Неизвестная Франция и ее православные святыни
Православный Александро-
Невский собор в Париже |
Ч то мы знаем о Франции, ее истории и культуре? Кто-то что-то смутно помнит из школьных учебников, кто-то интересовался больше, читая Гюго, Дюма, Бальзака, Стендаля, Золя или Мопассана, и знает о взаимопроникновении французской и русской культур, когда, в XVIII и первой половине XIX века особенно, русская образованная элита предпочитала говорить больше по-французски, чем на своем родном языке. Многие знают, что Франция — родина целых четырех революций (1789, 1830, 1848 и 1871 гг.) и что именно в этой стране нашли свое полное самовыражение философы так называемого просвещения, различные социалисты-утописты, богоборцы и масоны, оказывающие свое влияние на ход мировой, да и русской истории уже более двух веков подряд. Наконец, сотни тысяч наших соотечественников после рокового 1917-го оказались там же, что дало толчок к еще одному взаимодействию двух культур и, чего не было ранее, распространению Православия во Франции и знакомству с ним западного мира вообще, давно уже находившегося в состоянии духовного кризиса.
Но очень мало кто себе представляет не только о православной жизни Франции и о положении наших приходов на Западе, но и о том, что у русского паломника, издавна любящего путешествовать по святым местам, связанным с памятью угодников Божиих и присутствием их честных мощей, эта страна вызвала бы особый интерес! Ибо по обилию святынь, хранящихся на ее территории, Франция немногим уступает Италии, занимающей в этом, конечно, первое место в Европе, куда русские паломники охотно приезжают, хотя бы ради поклонения честным мощам святителя Николая Чудотворца. Правда, опять же почти никто не знает, что в городе Бари находятся не все мощи святителя Николая — другая их часть хранится в Венеции, а третья — на востоке Франции, в Лотарингии, близ города Нанси (она попала туда в 1098 г., вскоре после перенесения в Бари мощей святого угодника). В базилике Сен-Николя-де-Пор (XVI в.), где находится часть мощей святителя, сейчас ежемесячно совершается православная литургия.
Безусловно, многое из того, что имеется сейчас и в Италии, и во Франции, было перевезено сюда в Средние века со Святой Земли или из Византии, во время крестовых походов. Например, это Терновый Венец Господа нашего Иисуса Христа и часть древа Креста Господня. Для хранения Тернового Венца в XIII веке в Париже была выстроена церковь Сент-Шапель по заказу Людовика IX, купившего эту реликвию в Венеции в 1239 году, куда она была привезена из Константинополя. Сейчас здесь музей, а Терновый Венец с Крестным древом хранятся с 1804 г. в известнейшем Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Даме), жемчужине средневековой архитектуры, строившемся со второй половины XII века более 150 лет. Во время Великого поста 2003 г. высокопреосвященнейший Иннокентий, архиепископ Корсунский, начал здесь впервые служить по пятницам православные Пассии с поклонением Терновому Венцу.
Но, конечно, история христианства во Франции начинается с апостольского времени. Согласно древнему преданию, священномученик Дионисий Ареопагит, обращенный проповедью апостола Павла в Афинах, в конце своей жизни был первым епископом Парижа (тогда город назывался Лютеция) и был обезглавлен вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием на высоком холме, который вместе с прилегающими кварталами города сейчас называется Монмартр («гора мучеников»). Дошедшая до нас часть мощей священномученика Дионисия хранится в базилике Сен-Дени северной окраины города. Базилика в ее нынешнем виде построена в XII веке, но в подвальной ее части сохранились остатки стен с окнами прежней церкви, меньшей по размерам, действовавшей с VI века. «Сен-Дени» — очень много названий во Франции, связанных с именем священномученика Дионисия. Правда, с некоторых пор считается, что первый епископ Парижский Дионисий был вовсе не учеником апостола Павла и пострадал не в конце первого, а в третьем веке по Рождестве Христовом, но эта версия, так сказать, научно-протестантская.
