Пасха
Пасха — Воскресение Иисуса Христа — кульминация, высшая точка всей евангельской истории.
Как гласит Евангелие, враги Христа «положили убить Его». Исполнить свой замысел они смогли не сразу: до поры Христос избегал гибели, покинув Иерусалим. Но затем, «дабы свершилось предначертанное», Он возвращается в этот город. Ведая грядущее, Он добровольно идет навстречу страданиям и смерти, зная, что только ими будут искуплены грехи человечества. И здесь, в Иерусалиме, Иисус был арестован, по ложному обвинению приговорен иудейским судом Синедрионом к мучительной и позорной смертной казни — распятию. Приговор, утвержденный римским прокуратором, был приведен в исполнение: избитый и поруганный Спаситель в страшных мучениях умер на кресте.
Тело Христа испрашивает у прокуратора один из Его тайных и состоятельных учеников, по имени Никодим, и вместе с другим учеником, Иосифом, они хоронят Его с соблюдением всего погребального обряда, в гробнице, вырубленной в пещере, в Гефсиманском саду, недалеко от места казни. Женщины — верные последовательницы Мессии — «смотрели, где полагают Его». На следующий день была суббота, день, когда, по еврейскому обычаю, запрещается что-либо делать. А утром рано после субботы отправились женщины, близкие к Иисусу, ко гробу, неся ароматы, «миро», которое, по обычаю, полагалось излить там.
Но когда они пришли, то увидели, что гроб пуст, камень отвален, а рядом с ним сидит ангел, который возвестил: «Напрасно ищете живого среди мертвых. Иисус воскрес и предваряет вас по дороге в Галилею». Женщины-мироносицы поведали об этом ученикам Христа. Прибежавшие ко гробу Петр и Иоанн увидели лишь погребальные пелены Иисуса — плащаницу и плат, которым была повязана голова.
Подтверждая подлинность Своего Воскресения, Христос несколько раз являлся апостолам, а затем вознесся на небо, где воссел «одесную Отца».
Евангельское повествование неизменно указывает на присутствие в личности Христа не только человеческого, но и божественного начала. Но это свойство Его личности было недоступно окружающим, его до конца не постигали даже ближайшие ученики Христа. Воскресение Христа окончательно явило Его божественную природу и тем самым подтвердило истинность принесенного Им людям спасения.
На любовь, как на путь к этому спасению, указывал Иисус из Назарета, уча возлюбить ближнего, «как самого себя», и Господа Бога — «всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Своей безмерной любовью к людям, пойдя ради них на величайшую добровольную жертву, побеждает воплотившийся Божий Сын самое смерть.
«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», — писал апостол Павел. Поэтому праздник в честь Воскресения Христа стал первым, древнейшим христианским праздником. Его справляли еще при жизни апостолов, и он получил название Пасхи. Христос был распят и воскрес в дни еврейской Пасхи — праздника в честь спасения народа израильского из рабства и плена египетского.
Великим праздником в честь спасения не одного народа, а всего рода людского от рабства греха и плена смерти стала христианская Пасха, Светлое Христово Воскресение. Значение Воскресения Христа для христианства сделало Пасху не только древнейшим, но и важнейшим христианским праздником. «Праздник праздников, торжество торжеств», — называет ее Церковь.
Служба праздника начала создаваться в апостольские времена, а завершил ее в VIII веке великий христианский поэт и богослов святой Иоанн Дамаскин. Дата празднования Пасхи подвижна, для каждого года она вычисляется по разработанным в древности специальным таблицам, связанным с лунным календарем. Согласно им она происходит не раньше 4 апреля и не позже 6 мая.
Пасхе предшествует приготовляющий к ней сорокадневный Великий пост, а затем — Страстная неделя, посвященная страданиям (по-славянски «страстям») Христа, Его свершившейся в пятницу крестной смерти. А в ночь с субботы, называемой Великой, на воскресение — начинается празднование Пасхи.
Наступление праздника возвещает колокольный звон, священнослужители к этому времени переодеваются в праздничное облачение. Храм залит светом — в знак полной радости, ибо эта ночь светозарна и спасительна — горят все светильники и свечи, алые, пасхальные, свечи в руках людей. Храм наполняет запах фимиама, означая излияние благодати. И вначале очень тихо, а потом все громче и громче в алтаре раздается пение: «Воскресение твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
С пением этой стихиры духовенство выходит из алтаря и возглавляет крестный ход вокруг храма. Торжественное шествие, в котором участвуют все присутствующие в церкви с горящими свечами в руках, прославляет Воскресение и изображает мироносиц, идущих на рассвете ко гробу Господню. Когда крестный ход возвращается назад, то священник у входа в храм поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав», как ангел в пещере у гроба Господня, возвещает он о воскресении Христа.
