О самом главном
Христос — Истина
Бог Отец предопределил спасти людей через Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Все, что делал и чему учил Иисус Христос содержится в Новозаветной части Библии в так называемых Евангелиях, которых всего четыре. Ветхозаветная часть Библии содержит писания Пророков, живших до Иисуса Христа, и имела целью подготовить человечество к принятию Христа, как Мессии, т. е. Богом помазанного Спасителя. Книги Нового Завета, написанные учениками Христовыми, апостолами, более подробно и обстоятельно излагают учение Иисуса Христа.
Первая книга Библии, Бытие, учит, что все видимое и невидимое сотворено Богом из ничего. Сначала Бог сотворил невидимый ангельский мир (Небо), а потом наш видимый или вещественный мир («землю»). Как бы венцом вещественного мира Бог сотворил человека, украсив его Своим образом и подобием (Быт. 1:26—27). Физический мир Бог сотворил не сразу, а в течение периодов, именуемых в Библии «днями». Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа могли наслаждаться жизнью.
Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым, прекрасным и чистым. Люди, как и ангелы, были предназначены для вечной жизни и вечного блаженства в благодатном единении со своим Создателем. Чтобы они могли нравственно расти и совершенствоваться, Творец благоволил почтить их драгоценнейшим даром свободы воли. Этим даром Он предоставил разумным существам величайшую честь над остальной неразумной природой, но, одновременно, и испытание. Будучи необъятным морем любви (1 Иоан. 4:8—12) Бог хотел, чтобы мы все любили Его самой чистой и бескорыстной любовью, как ласковые дети своего заботливого отца. Он хотел, чтобы мы все по собственному желанию стремились к Нему и, посильно подражая Ему, все более и более совершенствовались.
Чтобы мы могли полнее познать Его, Бог открыл нам, что Он не простое единство (монада), но Три-единство — или Троица, т. е. что в Нем, при единой Божественной природе или сущности есть три свободно-разумных Личности — Отца, Сына и Святого Духа, Которые пребывают в совершенном согласии и любви Друг к Другу. В Божестве Отец является источником общей Всем Божественной Природы (это Его ипостасное свойство), Сын предвечно «родился» от Отца, Дух Святой предвечно «исходит» от Отца (это Их ипостасные свойства). Слова — родился и исходит — не несут с собой никакой коннотации времени. Бог всегда был как Троица — Отец, Сын и Святой Дух.
Будучи Троичным в Лицах, но единым в существе, Бог хотел, чтобы и созданное им человечество в известной мере отображало Его три-единство. Иными словами, чтобы люди жили не как обособленные личности, одинокие «я», но как «мы,« — т. е. как цельное и сплоченное общество, связанное любовью, в котором каждый воспринимает радости или скорби ближнего как свои собственные. Это, конечно, был идеал, намеченный Творцом. Но это всеединство не должно было подавлять личности разумных существ. Напротив, как в Творце Каждое Лицо обладает Своими личными, непостижимыми для нас свойствами, так и в человеческом обществе, каждый отдельный человек должен был сохранить индивидуальные и неповторимые свойства, свои уникальные «таланты». К такому именно образу бытия — к единству во множестве — и был призван человек, прежде всего в семейных отношениях, затем в масштабах общества и, наконец, всего человечества.
Но, как мы уже говорили, грех глубоко повредил человеческую природу, в результате чего человечество не только оторвалось от своего Творца, но и раздробилось на множество соревнующихся и враждующих друг с другом индивидуумов. Задавшись целью вернуть людей на путь единения с их Творцом и сближения друг с другом, Иисус Христос начал Свою проповедь с благой т. е. радостной вести (по-гречески — Евангелие) о том, что «приблизилось» к ним «Царствие Божие». Бог готов простить каждого человека и воспринять его как своего сына, при условии, что он поверит в посланного Им Спасителя, примет Его божественное учение и начнет праведно жить. Все, что говорил и совершал Иисус Христос, имело целью научить людей и воодушевить их начать жить для Бога, для добра, для внутреннего возрождения. Проповедуемое Иисусом Христом Царство Божие должно было начаться внутри верующих — в их обновленных любовью сердцах.
