Вы здесь

Наша задача — остаться
со Христом

Беседа с отцом Игорем Йовбаком об удовольствии и веселости

[1]  [2] 

— Священник Д. В. Рождественский в книге «Нравственное богословие» написал: «Заботясь о душе своей, христианин должен печься и о сохранении тела своего и вообще о сохранении временной жизни и здоровья… Чем долее человек живет, тем он более, при правильном образе действования, может образовать свой разум, свое сердце, свою волю, тем более может сделать добра, тем более может приготовить себя к вечности…. Наконец, благо ближних наших заставляет нас помнить о своем здоровье….»

Медицине известно, что позитивные эмоции, удовольствие и хорошее настроение способствуют восстановлению и сохранению здоровья. Если, по слову ап. Павла, человек находит «удовольствие в законе Божием» (Рим. 7, 22), то будет ли это способствовать его здоровью и долголетию (выражаясь светским языком)?

— Если рассматривать с православной точки зрения, то здоровье человека непосредственно связано с его духовной жизнью. Бывает, что когда человек много грешит и не кается, то Господь ему за эти грехи попускает и поболеть, и скорби. Если верующий живет неправильно, соответственно и его здоровье повреждается. Как говорили на Руси, чем нагрешишь, тем и болеешь. Если внимательно рассмотреть каждое заболевание, то в большинстве случаев болезнь человека связана с какими-то его страстями и грехами. Например, любит человек покушать много — у него, скорее всего, может появиться либо гастрит, либо язва желудка, либо что-то еще, чтобы остановить эту страсть. Не случайно существует Таинство елеосвящения или соборования, когда мы молимся о прощении забытых грехов и о даровании здоровья. В этом таинстве соединены молитвы и о физическом, и о духовном здоровье человека.

— Бывает и обратное: если человек, допустим, студент, плохо питается, у него тоже может быть гастрит.

— Поэтому духовная жизнь и есть царский путь, середина, умеренность во всем. Не уберег здоровье свое — тоже грех. Что такое здоровье? Тело человека — это храм для души и для Бога. Поэтому от внутреннего духовного состояния человека зависит его здоровье. По свидетельству отцов, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего. Если телесная храмина повреждена, то и сохранить в этом сосуде огонь духа очень тяжело. Когда человек болеет, он уже не может полноценно молиться, вести нормальную духовную и церковную жизнь (ходить в храм на богослужения). Поэтому необходимо попечение о здоровье.

Попросили, допустим, подростка зимой надеть шапку, он не послушался, пошел на улицу в мороз без головного убора — заболел. Вот и все, полноценно молиться такой человек уже больше не может. Забота о сохранении здоровья и духовное делание взаимосвязаны. Человек физически крепкий способен больше молиться, а больной уже не в силах вычитать полностью молитвенное правило. Больной, например, не может земные поклоны делать, да и поститься, как положено, тоже не в состоянии. Тут уже начинаются ограничения.

Между здоровьем человека и его духовным состоянием существует обратная взаимосвязь. Здоровье помогает молиться. И еще раз повторюсь, если здоровый человек грешит и не молится, то он может свое здоровье потерять.

— Сейчас много раздражительных людей, а ведь из-за беспокойства, стрессов здоровье теряется. Как бороться с раздражительностью?

— Если человек окружен раздражительными людьми и его это внутренне выводит из себя, значит, в нем этот грех тоже есть. Поэтому в первую очередь ему нужно бороться со своим внутренним раздражением. А его можно перебороть только через молитву. То есть когда чувствуешь, что начинаешь раздражаться, если ты знаешь человека, который тебя нервирует, то нужно за него помолиться: «Спаси Господи и помилуй раба Твоего (имя рек) и святыми его молитвами прости мои согрешения». Если ты не знаешь этого человека, то можно начать читать Иисусову молитву, в общем, молиться. Необходимо обращением к Богу вытеснить мысль о том, что тебя раздражает человек, который рядом с тобой находится, то есть заполнить внутреннее свое состояние молитвой. И до тех пор продолжать усердно молиться, пока это внутреннее раздражение не пройдет. Если же реагируем на провокации, раздражаемся, то это как раз про нас сказано, что нас окружают наши учителя. Это значит, что беспокойный человек, если вывел нас из себя, то показал нам нашу же немощь: мы такие же раздражительные, и порой можем точно также раздражать и его.