Пасхальные песнопения поются самым величественным и возвышенным «первым гласом», торжествует победа над смертью, торжествует любовь неизреченная. Утреня завершается взаимным целованием (христосованием). А затем во всех православных храмах читается «Слово» святого Иоанна Златоуста, призывающее всех войти в радость Господа — благочестивых, трудившихся, постившихся и непостившихся.
Празднование продолжается не только в храме, но и в домах верующих и включает в себя пасхальную трапезу: освященные накануне в церкви крашеные яйца, куличи, творожную пасху. Традиция такой трапезы очень древняя и имеет глубокую связь со смыслом самого праздника.
На иудейскую Пасху, которую сменила, затмив своим великим смыслом, Пасха христианская, готовили агнца (ягненка) с горькими травами и пресным хлебом в память о странствии по пустыне по выходе из египетского плена. Образом новозаветной праздничной трапезы — бескровной и сладкой — стала творожная (сырная) пасха. Обязательно квасным (то есть поставленном на дрожжах), так как учение Христа дало миру новую закваску, стал пасхальный хлеб — кулич. Он также должен быть медово-сладким и печется с добавлением пряностей и ароматов. Освященное пасхальное угощение не имеет в себе ни капли горечи, благоуханием и сладостью несет оно напоминание о радости спасения.
Обычай красить на Пасху яйца и дарить их друг другу также древний, его связывают с одной из жен-мироносиц — Марией Магдалиной. Придя в Рим проповедовать Евангелие, она подарила императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» В древних рукописях сохранилось символическое истолкование этого обычая, сделанное святым Иоанном Дамаскиным. Согласно этому толкованию яйцо — образ вселенной: желток — земля, белок — воздух, пленка вокруг яйца-облака. По правилам, пасхальное яйцо должно быть красным, так как кровью Христа был спасен мир. Яйцо должно быть вареным, так Воскресение Христа «сгустило», укрепило вселенную
Замечательные образы «Воскресения Христова» на протяжении многих веков создавало искусство византийского круга, в том числе и древнерусская живопись. В согласии с православным пониманием смысла живописи, эти произведения наравне с пасхальным богослужением, с обрядом приобщают к сути и радости великого события.
В своем стремлении к истинности и верности христианскому вероучению художники православного мира ничего не изображали «по самомышлению», а строго следовали рассказу Евангелия. Но в самом Евангелии собственно Воскресение не описано, в нем лишь сообщается об этом событии, дается его неопровержимое подтверждение. И в древнейшие раннехристианские времена не изображали, а как бы обозначали «Воскресение Христово», представляя жен-мироносиц, пришедших ко гробу, и ангела, благовествующего им о воскресении Спасителя.
С течением времени византийское искусство выработало приемы, позволяющие в едином образе передать суть всего рассказа о Сошествии во ад, и образы эти получили название «Воскресение Господне».
Сошествие во ад. Мастерская
Дионисия. Начало XVI в. |
Как «Сошествие во ад» представляют «Воскресение» древнейшие, домонгольские русские изображения — в росписях Софии Киевской, собора Мирожского монастыря во Пскове, на Златых вратах Суздальского Рождественского собора. Обратимся к наиболее хорошо сохранившемуся из них — «Воскресению» на суздальских Златых вратах.
Под надписью «Воскресение Господне» легкие горки означают земную твердь, меж ними очерчен провал — бездна ада. И над ней на перекрестье рухнувших врат, окруженный распавшимися замками и запорами, стоит Царь Славы, воскресший Христос. В одной руке Он держит крест, подъятый над усмиренной адской бездной, другой рукой, повернувшись в мощном движении, подымает, «воздвигает» из гроба Адама. Силы и сострадания исполнен обращенный к Адаму лик Христа, потрясен подымающийся после тысячелетних страданий древний Адам. А за Адамом встает, простирая к Спасителю руки и напряженно, с надеждой вглядываясь в него, жена Адама, первая женщина, праматерь Ева. По другую сторону от Христа стоят поднявшиеся в гробах, увенчанные коронами ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон. Над ними — изможденный «подвижник пустыни», посланный пророчествовать о приходе Божьего Сына — Иоанн Предтеча. Повернув лик, взирает он на Христа, благоговейно вникает в великое чудо, которое дано ему было прозреть и предсказать.