После Своего славного воскресения из мертвых, незадолго до Своего вознесения на Небо, Иисус Христос открыл людям, что перед концом мира Он снова придет на землю. Это второе пришествие Христа совершится не так, как первое. Тогда Он пришел как сострадательный и милующий Спаситель в образе обычного человека. Он жил в бедности и кротко терпел всякие поношения от грешников. Перед концом же мира Он придет в Своей Небесной славе, окруженный сонмом ангелов и святых, как грозный и праведный Судья, чтобы каждому воздать по делам его. Непосредственно перед Вторым пришествием Христовым и по Его всемогущему слову, произойдет всемирное чудо воскресения мертвых. Тогда тела всех людей, когда-либо живших на земле, во мгновение ока восстанут из праха и соединятся со своими душами. Тогда каждый человек будет восстановлен в своей двух-составной природе, в которой душа и тело составляют единое человеческое естество.
Вспомним, что человек был сотворен для вечной жизни. Смерти же, как полного уничтожения, превращения в небытие — не существует! То, что мы называем смертью, есть лишь временное разлучение души и тела. Лишенное своего жизненного начала, души, тело разлагается на свои составные элементы. Душа же, личность человека, в ясном уме и в полном сознании переходит в некие неведомые нам сферы бытия, где пребывает до дня Страшного Суда Христова. В Своем Втором пришествии Христос восстановит людей в их двухсоставной природе.
Во время Второго пришествия Христова закончится земная история человеческого рода. Огненному пламени предана будет земля и все, что на ней — материя и весь космос. Но то страшное огненное горнило будет не уничтожением вещественного мира, а преображением его, как бы переплавкой, которая очистит всякую скверну. Тогда физический мир преобразится «в новое небо и новую землю, на которых будет обитать правда» (2 Пет. 3:13; Откр. 21:1—2).
Суд Христов произойдет не только над людьми, но и над дьяволом и демонами. На этом суде будет решена вечная участь каждого разумного существа, и все те, кто не пожелали ответить Богу любовью на любовь, кто творил зло и распространял ложь, будут осуждены на геенну огненную. То будет «смерть вторая», состоящая не в уничтожении, а в полном отчуждении от Бога и в нескончаемых бесплодных мучениях.
На «новой земле» и под «новым небом», в «новом Иерусалиме», начнется та новая, радостная и нескончаемая жизнь, которую Бог от вечности предопределил любящим Его. Там и осуществится истинное спасение, которого жаждет каждый человек, хотя и не все сознательно. Тогда, наконец, осуществится то, для чего Бог по Своей бесконечной любви создал нас!
Христос — Жизнь
Итак, целью нашей временной жизни является наследование вечной жизни в Царстве Небесном. Для достижения её, возлюбивший нас Создатель не ждет от нас ничего иного, как только того, чтобы мы ответили Ему такой же искренней, чистой и бескорыстной любовью, какой Он любит нас.
Эта любовь есть источник, текущий из этой временной жизни в прекрасную вечную жизнь. Смыслом жизни человека является все больше и совершеннее уподобляться Богу и сближаться с Ним. Содержанием нашей жизни должно стать непрерывное утверждение в себе всего того, что содействует сближению с Богом и устранение всего того, что от Него отдаляет.
Но как возжечь в душе огонь такой любви и таких стремлений? А после возжжения, как сохранить его, не дать погаснуть, по возможности даже превратить в спасительный пламень, опаляющий в сердце всякую скверну. Даже при самом искреннем желании человек одними своими силами сделать этого не может, потому что слишком сильны ветры и волны страстей, исходящих от враждебных человеку начал: мира, во зле лежащего, грехолюбивой плоти и дьявола — начальника всякого зла.
Поэтому для спасения необходимо крепко прилепиться ко Христу, стать едино с Ним. Тогда Его Божественная сила, Его любовь наполнят наши души и будут охранять нас, освящать, укреплять и вести, хоть узким, но верным путем к жизни вечной. Христос так и говорит о необходимости пребывания с Ним: «Я есмь Лоза, а вы — ветви; не может ветвь приносить плода, если не пребудет на лозе» (Иоан. 15:5). Иными словами, подлинная духовная жизнь, приносящая добрые плоды, невозможна, если человек не соединиться самым тесным образом с Источником духовной силы — Христом.
