Обещание Богу доброй совести
Беседа со священниками Георгием Казанцевым и Владимиром Войтовым
Крещение — таинство, через которое человек соединяется с Богом. По сути, крещаемый, рождаясь во Христе, начинает свою жизнь с чистого листа. Издревле верующие с большим благоговением готовились к встрече с Богом в крещальных водах. Неудивительно, что подготовка к крещению (оглашение) в иные времена занимала до трех лет. Однако сейчас многих крестят без оглашения. Крещение без подготовки плодит и номинальных восприемников, не способных оказывать положительного влияния на духовную жизнь своих крестников. Об этих проблемах нашего времени — беседа со священниками Георгием Казанцевым — секретарем Миссионерской комиссии Калужской епархии и Владимиром Войтовым.
Свящ. Георгий Казанцев
|
— Отец Георгий, как объяснить смысл таинства крещения?
Свящ. Георгий Казанцев: В ответ приведу пример, когда юноша смог осознать глубокий смысл, заключенный в таинстве крещения. Приходит молодой человек к священнику и говорит: «Хочу креститься». Батюшка с ним побеседовал об азах православной веры, а потом подводит его к большому кресту, который есть в каждом храме, и спрашивает: «Хочешь ли ты, чтобы крест был твоей жизнью?» Молодой человек задумался и смущенно ответил: «Я, наверное, еще не готов...» Он интуитивно понял, эмоционально пережил, что крещение — это соединение с Богом, которое налагает на человека большую ответственность и требует того, чтобы верующий разделил свою жизнь с Богом целиком и без остатка. Здесь проблема стоит не столько в объяснении богословского смысла крещения, сколько в способности желающего креститься пережить внутренне, сердцем понять это великое таинство.
В момент крещения происходит таинственное благодатное соединение верующего с Богом и духовное обновление человека. Крещение — это рождение в Боге, восстановление единства с Ним.
Богословский смысл этого таинства именно таков, но поскольку духовное обновление для нас сейчас еще в полной степени не доступно, то часто оно сопряжено со многими скорбями. Иными словами, чтобы благодать была воспринята и усвоена человеком, ему нужно потерпеть какие-то скорби. Потому и говорится, что мы должны нести свой крест. Поэтому человеку нужно идти к таинству крещения не для того, чтобы ему было много счастья в сей жизни, или еще по каким-то земным причинам. Основным мотивом крещаемого должно стать желание соединиться с Богом, чтобы служить Ему, а также спасение от греха.
Свящ. Владимир Войтов: В подтверждение того, что крещение есть стремление к Богу, связанное с отречением от греха, приведу слова апостола Петра: «Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). Поэтому человек, приступающий ко крещению, должен не просто стремиться найти какого-то абстрактного Бога, чтобы что-то почувствовать. Человеку необходимо стремиться к Богу-Личности, понимая, что единение с Ним возможно лишь через решительную борьбу с грехами, через искоренение своего ветхого человека. Кто захочет очищать свою душу от скверны греха, тому необходимы благодатные дары для укрепления в этой борьбе, которые подаются в крещении. Патриарх Сергий (Страгородский) в книге «Православное учение о спасении» писал, что намерение человека посвящать всю свою жизнь Господу Иисусу Христу «в купели благодатию Божиею запечатлевается и силу принимает быть действенным». Святые отцы говорят еще так: «Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем, как семя» (преподобный Симеон Новый Богослов).
— Часто говорят: покаяние — это второе крещение.
Свящ. Владимир Войтов: В крещении омываются, прощаются все личные грехи, сотворенные человеком, то есть все его бессовестные поступки, мысли, желания, настроения. Потому и говорится: покаяние — второе крещение. Как в крещении все грехи прощаются, так и в искреннем покаянии.
Свящ. Георгий Казанцев: Вот это прощение грехов в обывательском сознании, особенно у женщин, чаще всего и ассоциируется с крещением: мол, грехи простятся, все будет хорошо, все устроится... На самом деле нужно сориентировать людей на то, что крещение — это, прежде всего, принятие ответственности. Прощение грехов только, можно сказать, «побочное действие» крещения, однако именно на это чаще всего обращают внимание. Естественно, человек не может соединиться с Богом, не получив прощения грехов. Но ведь это само собой разумеется. Если человек входит в царские палаты, то его разоблачают, омывают, одевают в торжественные одежды. Но главное не то, что его переодели и помыли, а то, что человек встречается с Богом! Смысл в том, что он идет к Богу, а это подразумевает ответственность: чтобы общаться с Богом, нужно соответствовать Ему. К сожалению, в полной степени быть соответствующими Ему мы не можем.