Как и другие ранние русские «Воскресения», образ на Золотых вратах пронизывает ощущение таинственной важности происходящего, столь отвечающее духу предания.
Главные черты древнейших русских «Воскресений» оставались неизменными в древнерусской живописи. Но к ним, как к основе, добавлялись другие детали. Сохранив древнюю основу, широким кругом оттенков обогатил образ «Воскресения» великий древнерусский художник Дионисий. Легкие золотистые горки подымаются и здесь над черным провалом адской бездны. И над бездной, на перекрестье поверженных адских врат торжественно стоит подлинный Царь Славы в образе человека. Легка, невесома Его фигура в пронизанных золотым свечением развевающихся одеждах. Ее окружает нежно-голубой круг — тот «свет от великого света», принесенный Христом во тьму ада, по-гречески называемый «мандорлой» — славой. Широко раскинув руки, Спаситель одной из них подымает из гроба Адама, а другой — Еву. Здесь Адам и Ева как бы возглавляют идущий к Христу спасенный Им людской род. За Адамом встают величавые старцы — библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков; юноша в шкуре — первый пастух, сын Адама и Евы, Авель; увенчанные коронами Давид и Соломон, одетый в специальную пророческую шапочку юный пророк Даниил. А за Евой подымаются из гробов женщины-праматери; указует на Христа, объясняя Его приход, Иоанн Предтеча. Рядом с ним взирает на Спасителя старец с ковчегом в руках-праведный Ной. И с обеих сторон за этими узнаваемыми, хорошо видимыми лицами и фигурами идут фигуры, не целиком видимые, создается ощущение бесконечного, уходящего за мандорлу шествия. Это людское множество выглядит действительно исторгнутым из адской бездны. Не только светлы лики восставших из гроба людей, но и их алые, нежно-зеленые, золотистые, багряные одежды проникнуты светом, в своем сияющем разноцветье толпа зримо противостоит мраку ада, у которого она отвоевана.
В черноте ада два ангела, сверкающие золотом нимбов, сияющие розовыми и золотистыми одеждами, сковывают исчерна-серого сатану, утверждая окончательность победы света над тьмой.
Но не только полноту победы, но и путь к ней представляет икона. Над мандорлой Христа три ангела в багряных, золотистых, нежно-зеленых одеждах возносят крест — орудие смерти и страдания, ставшее орудием победы над злом. А в саму голубую мандорлу вписаны легкие, как бы сливающиеся с ней, ангельские фигуры. В белых кружочках — сферах, которые они держат в руках,- надписи, означающие различные добродетели — «милость», «девство», «пост», «смирение», «любовь», «мир», «кротость», «радость». Тонкими длинными копьями поражают они серых демонов в бездне, над которыми надписи — «ярость», «мздоимство», «жадность», «блуд»; светом добродетели побеждаются людские пороки, обретается полнота дарованного Христом спасения.
Воскресение. Первая половина
XVI века. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва |
Чрезвычайно глубокий образ «Воскресения», где мастер с замечательной свободой развивает все сделанное предшественниками, дает икона, написанная новгородским художником в первой половине XVI века, принадлежащая сейчас Рублевскому музею. На этой иконе, как и положено, подымаются по углам горки, означающие землю. Чернеет внизу адская бездна, в которую, окруженный бирюзовой мандорлой, в сияющих золотым светом одеждах спускается Христос. Печать пережитых страданий лежит на лике Христа, всю беспредельность прощения и понимания несет Он исстрадавшемуся Адаму.
За Адамом встают Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророк Даниил. Создавая ощущение бесчисленности идущих ко Христу, мастер подчиняет их всех единому поступательному ритму. Золотом, словно отражающим нимб Христа, горят нимбы над всеми головами; зеленые, алые, коричневые одежды противостоят черноте адской бездны, говорят о приобщении к спасительному свету. Но не открытую радость выражают лики спасенных. Написанные светящимися розовыми охрами по очень темному санкирю, они обращены друг к другу и к Христу с выражением ищущей мысли, размышления о той цене, которая заплачена за спасение.
