Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?
Беседа о катехизации с протоиереем
Константином Пархоменко
[1] [2] [3] [4]
— Россияне, вообще-то, верующие...
— Статистика нам на этот вопрос ответит жестко. Сегодня около 70% россиян называют себя верующими. Храмы же регулярно посещают от 3 до 5%... О чем тут говорить?
— Ну и что? Вера — вещь интимная. Многие верят в душе, без фанатизма, не выставляя свою веру напоказ!
— И слава Богу! Но ведь речь идет не о вере «в душе», а о жизни православного христианина. Такая жизнь предусматривает исповедь и Причастие (каноны об отлучении непричащающихся никто не отменял), активную православную позицию, свидетельство перед лицом вызовов современности...
— Быстрое распространение христианства (и в том числе в постсоветскую эпоху) было связано в том числе и с тем, что не было «бюрократии» при крещении. Катехизация приведет к тому, что останется 5% христиан! То, что Вы предлагаете сделать с церковной жизнью, похоже на то, что мы можем видеть в России последние лет 20 на примере тех же сект. Вот уж где дисциплина и стопроцентное членство в общине! Там верующий четко знает основы вероучения и свои обязанности. Вы хотите превратить огромную Церковь в небольшую секту?
— Не знаю, имеют ли цену «мертвые души»? Сейчас в России крещено очень много людей. Но какой в этом смысл, если эти люди не ведут христианской жизни, не стоят на платформе христианских ценностей?.. Люди, называющие себя христианами, блудят, пьянствуют, воруют, делают подлости... Это, к сожалению, имеет место и среди воцерковленных людей, но ими это воспринимается как аномалия, как что-то, что нужно в себе победить. Обычные же люди, крещеные, но не ведущие христианской жизни и живущие греховно, и грехом это не воспринимают... Для них это не аномалия, а норма.
Между прочим, если говорить о сектах, то в их серьезности в вере нет ничего плохого и мы можем этому у них очень даже поучиться. У сектантов существует взаимовыручка, они четко будут соблюдать нравственные предписания своего учения. Другое дело, что они исповедуют ереси и глупости, весь пафос их веры оказывается мыльным пузырем, не ведущим к спасению.
Но серьезности в вере, братской любви и взаимовыручке у сектантов можно поучиться. А что, лучше, как у нас, когда в очереди за святой водой или в очереди к мощам люди хамят друг другу, толкаются, ведут себя, как чужие друг другу? Но мы же не чужие, мы же братья и сестры!
Я отдаю себе отчет, что количество крещений упадет. Но зато членами Церкви будут неравнодушные люди, люди, которым вера по-настоящему дорога, которые готовы ради веры предпринять какой-то труд. Наступит реальное оздоровление Церкви.
— Попытка реформировать духовную жизнь в нашей Церкви была предпринята еще в 17-м веке. Любая реформа таит большую опасность — возможность раскола со стороны тех, кто не примет реформы.
— Но это не есть реформа, а возвращение к святоотеческой вере! Когда отец Иоанн Кронштадтский начал призывать людей к частому Причащению, его за это очень критиковали. Даже святитель Феофан Затворник писал ему, что нельзя так делать, это ведет к духовной прелести, к расколу... То, что сегодня, например, в нашем храме, большинство приступает к Святым Таинам, — ведь большая радость, кто сегодня скажет, что нужно вернуться к дореволюционной практике: говеть и причащаться 1-4 раза в год?
В случае с частым Причащением произошел возврат к вере Древней Церкви, и это послужило только во благо Церкви и людям.
Так же вопрос с катехизацией. Это ни на секунду не модернизм, а единственно возможная и правильная линия действий. Мы ничего не искажаем и не нарушаем в вере (как было даже в случае со старообрядцами), а призываем к большей серьезности в вере.
Еще вспомнилось: соединение с Русской Зарубежной Церковью тоже некоторыми критиковалось, но Церковь не должна сообразовываться с некомпетентными крикунами и критиками, а должна идти своим верным курсом. На протяжении столетий не все у нас было хорошо, были и ошибки, и нарушения в отношении святоотеческого наследия (уклонение в обрядоверие, суеверия), но нужно их исправлять и выправлять этот курс. Как хорошо скаламбурил отец Георгий Флоровский: «вперед — к святым отцам!»