— Считается, что восстановление здоровья нужно начинать с восстановления нервной системы. Как православному нужно укреплять свои нервы?

— Если человек ведет здоровый образ жизни как в духовном плане, так и в физическом, то нервы его в норме. Здоровье нашей нервной системы во многом зависит от того, какое у нас было детство. Сейчас в новоначальных православных семьях у детей много заболеваний, связанных с поражением нервной системы. И детский аутизм, и детские неврозы. Скажу так: нервные заболевания начинаются у детей в этих семьях из-за того, что они видят двойственность. Родители призывают ребенка к одной жизни, а сами живут по-другому, в итоге происходит раздвоение. Собственно говоря, расшатывание нервной системы взрослого человека происходит приблизительно по той же самой причине. Потому что его внутреннее состояние просит нормальной духовной жизни, а человек занят своим попечением, выживанием, скажем так, обеспечением семьи… Добычей необходимых для жизни материальных благ тоже надо заниматься, но должна быть разумная черта, которую переходить нельзя. Если ты ради попечения о семье начинаешь решать свои проблемы только собственными силами и забываешь о Боге, Который может помочь гораздо лучше и быстрей, чем человек сам может себе помочь, то начинается раздвоение. В душе человек понимает, что к Богу надо идти, однако же этого не делает — возникает внутренний конфликт. Часто приходится слышать от людей: я не могу прийти на исповедь, в храм, потому что у меня очень много работы и сил уже никаких нет. А душа и в таком состоянии все равно просится к Богу… Повторюсь, если человек нормальный, разумный, не умственно отсталый, то его душа просится в храм, к Отцу. Если этого не происходит, то возникает внутренний конфликт и развивается невроз, всевозможные депрессии.

— Почему многие миряне, стремящиеся к духовности, не разрешают себе радоваться и испытывать «невинные» удовольствия? Должен ли их отказ от земных радостей быть скомпенсирован радостью реального пребывания с Богом?

— У людей, которые делают первые шаги в православии, понимание православности гипертрофированно.
Неофиты очень часто искусственно создают себе внутреннею духовную среду или радикально меняют свой образ жизни. И получается своего рода перекос, потому что это очень близко к фарисейскому пониманию духовной жизни: резкий отказ от искусства, общения с природой и подобных вещей, которые доставляют человеку радость. Если резко это все прекращается, то рано или поздно может произойти духовный срыв... Да, на первом этапе человек будет молиться, чувствовать какую-то радость. Такой неофит внутренне создает для себя иллюзию общения с Богом, потому что на первом этапе благодать дает человеку радость. Но настоящая духовная работа начинается чуть позже. И когда это происходит, в сознании человека, который совершил такой резкий переход, может возникнуть эффект пружины: новоначальный верующий будет отброшен далеко назад в своей духовной жизни. Я наблюдал такие ситуации: человек на первом этапе из храма, практически, не выходит, утром и вечером — на каждой службе, а потом, глядишь, через пару лет он уже с бутылкой пива и какими-то словами против церкви на устах. А вообще скажу так: синяя плюшевая юбка до пола, солдатские ботинки и рюкзак за плечами, платок на глазах и четки, которые волочатся по полу, — это не признак православия. Это все внешнее. Настоящее православие — внутри, то, которое настоящую духовную радость приносит. А внешние все эти действия без духовного наполнения приносят страдания и самому «подвижнику», и окружающим. Часто бывает, что жена приходит к Богу, а муж — нет.