Рядом с древней, традиционной формой изображения «Воскресения» как «Сошествия во ад» в XVII веке под сильным влиянием западного искусства возникла еще одна. На Западе Воскресение Христово изображалось «по самомышлению», предположительно, как бы оно могло произойти. Обычно изображался гроб, спящая стража и подымающийся из гроба Христос, часто окруженный сияющим в ночи светом. Вот этот-то способ изображения и усвоили русские художники, когда во второй половине XVII столетия на Русь широко стали поступать западные гравюры. Но все-таки способ, передающий событие с чисто внешней стороны, не удовлетворял их до конца, и они соединили его с привычным им образом «Сошествия во ад». Так возникла оригинальная композиция, представить которую можно на примере иконы из ярославской церкви Ильи Пророка.
В ее верхней части представлен подымающийся из гроба Христос, окруженный сиянием славы. В центре нижней части иконы изображен, также окруженный славой, Христос, сходящий во ад. Правой рукой Он подымает коленопреклоненного Адама. Сверху в ад нисходят ангелы, а за Адамом в левом углу иконы изображен распахнутый зев ада, из которого исходят людские толпы, и, обогнув мандорлу Христа, в направлении, обратном ангельскому движению, подымаются вверх, где изображены врата рая, а за ними — и сам рай в виде сада. Среди восходящих к раю можно различить и Предтечу, и Давида, и Соломона, и других ветхозаветных пророков. А в райском саду видны благообразные Илия и Енох, когда-то взятые на небо живыми, и полуобнаженный разбойник, который был распят вместе с Христом и которого за его раскаяние Христос в тот же день взял в рай.
Воскресение — Сошествие во ад.
Вторая половина XVII в. |
За адским зевом два ангела, уже вошедшие в каменные зарешеченные ворота, побивают и сковывают золотой цепью поверженного сатану. А в левом верхнем углу иконы и в правом нижнем изображена сама смерть Христа — «Распятие» и «Положение во гроб», — и события подтверждающие Его Воскресение — «Жены-мироносицы у гроба» и «Явление воскресшего Христа ученикам на Генисаретском озере». Вверху над всем изображением помещено «Вознесение», которым завершилось пребывание воскресшего Христа на земле.
В этой иконе, за множеством подробностей, несколько утратились величие и глубина, которые были присущи русским «Воскресениям», следующим древней форме «Сошествия во ад». Но красиво, торжественно шествие праведников в рай, светел райский сад, празднично сияют цвета иконы — ее алый, золотой, ослепительно белый рядом с темно-оливковым и коричневым.
Множество храмов и монастырей России было посвящено празднику Воскресения. Но особую известность получил Воскресенский Истринский монастырь, иначе называемый Новым Иерусалимом, основанный в XVII веке патриархом Никоном. Основатель особенно наглядно связал монастырь и его собор с местами погребения и воскресения Христа в Иерусалиме. Эти места вскоре после завершения земной жизни Христа подверглись уничтожению. Римляне разрушили Иерусалим, а император Адриан, ярый язычник, желая стереть всякую память о Христе, повелел засыпать Гроб Господень (пещеру, в которой был погребен Христос), а на Голгофе, месте Распятия, поставил храмы Юпитера и Венеры.
Но два века спустя царица Елена, мать первого христианского императора Константина, приехала в Иерусалим, очистила эти места от языческих храмов и идолов и провела раскопки. Она открыла Голгофу, Гроб Господень, нашла крест, на котором был распят Христос. И в 335 году по приказанию императора Константина был построен в Иерусалиме Храм Воскресения Христа, вместивший под свою кровлю и Гроб Господень, и остатки горы Голгофы. Воскресенский собор основанного Никоном монастыря точно повторяет Иерусалимский Храм Воскресения. Очевидно, модель Иерусалимского Храма, которая была у Никона, использована при строительстве. Такие модели привозили на Русь паломники, посетившие Святую Землю, Палестину. А в наименовании других построек и даже окрестностей монастыря патриарх воспроизвел топографию древнего Иерусалима.
Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней, пережив годы лихолетья и гонения на Церковь. Бесчисленное множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального богослужения, восстанавливаются и открываются посвященные празднику старинные церкви. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на Страстной неделе красят яйца, а в Страстную Пятницу дома полны запахов пекущихся куличей и приготовляемых пасох. Радостные толпы святят в Великую Субботу в церковных дворах и притворах украшенную цветами пасхальную трапезу. Пожалуй, даже люди, далекие от церковной жизни, не остаются в стороне от великого весеннего христианского праздника. Древние традиции помогают нам не просто участвовать в празднике, но по-настоящему пережить его, осознать, что ради каждого из нас воскресал, «смертию смерть поправ», Спаситель.
Опубликовано: 10/04/2010