Досье авторов Козьмы Пруткова
Владимир Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [11 (23) апреля 1830–1884], русский писатель, в отличии от других создателей Пруткова писавший только под его именем. Ключевая роль в создании образа Козьмы Пруткова принадлежит именно Владимиру Жемчужникову, не только предложившему писать вместе под вымышленным именем, но и сочинившему биографию псевдонима, и ставшему автором или соавтором почти половины творений с установленным авторством его создателей. После многолетних попыток опубликования собрания сочинений Пруткова, неоднократно срывавшегося в течении 30 лет по самым невероятным причинам, в последнем в своей жизни 1884 году он издал-таки том сочинений Козьмы Пруткова, сохранив для нас образ, вероятно, затерявший бы свою цельность в старых журналах. Его перу принадлежат «Немецкая баллада», «Разница вкусов», «Поездка в Кронштадт», «Мое вдохновение», «Аквилон», «Проект: о введении единомыслия в России», «К друзьям после женитьбы», «Пятки некстати», «Эпиграмма № III», «Желания поэта», «Безвыходное положение», «В альбом красивой чужестранке», «К толпе», «Возвращение из Кронштадта», «Защита памяти Косьмы Петровича Пруткова», «Биографические сведения о Козьме Пруткове», «Мое посмертное объяснение к комедии «Фантазия», «Разочарование», «Осень», «Эпиграмма № II», «Предсмертное». Кроме того, значительную часть сочинений Пруткова написал с совместно с братьями и Алексеем Толстым. Единственное из написанного им и не относящееся к сочинениям Пруткова — его «Записки». Они опубликованы после смерти писателя.
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ [24 авг. (5 сент.) 1817–1875], граф, русский поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873). Судьба самого известного из создателей Пруткова писателя не уступала в фантастичности книжным биографиям его персонажей. Его изящность сочеталась с силой богатыря, гнувшего подковы и вилки винтом, а эти молодецкие забавы не мешали высоким гражданским поступкам. Он организовывал ополчениние в Крымскую войну и вступил в стрелковый полк, где едва не погиб от тифа, а потом женился на своей спасительнице. Его заступничество спасло от ссылки его длуга Тургенева, благодаря давней близости с царской семьей: с восьми лет он был друг детских игр наследника престола Александра (II), а в девять, сидя на коленках у старина Гете в Веймаре, видимо, получил благословение от творца Фауста в разгар его творения и еще в молодости стал родоначальником русского мистического триллера («Упырь», 1841, опубликован его другом Владимиром Соловьевым в 1900). Автор баллад, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»), сатирических поэм «Грешница» (1858), «Иоанн Дамаскин» (1859) и опубликованных посмертно — «Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» (1878) и «Сон статского советника Попова» (1882), баллад и сказаний («Василий Шибанов»), исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым написал пьесу «Фантазия» — первое творение Пруткова, для которого им написаны самостоятельно «Эпиграмма № 1», «Юнкер Шмидт», «Письмо из Коринфа», «Древний пластический грек», «Память прошлого», «Мой портрет» и, предположительно, «Философ в бане». Остроумнейший «Путник» Козьмы Пруткова среди пародий не менее значителен, чем среди лирических стихов вдохновившие его популярные «Колокольчики мои» А. К. Толстого, получившие в автопародии неожиданное продолжение.
Алексей Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [10 (22) февраля 1821–1908], русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900), получивший это звание в числе первых четырех русских писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко. Литературной критикой считался совестью русской интеллегенции. Завершили творчество патриарха великого века русской словесности «Песни старости» и «Прощальные песни» спустя полстолетия после его дебюта в «Современнике» с комедией в стихах «Странная ночь» в 1850 году. В том же году в соавторстве с А. К. Толстым написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу после премьеры, — первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения этого псевдонима, для которого писал самостоятельно «Древней греческой старухе…», «В альбом N. N.», «Стан и голос», «Чиновник и курица» «Сродство мировых сил», «Помещик и садовник», «Помещик и трава», «Блестки во тьме», «Перед морем житейским» и написанное за год до смерти в возрасте 86 лет «Посмертное произведение Козьмы Пруткова».
Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [13 (25) июня 1826–1896), русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова. Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым литератором, вещавшим с того света. Публикация им своих творений под именем Пруткова без согласия других авторов вызывала протест брата Владимира, лоббировавшего в группе целостность псевдонима. Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность и стала фундаментом концепта. Им написаны «Незабудки и запятки», «Азбука для детей», «При поднятии гвоздя близ каретного сарая», «Любовь и Силин», «С того света», «Простуда», «Я встал однажды рано утром…», «Сестру задев случайно шпорой…», «Некоторые материалы для биографии К. П. Пруткова», «Выдержки из моего дневника в деревне («На горе под березкой лежу…» и «Желтеет лист на деревах…»)».
Петр Павлович ЕРШОВ (1815–69), русский писатель. Автор знаменитой стихотворной сказки «Конек-Горбунок» (1834, полное издание в 1856). Во время Русско-Турецкой войны находившийся на службе Владимир Жемчужников был командирован в Тобольскую губернию и познакомился в Тобольске с жившим там П. Ершовым, а известный сказочник познакомился с Прутковым, и, в свою очередь, познакомил Владимира Жемчужникова с прежними своими шутками и передал ему свои куплеты — стихотворную сцену «Черепослов, сиречь Френолог» — и, сказав, что уже стар и ничего не напишет, просил куда-нибудь их поместить, что и было сделано. Пьеса «Черепослов, сиречь Френолог» с успехом шла на комедийной театральной сцене начала 20 века и не потеряла актуальности.
Сочинения Козьмы Пруткова, написанные коллективно:
Алексеем Толстым и Алексеем Жемчужниковым:
«Фантазия», «Осада Памбы», «Доблестные студиозусы», «Желание быть испанцем», «Звезда и брюхо»,
Алексеем и Александром Жемчужниковым:
«Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», «Червяк и попадья»,
Владимиром, Алексеем Жемчужниковым и Павлом Ершовым:
«Черепослов, сиречь Френолог»,
Александром, Алексеем и Владимиром Жемчужниковым:
«Блонды»,
Алексеем Толстым и Владимиром Жемчужниковым:
«На взморье»,
Владимиром и Алексеем Жемчужниковым:
«Честолюбие».
Опубликовано: 11/04/2010