— Каким в идеале должно быть крещение?
Свящ. Георгий Казанцев: Внешне оно должно соответствовать своему статусу. Крещение совершается единожды, никогда не повторяется. Это действительно уникальное событие в жизни. Человек должен к нему внутренне подготовиться, так как крещение переворачивает всю его жизнь в принципе: он начинает свою жизнь с нового листа. Соответственно, канонические правила предписывают длительную подготовку к крещению.
Свящ. Владимир Войтов
|
Свящ. Владимир Войтов: А именно: до трех лет.
Свящ. Георгий Казанцев: Почему три года? Дело в том, что Господь Своих учеников учил около трех лет. Это как раз такой срок, за который человек может органично войти в церковную жизнь. Конечно, сейчас очень редко, когда кто-то готовится к крещению три года, но к этому, вероятно, нужно стремиться. Однако, думаю, повсеместно такая подготовка введена сейчас быть не может. Ныне у нас минимум — две огласительные беседы. Это фактически неделя подготовки.
Что касается внешней обстановки, то крещение — это все-таки событие для всей Церкви. Здесь можно провести аналогию с рождением ребенка. Вот ребенок рождается, его из роддома встречает вся семья: съезжаются родственники, поздравляют, качают — такая радость для всех. То же самое и здесь, ведь в Церкви появляется новый член, брат или сестра во Христе, а в приходской общине — новый прихожанин. И, естественно, это событие не личное и каждой отдельной семьи: они пришли, младенца им окрестили, и они его унесли... Нет, это событие для всей Церкви, в первую очередь. В Церкви появляется новый человек! Если мы говорим, что в центре нашей жизни — Бог, Церковь, то мы и рассуждать должны с этой позиции. Естественно, сама Церковь таинство крещения должна проводить торжественно. В последних синодальных документах — от 24 июня 2010 года — как раз это предписано. Еще раз нам напоминается из древних канонов, что крещение должно служиться торжественно: крещальная литургия совершается накануне великих праздников и с участием всех членов приходской общины.
— Отец Георгий, у вас крещение проходит очень торжественно. Что вы для этого делаете?
Свящ. Георгий Казанцев: Мой опыт очень узкий. Я никогда не был настоятелем, поэтому не имел возможности служить крещальную литургию. Крещальные литургии, я знаю, служил убиенный отец Даниил Сысоев. Но больше из тех, с кем я знаком, никто не дерзал служить, хотя чин крещальной литургии благословлен еще патриархом Алексием II в. начале 1990-х годов.
Как у нас проходит крещение? Во-первых, мы выбираем храм, где можно крестить с полным погружением. Во-вторых, мы собираем всех прихожан. Хор не всегда получается пригласить, хотя, конечно, лучше с певчими, но бывает так, что даже без хора получается веселее в плане «народного пения», то есть общего участия всех присутствующих в богослужении. И обязательно стараемся после крещения устраивать трапезу с поздравлениями. Такова наша практика.
А более торжественной обстановки, чем на литургии, нигде быть не может. Праздничная атмосфера создается не внешним антуражем; ее создает Господь, ведь духовное рождение нового человека — это чудо. Бог видит, что и пастырь, как подлинный друг Жениха, душу, как невесту, приводит к Нему, и сам человек готовился к таинству, поэтому и дает пережить это ощущение чуда. Торжество внутреннее зависит именно от той духовной работы, которая была проделана до крещения. Чем больше было такой работы, тем больше будет внутренняя радость. Вся община должна при этом присутствовать и молиться.
Тут у меня возникла идея. 28 июля празднуется Крещение Руси. Считаю, что самый лучший способ отмечать этот праздник — массовая подготовка народа к крещению. То есть в этот день торжественно крестить народ либо в купальне с полным погружением, либо в каком-то водоеме. Конечно, в честь сего праздника и конференции можно проводить, и «круглые столы», еще что-то — это все неплохо. Но сути этого праздника будет соответствовать именно такая массовая подготовка к крещению.
— Отец Георгий, именно от вас исходила инициатива ввести обязательное оглашение у нас, в городе Обнинске. Расскажите немного об этом.
Свящ. Георгий Казанцев: Сначала я высказал предложение ввести обязательное оглашение у нас в центре «Вера, Надежда, Любовь», а настоятель решил, что нецелесообразно это делать в одном храме, нужно обратиться ко всему благочинию. Поскольку это начинание поддержали наши батюшки, то обязательное оглашение ввели во всех храмах Обнинска. Вот уже пять лет четыре огласительные беседы так и проходят в православном центре «Вера, Надежда, Любовь».
