О воспитании детей
«Блюдите, да не презрите единого от малых сих». Помните ли вы эти слова Христовы, думали ли вы, что они относятся прямо и непосредственно к вам?
Разве мало у вас этих «малых сих», которых подлежит вам блюсти?
Разве мало у вас сыновей, дочерей, от которых вы льете горькие слезы?
Разве мало развратных дочерей ваших и сыновей воров и хулиганов?
Много, много вы льете слез над ними. Отчего же это? Оттого, что вы не помните этих слов Христовых: «Блюдите, да не презрите единого от малых сих».
Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам.
А молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной?
Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог.
Если слуга ваш не радеет о своем долге и ждет, чтобы вы сами исполнили его, то разве вы станете работать за него, разве не разгневаетесь на нерадивого слугу?
Что же вы хотите от Бога, если сами не радеете о детях ваших?
Святой Иоанн Златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих:
«Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную».
Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из вас, кто не заботится о воспитании детей, такой тяжкий ответ, какой изображён в Библии, в Первой книге Царств, где рассказывается о благочестивом первосвященнике еврейском Илии, который пятьдесят лет был судьей народа израильского. При нем находился, ему служил святой пророк Самуил, тогда еще только отрок. И однажды, во сне, этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику Илию, что его ждет страшная кара Божия за то, что не радеет он о детях своих.
А дети его были священниками и нечестием своим озлобляли народ и отвращали его от Бога.
Когда приносили евреи мясо животных для принесения в жертву Богу, тогда слуги этих нечестивых священников выбирали лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и отдавали этим нечестивым священникам. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принёсших сперва сжечь тук на жертвеннике, отвечали: если не отдашь, силой возьму.
Видя это, и народ отвращался от жертвоприношений.
За такое нечестие Господь покарал не только этих священников, но и самого первосвященника Илию.
Было нашествие филистимлян на землю израильскую, и во время ожесточённого боя этот 98-летний старец сидел на седалище у храма в ожидании известий с поля битвы.
И прибежал взволнованный, покрытый пылью вестник и сказал ему:
«Сыновей твоих убили, а Ковчег Божий взят в плен».
Услышав эту весть, первосвященник упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью.
А Господь возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом его.
Вот видите, как это страшно,— весь род его подпал под наказание за то, что первосвященник Илий не удерживал сыновей своих от тяжких грехов.
Это грозит каждому из вас, кто будет нерадеть о воспитании детей своих.
А о тех, кто всем сердцем стремился воспитывать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрене в Псалме 102-м такие благочестивые слова: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я».
Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Скажите, что будет с несчастною дочерью вашей, которая в юности предаётся разврату и потом, выйдя замуж, родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее?
Нет, нет. Это вырастет неблагочестивый, богопротивный род. Во веки веков будет тяготеть проклятие Божие над теми, кого не воспитали вы в духе христианского благочестия. Подумайте, как это страшно, какую тяжкую ответственность несете вы перед Богом, если не воспитываете детей своих в нравах христианских.
Как же должно их воспитывать? Так, как воспитывали своих детей древние христиане, христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к таинствам церковным. Когда учили их грамоте, то учили по книгам святого Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать еду без молитвы. Они внушали детям то, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой. Когда учили они детей своих, то заботились не только об образовании общем, о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили они их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом:
«Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого».
Не думайте, что этим запрещается вам учить детей ваших всем светским наукам. Нисколько. Величайшие отцы наши и учители Церкви сами в молодости очень усердно предавались изучению всей мудрости научной, философской. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени. И вашим детям надлежит быть образованными учеными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивались одной мудростью светской, мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы научались они закону Божию и заповедям Христовым, чтобы приучались к постоянному благочестию, чтобы они, изучая науки, всегда помнили о Боге, о заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога.
Так надлежит вам учить детей ваших. А как же должны вы воспитывать их, насаждать в них высшую нравственность христианскую?
Прежде всего вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. Скажите, вырастут ли людьми чистыми и хорошими дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами подаёте пример прелюбодеяния? Будут ли чисты, неспособны к воровству дети ваши, если вы не будете останавливать их от этого с самых юных лет?
Когда сыновья ваши воруют и опустошают огороды, рвут чужое, не оставляют созревать плоды в садах и когда приходят жаловаться на них, то матери спокойно отвечают: ну что же, дети малые, что же с них спрашивать? Господь спросит с вас! Спросит грозно, зачем позволяли детям вашим воровать с самого юного возраста, зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращения и презрения к воровству и хулиганству?
Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословие, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших?
