О Крещении и духовном родстве
Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым
— Каков богословский смысл Таинства Крещения?
— Богословский смысл Таинства Крещения очень простой — соединение человека с Богом. Святитель Григорий Богослов писал: «Невоспринятое не уврачевано, но что соединяется с Богом, то и спасается». Поскольку, по слову Дионисия Ареопагита, спасение — это обожение и ничего больше, об этом у него прямо сказано, следовательно, Крещение — это начало обожения. То есть, как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, Сам Христос входит в человека, подобно семени, и пребывает в нем. А дальше, по слову блаженного Диадоха Фотикийского, эта благодать Божия, которая вошла в человека, помогает ему в деле обожения.
А значит, насколько простирается человеческое произволение, ровно настолько это произволение укрепляется благодатью Божией, поскольку сам человек совершенно изменить себя, переквасить себя в нового Адама не может. Все это делает благодать Божия, которую мы получаем в крещении. Если прислушаемся к словам святого праведного Николая Кавасилы, то поймем, что, по сути, благодать Божия сама спасает человека, сама просвещает и обоживает его. А дело человека заключается лишь в том, чтобы не мешать этой благодати. А что значит не мешать благодати? Не грешить. Всякий наш грех — это попытка закрыть себя от благодати, «скинуть с головы венец, погасить тот огонь, который зажег Господь...» А борьба с грехом требует от человека постоянных усилий. Поэтому совершенно неразумно говорить, что достаточно принять Таинство Крещения и больше ничего не делать. Это значит, что мы пустим в свою жизнь, в самого себя Бога и скажем: «Господи, посиди там где-нибудь у нас на задворках, а я этим временем буду решать какие-то свои земные задачи: поле куплю, волов, жену найду. Отсюда и все проблемы. Читая Евангелие, мы видим: притчи Спасителя как раз об этом и говорят. Например, притча о талантах. Талант можно развить, а можно зарыть в землю. Что за это ждет — известно. Тот, кто примет Таинство Крещения и ничего не будет делать, как раз уподобится тому человеку, который зарыл талант в землю. Опять же, притча о брачной одежде: хозяин пира пригласил гостей, и пришел туда человек без брачной одежды, и его выгнали во тьму кромешную. Это становится особенно понятно, если вспомнить древний обычай: богатый человек, приглашавший на пир знакомых, дарил каждому брачную одежду. Смыл притчи становится сразу понятен: я тебе одежду подарил, а ты ее куда-то дел. Это прямая аналогия с Таинством Крещения. И, соответственно, становится понятна та роль, которая отводится крестным.
— Как выбирать крестных и почему их называют еще «восприемниками»?
— Восприемниками их называют потому, что они воспринимают ребенка от купели. То есть по основному действию, в момент которого человек становится крестным, его и называют восприемником.
Дионисий Ареопагит пишет, что крестный подобен духовнику, это наставник духовной жизни. Но как может наставить в духовной жизни тот, кто сам ее не ведет? Крестный отец или мать, соответственно, должны учить ребенка духовной жизни, для этого сами должны ее вести, знать ее, разбираться в ней. Иначе смысла в их восприемничестве никакого не будет. По этому признаку и надо выбирать крестных: чтобы это были люди, которые реально могли, как минимум, молиться за восприемников, и крайне желательно, чтобы они могли давать какие-то советы по духовной жизни, помогать родителям. И хотя понятно, что в наше время главные функции духовного воспитания детей все-таки лежат на родителях, но крестные, я бы сказал, — люди несколько внешние для семьи, соответственно, ребенку к ним будет гораздо легче прислушаться. Это не папа и мама, к которым ребенок уже привык, а какой-то, может быть, более авторитетный человек. Дай Бог, чтобы крестные пользовались таким авторитетом у детей.
— Каковы обязанности крестных родителей по отношению к крестникам, крестников к восприемникам, а также кума и кумы друг к другу?
— Обязанности крестных родителей по отношению к крестникам — руководствовать их ко спасению, помогать им в этом деле. А обязанности крестников, соответственно, слушаться своих крестных, внимать их советам. Между собой же крестные обязанностей никаких не имеют, поскольку, строго говоря, канонически нужен только один крестный, того же пола, какого и ребенок. Мальчику обязательно необходим крестный отец, девочке — крестная мать. А восприемник второго пола, если будет — хорошо, а не будет его — не страшно. Это просто сомолитвенник по сути своей, и основная обязанность по отношению к крестнику, конечно, лежит на восприемнике того же пола.
— Правда ли, что восприемниками одного ребенка не могут быть монахи, супружеская пара и родители собственных детей?
— Монах вообще удаляется от мира. Следовательно, он не должен иметь никакого отношения к мирской жизни. Тем более, монах не должен заниматься воспитанием детей. Потому что даже если говорить о древних монастырских традициях, то любой монах имел право покинуть монастырь при одном из трех условий: если игумен монастыря является еретиком, если в монастырь разрешен доступ женщинам и если при монастыре воспитываются дети. Одной из этих трех причин достаточно, чтобы монах совершенно законно и спокойно мог покинуть свою обитель. Поэтому заниматься воспитанием детей монахам все-таки негоже.
Если говорить о супружеской паре, то каноническое правило такого запрета на них не налагает, хотя бы потому, что, по сути, крестным является только один из представителей этой пары, тот, который соответствует полу ребенка. А родители собственных детей никак не могут быть одновременно и крестными по той простой причине, что крестный входит в духовное родство как с ребенком, так и, соответственно, с его родителями. И, скажем, родная мать ребенка не может ни при каких условиях выйти за крестного отца своего сына, а родной отец своей дочери никак не может жениться на крестной матери ни в коем случае, даже если он овдовел. Жениться на своей куме или выйти замуж за своего кума нельзя. Это канонически запрещено.
— До революции существовала практика заочных крестных. Если один из восприемников не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?
— До революции много нехороших правил существовало... Крестные все-таки должны реально присутствовать.
— Некоторые священники учат, что, согласно церковным законам, крестный не может быть мужем мамы мальчика, которого он крестил; а крестная не может быть супругой отца девочки, которую она крестила. Получается, что все остальное разрешено, например: кум и кума могут пожениться и повенчаться?
— Это не некоторые священники говорят, а каноническое право. Кум и кума могут пожениться и повенчаться. В XIX веке было разъяснение Святейшего Синода по поводу того, что это не возбраняется. Хотя существует благочестивая русская традиция этого не делать, а брать крестную и крестного из разных семей... Но, опять-таки, если мы обратимся к каноническому праву, то запретов на это не существует. Это принцип народного благочестия, который можно соблюсти. Но если этот принцип будет нарушен, ничего страшного.
Опубликовано: 28/09/2010