А вот архиепископ Екатеринбургский Викентий четко сказал, что необходимо три месяца оглашать, как минимум. В Екатеринбургской епархии при одном из екатеринбургских храмов была разработана система из 12 бесед, и она успешно действует по всей епархии.
— Это распоряжение владыки?
Свящ. Георгий Казанцев: Не просто распоряжение владыки, это решение епархиального собрания. Епархиальное собрание доложило правящему архиерею свое постановление, в котором сказано, что нужно стремиться вообще к полугодовому оглашению, но три месяца — это минимум. Там такая жесткая позиция.
Свящ. Владимир Войтов: Владыка Викентий сказал, что священники, которые сами не могут оглашать по какой-либо причине, должны посылать своих оглашенных на другой приход.
— У кого нет, скажем, педагогического таланта?
Свящ. Владимир Казанцев: Да. Если же кто из священников будет игнорировать оглашение и крестить, минуя эти 12 бесед, тот будет под запретом. Очень жесткая позиция. Вообще крещение без оглашения — это нарушение заповеди Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». (Мк. 16: 16). Если мы крестим неверующих, то мы прямо нарушаем эти слова Спасителя. А когда «с улицы» приходят креститься — это ведь неверующие.
— Но некоторые священники так и крестят — без оглашения.
Свящ. Георгий Казанцев: Крестить-то крестят, опять-таки тут действует принцип икономии (снисхождения). Но сейчас подобная икономия потеряла всякий смысл. Ведь подлинный смысл икономии в том, чтобы человек действительно присоединился к Церкви.
Свящ. Владимир Войтов: Те, кто крестят без оглашения, не преследуют цели пополнить Церковь новыми членами. Там совсем другие мотивы. Мол, я сейчас побольше накрещу, чтобы мой приход разросся. Но некоторые «поблажки» только тогда являются икономией, когда они работают на пользу Церкви, на ее благо, на укрепление и разрастание Церкви. А массовое крещение без подготовки совершенно не является икономией. Возможно, здесь финансовая заинтересованность... Как мне говорили: «Попал бы ты в деревню — поговорил бы тогда об оглашении...»
— Отец Георгий, хотелось бы узнать о судьбе вашей брошюры, посвященной теме оглашения, о которой в свое время положительно отозвался священник Даниил Сысоев.
Свящ. Георгий Казанцев: Да, на эссе «Мертвые души» отец Даниил Сысоев отзыв дал положительный. По интернету оно расходится... Недавно эта работа была опубликована во всеукраинском православном журнале «Мгарский колокол».
— Прошло четыре года после выхода книги в свет. Изменения какие-то есть в вопросе об оглашении?
Свящ. Георгий Казанцев: На синодальном уровне начинается разработка этой темы: документ «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» свидетельствует об этом. В Екатеринбурге тоже пришлась по нраву моя брошюра «Мертвые души», приглашали меня туда выступать...
К сожалению, оглашение связано с болезненными кадровыми вопросами в Церкви: кто оглашает, какие пастыри, как их учат, чему учат, само нравственное состояние современного священства. Проблема болезненная... Оглашение и внешние люди воспринимают как нечто сложное, и внутри Церкви по разным причинам оно оценивается неоднозначно.
— Были ли у вас случаи, когда кто-то из оглашенных понимал, что еще не готов креститься?
Свящ. Георгий Казанцев: Редко, но такое бывает. Отец Даниил Сысоев об этом рассказывал, и у меня были случаи, когда после оглашения человек отказывался от крещения. В основном люди в результате подготовки к крещению за две или четыре беседы не успевают еще полностью проникнуться смыслом православного вероучения, они потом дозревают через какое-то время, у них на будущее что-то откладывается... Но даже после четвертой огласительной беседы процентов на 30 снижается формальное отношение к вере.
Свящ. Владимир Войтов: У меня тоже были случаи, когда человек говорил: «Я еще подожду креститься». В духовной доверительной беседе, в роде исповедальной, я узнаю от людей, как они живут. Если человек живет в смертном грехе и не хочет его оставить, то он до крещения не допускается. Например, самый распространенный смертный грех — блудное сожительство. Не может человек в этом случае приступить к таинству крещения. Причем бывают случаи, когда приходят и говорят: «Вы нас тогда отправили, и вот мы расписались год назад и теперь идем креститься». Но не только сами люди откладывают, и мы кого-то не допускаем к крещению. Мы объясняем так: не то, что вы — грешники, а мы — община праведных, поэтому вы не можете здесь находиться, нет; но крещение, если вы не желаете расстаться с грехом, будет для вас вредоносным, в осуждение. О чем говорит апостол Павел? Что может быть причащение в осуждение, если кто приступает к таинству недостойно. Точно так же и крещение. Кто недостойно, со смертными грехами, врывается в эту святыню, тот принимает только страдания для души и тела.