Великий учитель вселенский, величайший из церковных ораторов Иоанн Златоуст вот какие чудные слова сказал о родителях, которые не учат детей своих добру, а поощряют дурные свойства их, страсти и нечестие:
«Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете им делать только то, что, делая, невозможно спастись. Вот посмотри прежде всего:
«Горе, сказано, смеющимся», и вы подаёте детям множество поводов к смеху. «Горе богатым», а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; «горе егда добре рекут вам вси человецы», а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской; «поносящий брата своего повинен есть геенне», а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи от других. Христос повелевает отвращаться брани и распри, а вы постоянно занимаете детей своих этими злыми делами. «Любяй душу свою, сказал Господь, погубит ю», а вы всячески вовлекаете их в эту любовь; «аще не отпущаете, говорит Он, человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам», а вы даже попрекаете детей, когда они не захотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу.
И худо не это одно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что доброе хулите, называя скромность необразованностью, кротость — трусостью, справедливость — слабостью, смирение — раболепством, незлобие — бессилием.
Вы склоняете их к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы о их душе, как о чем-то ненужном, небрежёте, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем.
Вы все делаете, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом подумать не хотите; нет,— простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, души не удостаивайте и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние — душа — была золотая, об этом и помыслить не хотите».
Как говорил св. Иоанн Златоуст в древние времена, 1500 лет назад, так нужно сказать вам и теперь, ибо разве и теперь не воспитываете вы детей своих так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве не прилагаете все заботы к тому, чтобы детям своим дать как можно лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете детям вашим, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и обеспеченной привольной жизни?
А разве это нужно? Нужно как раз обратное. Нужно детям вашим внушать презрение ко всему этому — к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно привить им любовь к чистоте, святости, благочестию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь.
Маленьких детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, ибо только в самом юном возрасте дети легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все, что хотите отпечатать на ней — как ваши дурные примеры, так и благочестивые слова и всякий светлый и чистый пример.
Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и чтению Священного Писания. А теперь говорят — разве это детское дело заниматься псалмами? Это дело монахов и стариков, а детям нужно веселье и радость. Забываете вы, что святой Тихон Задонский сказал так просто: «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую».
Вот, если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если будете вливать аромат Христова благоухания, то всегда будут ваши дети благоухать перед людьми, будут радостью и утехой для вас.
Примером вашим воспитывайте детей. Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский, архиепископ Харьковский Амвросий. Послушайте, какие простые, проникающие в душу слова сказал он:
«Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы,— когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед святыми иконами, и мать ничего не начинает без крестного знамения,— когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится, не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?
Не может остаться бесплодною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: что делать? буди воля Божия; при опасности: Бог милостив; при трудных обстоятельствах: Бог поможет; при успехе и радости: слава Богу, Бог послал.
Здесь всегда и во всем исповедуется Божья благодать, Божие промышление, Божие правосудие.
Мать, предмет всей любви и нежности дитяти, стоит с благоговейным выражением и молится перед иконой Спасителя: дитя смотрит то на нее, то на образ — и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит.
Вот первый безмолвный урок богопознания. Вот первый и самый важный урок благочестия. Такие уроки можете и должны вы всегда и во всем подавать детям вашим.
Вы должны беречь детей от всего, что нечисто, дурно. Вы должны дочерей удерживать от чтения нецеломудренных, сладострастных романов, должны требовать от них, чтобы они читали с разбором; должны удерживать их от пустых зрелищ, не позволять всегда развлекаться и постоянно бегать по кино и театрам. Вы должны приучить их к тихому и трудовому домашнему житью.
А еще не должны вы забывать о том, что нельзя воспитать малого ребенка, никогда его не наказывая. Должны вы помнить о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Сирах: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя».
А вот что говорит наш великий святитель Тихон Задонский.
«Юнии ненаказанные и в возраст пришедшие суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христиане, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна».
Нужна умеренность в наказании, по слову Святителя. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя, тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда наказание будет с пользой и их исправит.
О таком наказании детей многие из вас не думают и оставляют ненаказанными не только маленькие, но и тяжкие проступки — даже воровство, хулиганство, даже распутную жизнь молодых девушек.
Видите, какие огромные задачи перед вами стоят в деле воспитания детей, видите, как святы обязанности матерей. Нет более важной обязанности, нет более тяжкой ответственности перед Богом для матери, чем доброе воспитание детей. Перед Богом дадите тяжкий ответ и на все потомство навлечете гнев Божий, если не будете радеть о воспитании детей своих. И будете мучиться и плакать, плакать, глядя на них.
Итак — «Блюдите, да не презрите единого от малых сих». Всегда заботьтесь о них, всегда подавайте им чистые святые примеры благочестия, и тогда Господне благословение будет от века и до века на детях ваших и на вас самих.
Опубликовано: 27/05/2010