Вот она начинает кадить и свечи возжигать, лампадками и иконами извешивать всю комнату. Начинает от мужа требовать, чтобы он постился, шел немедленно за ней в храм. А муж в ответ противодействует всему — возникает конфликт. Страдает и она, и муж, и дети. А почему страдают? Потому что любви в этом нет, все внешнее. Начиная таким образом свое воцерковление, человек наполняется внешним, а внутренним — нет. А когда нет внутренней работы над собой, то внешнее очень быстро разрушается и происходит откат от той цели, к которой Господь нас зовет. А Господь нас зовет к спасению. Через смирение и любовь.

Святыми сказано про христиан последних времен, что они будут спасаться не духовными подвигами, а тем, что сохранят свою веру. Наша задача — остаться со Христом.

— Сейчас некоторое продвинутые православные женщины уже осознали, что юбка до пят, платок на глазах — не лучший вариант, и они уже разрабатывают православную женскую моду, красятся, а также хорошую литературу читают. В общем, больше идут к светскости в поведении.

— Скажу даже больше. Когда человек, живущий в миру, начинает внешне себя активно проявлять, то это, скорее всего, признак духовной болезни, повреждения. Знаю людей, которые живут в миру, и по их внешнему виду вообще никак не определишь, что они православные христиане. Для них духовная радость связана с пребыванием на богослужении, такие верующие настоящую радость от этого испытывают. А внешнего впечатления «православности» они не производят.

Во времена советских гонений на Церковь мы потеряли преемственность и поэтому вынуждены создавать православную культуру сами. Конечно, делаются какие-то ошибки, потому что духовники и священники не всегда бывают опытными в таких вопросах. Не знают, что говорить, а если и знают, то люди зачастую неправильно их понимают.

Считаю, что внешний вид должен соответствовать внутреннему состоянию. Когда есть только внешнее, а внутреннего нет, то получается перекос.

— Значит, православным женщинам можно красиво, модно одеваться?

— В 19 веке женщины красиво одевались, хотя практически все были верующими. Заметьте, они одевались так красиво, что с них портреты писали, и все получали эстетическое удовольствие, а не искушение….

— Церковь не против земных радостей. Почему же тогда Православие с большей опаской относится к «чистому» наслаждению жизнью, которая есть дар Божий?

— Потому, что чистое наслаждение — грань между радостью, которая не противоречит Божественному устроению и спасению души, и нашим выбором страстей, которые являются для нас на определенном этапе удовольствием. Когда человек грешит, он испытывает удовольствие. Если бы в это время он не испытывал удовольствие, то он бы и не грешил. Тогда не было бы смысла в борьбе: ему грех был бы противен. Лишь будучи верующим, человек понимает: не от всех удовольствий получишь спасение и духовную радость.
Греховное удовольствие приводит к потери благодати. Поэтому не все земные радости, по крайней мере, не во всех количествах, не противоречат спасению.

— Если подумать, сейчас мы живем в современном Содоме и Гоморре: кругом разврат, извращения, причем все это явно, и даже не считается чем-то зазорным…

— В свое время много размышлял: а как бы я жил в монастыре? Но, уже имея пять детей, понимаю, что жить в семье, приобщать детей к духовной жизни, воспитывать их, давая им хорошее образование, — колоссальный ежедневный труд. И это своего рода послушание от Бога, потому что ты от своих детей, точно так же, как монах в монастыре, деться никуда не можешь. И постоянные проблемы, ошибки, искушения, которые происходят в семье, приводят к тому, что ты сам внутренне укрепляешься, пытаясь своих детей все-таки правильно воспитать. Стараешься подавать какой-то достойный пример, чтобы они, глядя на тебя, не искушались, а хотели быть такими же, как папа и мама.

— И потом материальная тоже есть сторона, потому что когда приходит куча счетов, которые нужно оплатить, судорожно начинаешь думать: где брать деньги? Здесь очень тяжело оставаться духовным человеком.

— Мне нравится выражение: нас воспитала спина работающего папы. Это очень важный момент. К сожалению, в последнее время весьма часто приходится слышать, что люди просто не работают и не хотят работать, ничего им не надо, живут на шее у своих престарелых родителей или еще как-то приспосабливаются. Поэтому считаю попечение, забота о семье приучают человека к ежедневной работе, к ответственности, как духовной, так и нравственной. Когда это получается, то приносит определенную радость.