— Не считаете ли Вы, что необходимо учитывать современные условия жизни Церкви, а не делать слепой слепок с древности? Нужно ли через 2 тысячи лет возвращаться к практике первых веков христианства? А как же история Церкви, которая совершалась и совершенствовалась Духом Святым в течение этих 2 тысяч лет? Может ли история Церкви быть регрессивной?
— Я еще раз повторю, что не все у нас было благополучно. Разве церковная история не показывает примеры искажений в понимании тех или иных вопросов, установок в жизни Церкви? Одна большевистская революция показала, как далеки были от подлинной веры люди, которые считались христианами. Разве мы не должны посмотреть, что у нас не так, и исправить?
Дух Святой помогает нам достичь спасения, даже при каких-то неправильностях нашей церковной практики. Отец Иоанн Кронштадтский молился у слащавых живописных картин своего храма под партесное пение, и, тем не менее, Дух Святой совершал в нем обоживающее действие. Но ведь это не значит, что мы не должны возрождать подлинную православную иконопись — окно в Горний мир, не должны подтягивать пение к подлинному православному, где доминирует не звук, а слово?
Если все бросить — пусть развивается своим путем, а Дух Святой за нас все сделает, то не инфантильная ли это и не безответственная позиция?
Получается, все дурное, что человек сделал (расколы, ошибки, неверная церковная политика и проч.), за него должен исправлять Бог? Мы будем портить, а Ты — исправляй.
— Вы говорили об апостольской и последующей катехизации. Не было ли в этом отхода от незамутненного, истинного учения Христова? Господь ведь никогда не ставил перед исцеляемыми Им иудеями и даже язычниками каких-либо «предварительных» условий, кроме одного — веры. И Иоанн Креститель крестил всех! Христос оставил нам Благую Весть, а Вы предлагаете заменить чистую веру штудированием учебника по догматике?
— Во-первых: проповедь Христа была обращена именно к иудеям: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24). И Своих Апостолов Христос посылает именно к евреям: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 5-6). А иудеи — и так, по определению, верующие люди. Вся новизна веры христианской для них состоит в одном простом пункте: уверовать, что Иисус и есть ожидаемый ими Христос.
Что касается язычников, Спаситель не мог пройти мимо горя, мольбы о помощи, хотя, в общем-то, это не входило в Его планы.
Вы спросите, почему? Да потому, что пророки предсказывали, что Мессия явится к иудеям и уже от иудеев воссияет спасение миру. Христос придерживался в Своем служении именно такой модели; это было важно, чтобы евреи поняли — он и есть Тот Самый, Которого они ждут.
Кстати, Иоанн Креститель крестил именно евреев и только их! И их крещение было совершенно другим, нежели то, которое сегодня совершаем мы. Для них крещение было возможностью войти в число спасаемой общины Народа Божия. Скоро Суд, грядет Мессия и люди, которые раскаются, могут влиться в число людей встречающих Мессию.
А наше Таинство Крещения имеет другое значение. Через христианское Крещение человек соединяется со Иисусом Христом. Поэтому все, крестившиеся от Иоанна, при вступлении в Церковь должны были креститься заново — это два совершенно разных действия.
Во вторых: Христос очень спешил в Своей проповеди. Посылая Апостолов проповедовать иудеям о Пришествии Мессии, Христос дает вот такое очень странное повеление: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха...» (Мф. 10, 9-10). Как говорят ученые-библеисты, это свидетельствует о том, что служение Апостолов должно проходить в большой спешке. Им не следует отягощаться, делать запасы. Бегите из поселка в поселок, из города в город! Времени мало, нужно охватить свидетельством о явившемся Посланце Божием как можно большее количество людей. К тому времени, когда Христос въедет в Иерусалим, когда Его распнут, когда Он Воскреснет, люди уже должны ориентироваться в вопросе — что, собственно, происходит, Кто это? Тогда они смогут воспринять Смерть Его как потрясающее исполнение пророчеств Исаии об Агнце, берущем на себя грехи мира. Тогда и пустой Гроб люди смогут осмыслить как ошеломительное откровение Тайны победы Бога над смертью.
