой, ведь Господь «не оставит», тем более — «оружие самообороны»?
Якобы по предсказанию прп. Серафима Саровского, «Царь-колокол из Москвы по воздуху перелетит в Дивеево. (...) Его звон будет услышан во всех странах земного шара." (с.31). Воскреснет преподобный Сергий и вознесётся на небо, воскресшего Серафима Саровского из Сарова в Дивеево сопровождать будут «Архангелы и Ангелы, а также последний Государь и первосвященники», всё это покажут по ТВ (с.32).
[1] [2]
Опубликовано: 16/03/2010