— Хотелось бы задать вам, батюшки, несколько вопросов о восприемниках при крещении. Кого позвать в крестные?
Свящ. Георгий Казанцев: По сути, кто такой крестный? Это младший наставник. Когда человек приходит в Церковь, есть у него наставники — это пастыри: священники, епископ; есть святые отцы. А вот непосредственно младший наставник, который везде его будет за ручку водить, — это крестный. Он должен быть, естественно, сам воцерковленным. Поэтому в крестные нужно выбирать тех, кто знает веру, ведет правильную внутреннюю и богослужебную жизнь. Если эти три составляющие веры: догматическая, аскетическая и литургическая — есть у человека, то он может быть крестным.
К сожалению, институт восприемников в полной мере сейчас не может быть возрожден. Почему? Потому что в основном у нас не развита общинно-приходская жизнь. Там, где есть общины, там есть возможность взращивать и восприемников. Восприемники рождаются в иерархической системе. Восприемник — это, повторюсь, младший наставник, который всегда помогал старшим наставникам. А вот эта система наставничества у нас в Церкви сейчас отсутствует. Крестный отвечает не только перед Богом, но и перед священником за крестника.
Свящ. Владимир Войтов: Подавляющее большинство крестных, присутствующих на крещении детей в нашем храме, а я крещу почти каждое воскресение, больше никогда не появляются на службах. Получается, все наши разговоры о восприемниках носят лишь теоретический характер. Нынешнее восстановление института восприемничества сродни постройке карточного домика. Надо увеличивать продолжительность оглашения, тогда эти формалисты (номинальные крестные) в систему не войдут. Например, про обязательное оглашение, состоящее из 12 бесед, они скажут: нет, мы не сможем, у нас нет времени. А кто имеет хоть какую-то тягу к религии, тот скажет: «Я пройду». А после оглашения мы уже введем его в Церковь.
— Значит, восприемником не может быть человек невоцерковленный, так сказать, верующий в Бога «в душе»?
Свящ. Георгий Казанцев: Если какая-то женщина пришла крестить своего ребенка, то для нее Православная Церковь — это приходской священник ближайшего храма. Некоторые священники допускают, чтобы крестным был невоцерковленный человек. Православная же традиция всегда такие вещи осуждала. Потому что, по сути, верующий в Бога «в душе» — это, как называет таких людей священник Илия Шугаев, пассивный безбожник. А безбожник не может быть крестным. Крестный, повторю, должен быть наставником, неким духовным попечителем своего духовного чада. Он фактически первый духовник. А как он может быть духовником, если у него ни о догматике никаких понятий нет, ни о вере, ни об аскетике, ни о внутренней жизни, ни о литургике, ни о богослужении?! Естественно, что крестным может быть только человек, который правильно понимает веру, правильно ведет внутреннюю жизнь и участвует в богослужении Церкви.
— Восприемник на Страшном суде будет отвечать не только за себя, но еще и за своего подопечного?
Свящ. Георгий Казанцев: Конечно. Но в той степени, в какой он мог воспитать человека, но не воспитал. Будет отвечать, а как же!.. Естественно, участь крестного, который нерадиво относился к своим обязанностям, будет тяжелее.
— Каковы обязанности восприемников по отношению к крестникам, крестников к восприемникам?
Свящ. Георгий Казанцев: Необходимо молитвенное общение между восприемниками и крестниками, да и между кумовьями тоже должно быть молитвенное единство. Тогда все уже выстраивается. Крестный должен следить за духовной обстановкой в семье крестника и при необходимости ее корректировать. Если православная семья, то просто курировать: часто ли ребенок причащается, а если достиг семилетнего возраста, то как исповедуется и т. д. Обязанность крестника — если у него возникли какие-то трудности, то обращаться за советом не к сверстникам во дворе, а к своему крестному, первичному духовному наставнику, который может что-то подсказать и помочь. То есть необходимо, помимо послушания и молитвы за крестного, еще и ориентироваться на него.
Я и индивидуально готовил к крещению, и по два и три человека; оглашение длилось полгода. Чем больше готовишь, тем глубже воцерковляется человек в дальнейшем. Для человека же это праздник: когда он полгода готовится, то воспринимает крещение как рождение во Христе. И я воспринимаю это крещение особенно: столь длительная подготовка для меня уже как чудо. Кстати, когда священники крестят «конвейером», потоком, они себя лишают переживания чуда. Потому что переживание крещения полноценного — это переживание настоящего чуда.
Опубликовано: 02/09/2010