— Себя надо настраивать на радость?

— Конечно. Радость — это чувство, которое помогает человеку быть с Богом. Например, уныние — это грех недоверия Богу, оно опустошает человека. Почему человек радуется? Потому, что он всегда с Богом! Православный знает, что если даже он ошибся, допустил какой-то промах, но искренне в этом покаялся, то Господь простит по Своей милости и любви. Он Отец, Он любит нас! Поэтому человек знает, чему радуется, и радость помогает ему благодушно претерпевать скорби. Человек веселый, жизнерадостный легче преодолевает какие-то препятствия, чем человек унывающий.

— Я имел в виду настраивать себя на радость через волевое усилие. Например, плохое настроение, проблемы какие то, а ты все равно стараешься улыбаться, не подавать вида.

— Думаю, буду прав, если скажу, что духовный человек не показывает своего внутреннего состояния, даже печального, болезненного. Много старцев в истории Церкви были болящими, тот же преподобный Амвросий Оптинский. Он под конец своей жизни был лежачим, но при этом и шутил, и подбадривал других. Его любви хватало на всех. Любовью своей он покрывал многих людей, приходивших к нему за духовной помощью…

Несмотря на то, что здоровье да и внутреннее твое состояние могут быть достаточно тяжелыми, такой подвиг приносит духовную радость. Это уже настоящая работа. Если человек обратился к тебе за помощью, а ты сам унываешь, то не сможешь его поддержать никогда. А если ближний видит твое радостное лицо, устремление твое к спасению, чувствует, что ты можешь поддержать каким-то образом, несмотря на то, что у тебя на душе, он переключается от своего скорбного состояния в радость. И ему становится легче.

— Протестанты постоянно улыбаются, они всегда стараются выглядеть веселыми и жизнерадостными. Как вы считаете, это чисто внешнее?

— У пятидесятников-неохаризматов есть такое понятие, как «бомбардировка любовью». В основном, это лишь внешнее. Но очень часто людям как раз этого и не хватает, им не хватает любви. И неохаризматы используют эту искусственную, то есть ненастоящую любовь, потому что это вменено в закон, у них порядок такой, внешнее правило. А человек, который исстрадался, измучился из-за проблем в семье и на работе, попадая в такую среду, зачастую покупается на то, что его любят. Это потом приходит осознание того, что любовь-то была странной, но первое время многим людям это очень помогает. Я считаю, что когда человек входит в православный храм, он должен видеть радостные лица, а не шипящие указующие персты, тыкающие в тебя. Любви, к сожалению, нашим людям тоже не хватает. Очень много болящих, грешных людей приходит в храм в поисках Бога. Ищут поддержки, спасения, понимания и любви, а получают тычки в спину: шапку не снял, не так перекрестился, не так повернулся, не через то плечо свечку подал, не на то место встал, — и это вместо того, чтобы получить утешение и поддержку. И они уходят от нас… Многие в течение долгих лет не могут повторно сделать этот шаг к храму и порой попадают в сети пятидесятников, «бомбардирующих любовью».

— Один православный публицист рассказывал: недавно стою в храме, был большой праздник. Я повернулся, оглянулся на лица людей — праздник, все должны радоваться — все угрюмые, смурные… У людей чувства праздника почему-то нет.

— Пришла ко мне одна женщина и говорит: по телевидению один батюшка не благословил пользоваться термоэтикетками и вообще какими-либо красителями пасхальных яиц… Понятно, что можно покрасить шелухой, какими-то естественными красителями, но лишать людей праздника не стоит. Нам так часто не хватает радости, как раз праздничной атмосферы.

— Человек и один может чувствовать тихое удовольствие, но веселие, которое он разделяет с ближними, неизмеримо слаще. Можно ли сказать, что удовольствие более эгоистично, по сравнению с радостью, так как им нельзя поделиться с другими?