Наконец, третье: Если бы Христос собирался проповедовать долгие годы (до старости), конечно, все происходило бы без спешки, подробней, серьезней.
Если в первые десятилетия после Воскресения и Вознесения Христа, принимая христианство, люди готовились скоро встретить Его вновь, во Втором Славном Пришествии, то время показало, что Господь не спешит приходить на землю для Суда. Апостол Петр, например, так объяснял это недоумевающим христианам: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Петр. 3, 9-10).
То, что Второе Пришествие откладывается на неопределенный срок, показало: с нашей верой нам еще придется пожить, а значит, надо формулировать богословские основы нашей веры, нужно налаживать духовную и нравственную жизнь, строить отношения с окружающими и друг с другом. Я уже говорил, что это одна из причин, по которой ко Крещению стали относиться серьезней и стали крестить после наставления в вере.
Еще раз повторю то, о чем уже говорил: как только Церковь поняла, что Второе Пришествие отсрочивается, появилась и катехизация, стало развиваться богословие и проч.
— Может быть, знания о вере нужны каким-то богословам, а простому-то человеку зачем они? Если человек хочет просто молиться, верить в Бога, спасать душу, то зачем знания?..
— Это большая тема, которую рассматривать мы в рамках нашей беседы не будем. Есть отшельники, которым знания не нужны, им достаточно самых основ. Хотя теоретически существование подобных людей я могу предположить, но это исключительно редкие случаи, потому что и отшельники, например, упражняются в молитве, а для этого необходимо знать, что о молитве говорит Церковь, как учат святые отцы. Преподобный Серафим Саровский, афонские старцы, поражают своей начитанностью в Священном Писании и духовных книгах.
Но то, что возможно монаху-отшельнику, невозможно человеку, живущему в миру. Мы находимся в иной ситуации. Мы должны противостоять соблазнам и вызовам мира сего, а для этого должны быть во всеоружии, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие... и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. гл. 6). И, кроме того, человек, живущий в миру, должен, как минимум, знать основы православной веры, чтобы ответить на вопросы неверующих или интересующихся людей: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Петр. 3, 15)
Святые не просто знают богословие, но и активно трудятся, возвещая его, катехизируя людей. Среди ближайших к нам примеров — отец Иоанн Кронштадтский, который 25 лет преподавал Закон Божий детям.
— Хорошо. А как Вы тогда вот это сообщение интернет-форума сможете прокомментировать: «Думаете, богословие — спасательный круг и срочно надо создавать ликбезы? А ведь, как богословски все израильтяне были подготовлены к встрече с Христом! А фарисей напыщенный, а книжник мудрец, а саддукей, не уступающий ни тому, ни другому? Да они бы нас за пояс заткнули вышиной богословского познания, но именно они распяли Христа! Так что ваши ставки на всенародное знание богословия не внушают никакого доверия. Бог не с теми, кто собаку съел в богословии, а с теми, кто верит во Христа. Услышал только одно слово из Евангелия мужичонка деревенский: "Возьми крест свой и следуй за Мной" и сколотил себе крест и пошел в путь Христа искать, чтобы последовать за Ним. За то Господь призрел на него и вечерял с ним, а с ученым игуменом не вечерял, и дивился игумен чуду сему».
— Заметьте, что Вы только что подтвердили мои слова о том, что евреи времен Христа «нас за пояс заткнули вышиной богословского познания». Это к вопросу о том, почему для них не устраивалась катехизация.
Ну, а если конкретно отвечать на вопрос, то разве требование катехизации препятствует человеку верить, творить духовные подвиги?.. Слава Богу, что мужичок так искренне воспринял веру. Если все так серьезно, то, что ему мешает книжку прочитать или в храм на беседу сходить? Или он, выстругав крест, хочет свою церковь создать? Знаете, женщина тоже хочет ребенка сразу, завтра, а не вынашивать 9 месяцев. А то сколько мороки... Но не все так быстро делается. Исправление наше от грехов — процесс. Созидание любящей, единомысленной семьи — процесс. Воспитание детей — процесс. Хотелось бы всего и сразу, но не бывает так.