В самом центре Парижа в церкви Мадлен хранится большая из дошедших до нас частей мощей равноапостольной Марии Магдалины, а в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, 92) — равноапостольной царицы Елены, где мне однажды, вскоре после дня ее памяти, посчастливилось возглавить молебен. Впрочем, уже несколько месяцев подряд с любезного разрешения католического духовенства этой церкви каждую пятницу православные приходили на молебен перед мощами святой Елены, проводимый клириком Трехсвятительского кафедрального храма диаконом Николаем Никишиным. В феврале и марте 2003 г. у мощей святой Елены служились православные литургии, и есть договоренность о ежемесячном служении литургии и в будущем. А у раки с мощами святой Марии Магдалины в неделю Жен-мироносиц в 2002 г. совершил молебен высокопреосвященнейший Иннокентий, архиепископ Корсунский, в присутствии паствы Трехсвятительского подворья, а также Парижского кардинала Люстиже и католического духовенства, праздновавшего в этот же день Пятидесятницу.
В церкви Сент-Этьен-дю-Мон возле Сорбонны и Латинского квартала находится гробница и уцелевшая часть мощей святой праведной Женевьевы, покровительницы Парижа, спасшей город в 451 году от нашествия гуннов во главе с Аттилой. После смерти своих родителей, около 20 лет от роду, она всецело посвящает себя Богу, не связывая себя брачными узами. Проводя свою жизнь в уединении, она держит исключительно строгий пост, совершая ночные бдения и уходя полностью в затвор ежегодно на три месяца, со дня Богоявления до Великого Четверга. Женевьева получила от Бога дар слез, полных сокрушения, покаяния, сострадания и любви к людям. О ее подвижнической и добродетельной жизни было известно далеко за пределами Галлии. Так, преподобный Симеон Столпник, подвизавшийся близ Антиохии, видя шедших к нему купцов, приехавших с далекого Запада, спрашивал, нет ли у них новостей от Женевьевы, а тех, кто собирался туда возвращаться, просил приветствовать святую и кланяться ей от его имени, испрашивая у нее молитв о самом себе.
Со святой Женевьевой таинственным образом стала связана судьба русской послереволюционной эмиграции. Однажды, в 20-е годы минувшего века она явилась во сне одной благочестивой русской женщине, духовной дочери священника Михаила Бельского, говоря: «Почему вы, изгнанные из России, вы все, претерпевающие столько болей и страданий, не обращаетесь ко мне? Я могу вам помочь». — «Кто вы?» — спросила та женщина во время видения. — «Я — Женевьева, покровительница Парижа». И вот, в дальнейшем случилось так, что в 30 км к югу от Парижа, в местечке Сент-Женевьев-дю-Буа, где, по преданию, была пещера, в которой святая вела некоторое время отшельническую жизнь, в 1920-е годы был основан Русский старческий дом (La Maison Russe) по уходу за престарелыми эмигрантами. А на находившемся неподалеку кладбище с конца 1920-х годов начинаются регулярные захоронения наших соотечественников, и теперь русское кладбище Сент-Женевьев-дю-Буа — крупнейшее за границей. Там нашли свое последнее на этой земле пристанище многие священнослужители и богословы (протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Николай Афанасьев, протоиерей Василий Зеньковский, Владимир Лосский, Леонид Успенский), писатели и поэты (Иван Бунин, Борис Зайцев, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Шмелев, прах которого, впрочем, три года тому назад был перевезен в Донской монастырь; Виктор Некрасов, Александр Галич, Владимир Максимов, известный кинорежиссер Андрей Тарковский) и многие другие русские люди, с мировым именем и мало кому известные, знатного рода и простолюдины. Нельзя не отметить и то, что крупнейший и во Франции, и вообще за границей магазин русской книги «Les editeurs reunis» находится на Rue de la Montagne-Saint-Genevieve («улица горы св. Женевьевы»), неподалеку от церкви Сент-Этьен-дю-Мон, хранящей частицы мощей святой, уцелевшие после Французской революции 1789–93 гг. (Над ее телом тогда варварски надругались, затем его сожгли и пепел сбросили в Сену).