— По поводу удовольствия, которым нельзя поделиться. У нас в храме, например, есть такая традиция: после пасхальной службы мы разговляемся все вместе. Хочу сказать, что яйцо, съеденное на кухне в одиночестве после службы, радости столько не принесет, сколько застольное соревнование — чье пасхальное яйцо крепче. То есть всем приходом и молиться легче, и радоваться легче. Мы друг друга заражаем этой радостью. Все — уставшие после службы, тем не менее, радости больше.

— У нас нет как бы правильного поведения за общим столом, у прихожан имею в виду, что темы разговоров светские. Духовные вопросы за трапезой не затрагиваются. Это не обязательно затрагивать?

— Считаю, что при храмах обязательно должны быть трапезные. Не случайно же на заре христианства существовали Агапы, трапезы любви. Знаю такие приходы, где люди собираются и со священником, и даже без священника, после службы. Они не только трапезничают, но у них идет беседа, и вопросы можно задать и священнику, или духовно-опытным людям и получить какие-то ответы. И когда один человек задает вопрос и получает ответ для себя, то люди, находящиеся рядом, не задавая вопросов, получают духовную пищу. И вообще, разделенная трапеза, праздник, проведенный вместе, всем приходом, дает радость. Я сам когда-то пережил такие минуты счастья. Мой путь ко Христу начался с того, что я был окружен людьми, которые вместе пытались понять, что такое духовная жизнь. Обращались с вопросами к священнику и я, находясь рядом с ними, стесняясь задавать эти вопросы, получал какие-то полезные советы, которые до сих пор мне помогают.

— Один священник написал: «Веселые души по природе склонны более к добродетели и человеколюбию, а недовольные… находят удовольствие в том, чтобы и других делать скучными… Чистое сердце, естественно, уже производит чувство веселое. Кто недоволен сам собой, тот убегает тихого удовольствия». В каком смысле православный христианин может быть доволен сам собой? Почему некоторые верующие не испытывают радости жизни?

— Православный христианин не может быть доволен в полной мере, например, своим духовным возрастанием. Если верующий сказал себе: я хороший, я достиг прекрасных результатов, то этот человек точно уже в прелести. Это как в искусстве: для художника смерть, если он считает, что достиг творческой вершины. Точно так же и у православного. Но радость испытывать человек может. Удалось, скажем, Великим постом обидеть на одного человека меньше — это радость; получилось съесть на один кусок меньше какой-то запрещенной еды — духовная радость; воздержались, например, от каких-то удовольствий, сегодня не посмотрели телевизор — всё, радость. Вот этот миллиметр, пройденный по пути к Богу, доставляет радость. И когда, преодолевая себя, ты не скатился вниз, а поднялся вверх, пускай, хотя бы на миллиметр выше, чем ты был вчера или 40 дней назад, это уже радость. Поскольку духовная жизнь для человека — это его внутреннее наполнение и все он делает ради Бога, то конечно, любые результаты в духовной жизни, помогающие спасти душу, приблизиться к Богу, дают человеку радость. Думаю, тихой радости убегать нельзя, тихой радостью нужно тихо радоваться (улыбается). Тихо радуется человек, когда приходит благодать.

— Что бы вы еще хотели сказать по данной теме?

— Для современного человека очень важно устраивать свой духовный путь естественным образом, не создавая каких-то искусственных условий. Если человек выпадает из окружающей среды, он и сам страдает и другие от этого страдают. Надо стараться делать так, чтобы внутренняя духовная жизнь не лишала человека любви. Если человек лишается настоящей любви, то он начинает скорбеть, появляются препятствия для духовного возрастания. Настоящая радость и заключается в этой любви, когда мы, исправляя себя, можем помочь нашим близким своим трудом и молитвой. Порой люди хотят помочь «всему человечеству», а помощь нужна и соседу, и голодному ребенку, который вопрошал у тебя на улице какие-то копейки. Радости становится гораздо больше, когда можешь тихо, незаметно помочь. Порой помощь, для нас не представляющая никаких затруднений, людям помогает просто выжить.

[1]  [2] 

Беседовал Андрей Сигутин