Вы здесь

Митрополит Иерофей Влахос:

«Для одних Причастие — это свет, для других — огонь»

Митрополит Иерофей ВлахосСколько раз в год следует причащаться? Насколько тесно связано Таинство исповеди с Божественной Евхаристией? Обязательно ли оно для участия в Таинстве Причащения Святых Христовых Тайн?

— Божественная Евхаристия не связана тесно с исповедью. В древней Церкви христианам была дана большая Божья благодать, их ум был просвещён, и они, конечно же, молились и часто причащались. Если кто-либо согрешал, это означало, что он терял благодать, выходил из храма и молился вместе с оглашенными, потому что невозможно одновременно пребывать в благодати и отрицать Христа. Когда согрешает человек, особенно плотским грехом, я не имею в виду в Христовом браке, он тем самым показывает, что предпочитает плотское удовлетворение Христу и отрекается от Него этим поступком. Совершение греха понижает его в разряд кающихся, и затем ему надо будет определённым образом вновь достичь просвещения ума.

Василий Великий и другие святые Отцы подразделяли христиан на четыре разряда: плачущих — стоящих у входа в храм и с плачем просящих о прощении своих грехов христиан, входящих в храм; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем во время литургии верных, но не допускались до причастия; причащающихся Святых Христовых Тайн. То есть, когда человек согрешил, он должен был покаяться, пройти период очищения; таким образом согрешивший просвещался умом, выходил из состояния помрачения. По окончании епитимьи епископ читал молитву над кающимся, и он мог затем приступать к Таинству Причастия.

Поэтому я и утверждаю, что исповедь не связана с Евхаристией тесно. Если человек согрешил и ему нужно исповедоваться, пусть исповедуется. Когда у христианина, желающего причаститься, грехи не смертные, то они прощаются участием в Таинстве Причастия Святых Христовых Тайн и молитвой «Отче наш», в которой есть такие слова «и остави нам грехи наши…».

Вопрос о том, сколько раз в год следует прибегать к причастию Святых Христовых Тайн должен решать духовник. Приходя к наставнику, мы открываем сердце, выкладываем все наши проблемы, рассказываем о настоящем положении в жизни, и он дает нам наставления. Примерно таким же образом дело обстоит и в больнице. Обращаясь к врачу, мы говорим ему о наших болезнях, врач ставит нам диагноз, определяет лечение, выписывает рецепты и назначает лекарства. Например, может посоветовать не употреблять ту или иную пищу, так как нашему организму это вредно. До тех пор, пока мы не вылечимся, придётся соблюдать эту диету, а после мы будем свободны в выборе питания.

В этом контексте нам стоит рассматривать Таинство Причастия, потому что для одних Причастие — это свет, для других — огонь.

Святые Отцы приводят такой пример. Если взять грязь и воск и положить их на солнце, то под воздействием солнечных лучей грязь затвердеет, а воск расплавится. Энергия солнца одна, но сущность предметов различна, поэтому и результат получается неодинаковый. Таким же образом Бог и Божественная Евхаристия для одних является светом, а для других — огнем.

В монастырских храмах часто изображают Второе Пришествие Христа. В верхней части иконы находится трон, от которого исходит свет, освещающий святых, и огненная река, в которой горят грешники. Исаак Сирин утверждает, что ад есть бич любви Божией, и эту любовь человек не может понять, потому что у него нечистое и неизлечимое сердце. Господь любит и праведных, и грешных, но не все одинаково поймут Бога.

Василий Великий пишет, что у света два вида энергии: освещающая и обжигающая, то есть он и светит, и обжигает. У кого есть зрение, тот избегает обжигающих лучей и радуется солнечному свету. А тем, у кого отсутствует способность видеть, доступна только обжигающая энергия. Так будет и на Втором Пришествии Христа. Праведные будут сиять в свете Божием, а грешные гореть в огне.

Аналогичное явление происходит на Божественной литургии. Одни причащаются и просветляются, а другие, причащаясь, подпадают под осуждение. Апостол Павел в послании к Коринфянам замечает: «Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор 11, 30). Поэтому дело священника не состоит в том, чтобы раздавать билеты в рай, но лечить людей, чтобы, когда они увидят Бога, Он стал для них светом, а не огнем.

Хочу особенно остановиться на одном важном моменте: если больному человеку, например, разбитому параличом, разрешается причащаться чаще, чем здоровому, то подразумевается ли, что у здорового больше грехов, а у лежачего больного их гораздо меньше?

— Это вовсе неверно и не означает, что больной согрешает меньше, чем здоровый. Грехи совершаются как помыслами, стремлениями, так и делом. Здоровый может весь день прославлять Бога, жить как ангел, а больной пребывать в неверии и негодовании. Главное состоит в том, чтобы прославлять Бога, здоров ты или нет.

Какая разница между благодатью, получаемой нами от Причастия Святых Христовых Тайн и преподаваемой через поклонение мощам? Почему Причастие иногда не лечит, а вменяется в осуждение, а от святых мощей даже больные исцеляются?

— Прежде всего, в мощах святых угодников Божиих изобильно пребывает благодать Святого Духа. Когда мы прикладываемся к мощам и иконам, исцеляемся в зависимости от состояния, в котором находимся. Это происходит не магически и не механически, а духовно.

Когда подвизаемся, чтобы очистить сердце, тогда святые мощи нам помогают в этом. Энергия Божия имеет очистительные, освящающие и боготворящие свойства. Что это означает? Божественная энергия одна, однако по плодам именуется по-разному. Когда находимся в состоянии очищения, тогда, прикладываясь к иконе, мы получаем помощь согласно нашему состоянию. Прикладываясь к мощам и иконам в просветлённом состоянии ума и творя умную молитву, просветляемся еще более.

Наше участие в Причастии Святых Христовых Тайн не происходит без подготовки, ему предшествует покаяние. То же самое и с поклонением святым мощам — требуется молитва и умиление. Поэтому, припадая к святым мощам, мы накладываем на себя крестное знамение и молимся: «Прошу Тебя, Господи, помоги и исцели меня молитвами Святых Твоих». Святые мощи воздействуют на нас согласно нашему состоянию, нашему духовному голоду и жажде.

Конечно, бывает, прикладываясь к мощам, происходит чудо даже с теми, кто не пребывает в подобающем расположении духа. Этим Бог хочет дать нам понять, что надо покаяться, дабы достойно причаститься Святых Тела и Крови Христовых.

Чудо, которое сотворил Христос с расслабленным, довольно показательно. На этом примере Господь показал разницу между самим чудом и его проявлением. Истинное чудо состояло в отпущении грехов, как сказал Господь: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». И когда фарисеи усомнились во власти Христа прощать грехи, тогда Христос исцелил тело. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 1–12). Следовательно, исцеление души есть настоящее чудо, а исцеление тела — доказательство, знак власти Христа прощать грехи.

Христос по-разному нам указывает на то, чтобы мы покаялись и встали на пути спасения.

Перевод с новогреческого
Александра Назаренко
Богослов.ру

Журнал «Мгарский колокол»: № 88, май 2010