Чаще — другая ситуация. Загорелся человек (как в перестроечное время, народ валом валил креститься), а проходит время — увидишь, что Церковь призывает поститься, молиться... и отойдешь от Церкви. Когда трудиться надо — не больно этого хочется. Так, может, сначала показать людям, что потрудиться надо чуток, а потом крестить, а не наоборот?..
— Не пытаетесь ли Вы заменить заповедь Божию преданиями человеческими? Бог Сам ведет уверовавшего в Него и крестившегося человека Своею благодатью ко все большему духовному знанию. Почему Вы исключаете Бога, не верите, что Господь Сам даст необходимые знания крестившемуся (направит его на получение знаний?
Опять-таки о практике. Человек узнал о Христе, может быть, прочитал Евангелие и с горящим сердцем бежит в храм — креститься! А там его встречает катехизатор и объясняет, что ему нужно идти на курсы и ждать несколько месяцев. Ведь Церковь должна проповедовать любовь к людям. Отказать человеку в крещении — это жестко, это насилие, формализм. Где же здесь любовь, где свобода?
— А зачем Христос все время беседовал с Апостолами? Зачем Он после Воскресения сорок дней являлся Апостолам и наставлял их (См.: Деян 1, 3). Зачем писал свои послания Апостол Павел, если Бог и так всех во всем наставит? Я уже приводил слова Павла, адресованные молодому Апостолу Тимофею: «...Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением... Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вообще, зачем учиться, если Бог сделает все за нас?
А что касается второго Вашего тезиса, то что препятствует искренне уверовавшему человеку подчиниться правилам Церкви и получить минимум знаний о ставшей для него дорогой вере? Тем более, если дальнейшая церковная жизнь будет состоять из подчинения себя правилам и требованиям Церкви?
Что мешает? Вредность, что ли?
В христианстве любовь и вседозволенность (анархия) — не синонимы. Свобода во Христе — это не то, что я делаю, что хочу, а то, что я сознательно и свободно подчиняю себя Истине и Церкви. (Как и в любящей, хорошей семье. Свобода ребенка — не в том, что он делает, что хочет, потому что в таком случае он будет действовать как раб своей глупости и порочных желаний. Подлинная свобода — в самоосуществлении себя в отношении добра, в сознательном и свободном его выборе, в подчинении себя нравственному регламенту, принятому в семье.)
— Не боитесь ли Вы бюрократизации Церкви? Обязательная катехизация может привести к тому, что люди будут учиться формально, только для того, чтобы получить свидетельство о крещении.
— А так они получат свидетельство о крещении, вообще не учась... Тут хоть есть возможность на этих беседах людям сообщить, на что они подписываются. Знаете, я обычно говорю пришедшим к крещальной купели: «Вы понимаете, что отныне всегда, именно всегда, будете противостоять сатане? Сатана будет всегда вредить вам и враждовать против вас. Вы готовы к этому?..» После крещения, говорю я далее, жизнь у человека становится сложнее, труднее. Все, что раньше получалось, — рушится, могут обостриться болезни... И все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь церковная может нас уберечь от демонического злого воздействия. Креститься и не жить жизнью Церкви — это все равно, что объявить войну могущественному врагу и потом, бросив оружие, бежать от него. «Вы готовы, крестившись, ежедневно противостоять разъяренному диаволу, готовы во всем доверять Богу, ежедневно молиться, ходить в храм, как того требует Церковь, упражняться в доброделании?» И многие из приходящих к крещению честно отвечают: «не готовы» и уходят от купели. Уходят, к вящему неудовольствию свечниц, которым приходится возвращать такие нужные для реставрации деньги:-)
— Законно ли приравнивать россиян к обычным язычникам и не допускать ко Крещению без оглашения? За тысячелетие христианства россияне уже генетически направлены к христианству, мы уже являемся христианской нацией.
— Что-то, несомненно, россияне знают (видели по телевизору, читали в газете). Знают, например, что Патриарх — это «который самый главный» Но основного, базы, фундамента не знают.
Спросите Ваших нецерковных друзей: Кто Такой Иисус Христос? Что такое Таинства Церкви и какое из них главное? Как часто нужно ходить в храм? Зачем мы постимся и молимся? Просто спросите, а потом поговорим о том, насколько Россия — христианская страна и насколько россияне компетентны в вопросах Православия.
[1] [2] [3] [4]
Опубликовано: 25/11/2010