Но перечень святынь земли французской стоит продолжить дальше. Близ Парижа, в пригороде Аржантёй хранится Хитон Христов. Его исследовали и нашли нечто общее с Туринской плащаницей. Но как тогда быть с Грузией? Житие равноапостольной Нины свидетельствует о местонахождении именно там Христова Хитона, хотя в недосягаемости и под спудом. Или же то, что не сделали римские воины, бросив о нем жребий, в дальнейшем сделали христиане, разделив не только в буквальном, но и в духовном смысле, нередко раздирая уже неоднократно его целостность различными несогласиями, расколами и ересями? Или же в Аржантёе хранится что-то другое из Христовых одежд? Быть может, Риза Господня, положение которой в Москве ежегодно празднуется 10/23 июля? Вопросы, вопросы… Эта тема ждет своего исследования.
В соборе города Шартра, в средние века прославившегося своей философской ученостью, приблизительно в ста км от Парижа, хранится часть Ризы Богородицы, а другая ее часть досталась городу Компьень. В районе Компьеня в селении Шири-урс-Кам (департамент Уаз, 90 км от Парижа) с давних пор оказалась глава святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. А в соборе города Амьена (150 км к северу от Парижа) находится лицевая часть честной главы Иоанна Предтечи. Во Вторую мировую войну Амьен был почти весь уничтожен бомбардировками, а собор нисколько не пострадал! Уцелевшие части мощей весьма почитаемых в России мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии пребывают близ Страсбурга. И даже преподобный Антоний Великий, никогда при жизни не бывавший близ европейского континента, в средние века частью своего тела обрел новое пристанище в монастыре на юго-востоке Франции, в долине реки Роны в районе города Гренобля (другая часть находится в одном из монастырей Египта).
Естественно должен возникнуть вопрос: почему же только сейчас среди православных, живущих во Франции, чувствуется живой и неподдельный интерес к этим святыням, в то время как прежде долгие годы, уже при наличии мощной русской православной диаспоры, в эмигрантской печати (взять хотя бы известный православный журнал «Путь», издававшийся в 1920-е — 1930-е годы, или «Вестник РХД» 1970-х — 1980-х гг.) ничего не упоминалось о них? Тому есть две основные причины. Во-первых, сами католики, вполне сознательные чада своей церкви (как говорят здесь, «практикующие католики»), в большинстве своем довольно спокойно, если не сказать даже равнодушно, относятся к имеющимся у них честным мощам. Такого их почитания, как у православных, у них давно уже нет, как нет и массового к ним паломничества. Во-вторых, по мнению диакона Николая Никишина, преподавателя математики в Сорбонне, живущего в Париже с 1979 г. и уже давно серьезно изучающего историю христианства во Франции и ее святых, живших в эпоху неразделенной Церкви, русские эмигранты долгое время занимались не столько духовной жизнью, сколько выяснением отношений между собой — кто чей, кто с кем, какой юрисдикции, красный, белый или розовый. Одним словом, возобладала политика, а Церковь при всей ее внешней приверженности оказалась на заднем плане, тем более ее история во Франции. Как будет развиваться далее новейшая история Православия во Франции, сказать трудно. Безусловно, у части французов есть живой и неподдельный интерес к духовной традиции восточных церквей, хотя чаще распространено все-таки обращение к нехристианскому Востоку.
Сейчас обсуждается возможность организации паломнических туров из России, что помогло бы нашим соотечественникам иметь доступ к святыням, пока пребывающим под спудом, а французским католикам, и так достаточно благожелательно к нам расположенным, узнать нас поближе. Дай Бог, чтобы это узнавание, хотя бы на внешнем уровне, было бы с лучшей стороны, а не с неприглядной, по нашим грехам, как это нередко бывает, когда кто-нибудь из нас оказывается в чужой культурной и духовной среде. То, что истории России и Франции тесно взаимодействовали и переплетались между собой последние века, и что на французской земле находится столько святынь, дорогих сердцу каждого православного, есть, по-видимому, таинственный знак Божия промысла. А пока наличие всех этих реликвий в этой стране походит больше на музейную коллекцию, никак чудодейственно себя не проявляющую, подобно другой части мощей святителя Николая, хранящейся в Венеции. По вере каждого или по неверию Господь являет или скрывает Свою силу.
Опубликовано: 15/03/2007