Но как? — Только в Церкви Христовой! Ведь Церковь, по слову Апостола Павла, есть Тело Христово, глава которому — Он Сам; мы же, верующие, суть члены или частицы этого таинственного Тела (Рим. 12:4—5; 1 Кор. 10:17; 12:12—30; Еф. 1: 22—23; 4: 15—16; 5: 23—30).
Необходимость Церкви
Это великое, премудрое, превосходящее наше разумение таинство Церкви, Царства Божия, Господь Иисус Христос устроил следующим образом. Сначала, крестившись от Иоанна в Иордане, при наитии Святого Духа и гласе Отца Небесного, Он освятил водное естество. Тем самым, вода Крещения стала проводником благодати Божией, возрождающей человека. Христос учил, что человек духовно родждается и становится членом Церкви только «родившись от воды и Духа» в таинстве Крещения (Иоан. 3:5).
Но как рожденному необходимо питание для дальнейшего возрастания, так и вновь-рожденному в таинстве Крещения, необходимо духовное Питание, которое Господь подает нам в таинстве Причащения. О нем Господь так говорил: «Я есмь Хлеб жизни... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6: 45—57).
Накануне Своих Крестных, страданий Христос Сам, впервые, на Тайной Вечере претворил хлеб в Свою истинную Плоть и вино в Свою истинную Кровь и причастил Ими Своих учеников, показав тем самым, как именно должно совершаться таинство Причащения.
С тех пор, таинство Причащения постоянно совершается на богослужении, называемом Литургия. На нем верующие люди, причащаясь Плоти и Крови Иисуса Христа, соединяются с Ним — не в каком-то отвлеченном, мистическом смысле, но совершенно реально! То есть, все духовно-телесное естество человека приобщается духовно-телесной жизни Богочеловека Иисуса Христа. Любовь открывает путь к духовному сближению, но, именно благодаря Причащению, люди, соединяясь с Христом, одновременно объединяются друг с другом и в Нем становятся единым, цельным живым организмом, именуемым Церковью. Вот почему апостол Павел именовал ее Телом Христовым (Кол. 1:24).
Как воплощение Сына Божия совершилось сошествием Святого Духа на Деву Марию, так и Церковь получила свое основание в день сошествия Святого Духа, Которого Иисус Христос от Отца послал на апостолов в пятидесятый день после Своего воскресения. С того дня Дух Святой постоянно пребывает в Церкви, животворяя, просвещая, взращивая ее, как единый живой организм Тела Христова, состоящего из множества «членов» — верующих христиан.
Чрезвычайно важно не забывать, особенно в наше время все увеличивающегося дробления христианства на множество церквей и «юрисдикций», что человек призван спасаться не одним умозрительным признанием христианской истины, и не своими лишь добрыми стремлениями, а своей органической принадлежностью к живому целому Церкви. Только в ней, в этом таинственном Теле Христовом, верующий обретает и правильное духовное руководство и необходимые силы для подлинной христианской жизни.
Истинная Церковь едина и нераздельна
Родившись в дни апостолов, Церковь Христова на своем историческом пути, впитывая в себя людей из многих народов, постепенно возрастает от силы в силу «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Как из малого семени вырастает могучее дерево, или как из младенца получается взрослый и зрелый человек, так и Церковь Христова, некогда состоящая из двенадцати рыбаков, к настоящему времени достигла своего полного расцвета, превратившись в многоветвистое и многолиственное прекрасное дерево (Мат. 13:32) с развитыми учением, литургикой, символикой, канонами или правилами, охватывающими все стороны ее жизни, и жизни каждого отдельного верующего. Церковные каноны суть необходимые законы жизнедеятельности, подобно тому, как имеет такие законы организм живого человеческого тела.
Как у Христа не может быть нескольких «тел», так и Церковь Христова может быть только едина и одна!
Но в современной действительности мы сталкиваемся с фактом наличия множества христианских объединений, претендующих на звание «церкви». И католики и протестанты разных толков, и баптисты, и адвентисты, и пятидесятники и даже последователи самых изуверских культов — все настаивают на истинности своих учений.
Одну из причин дробления христианства, как и любой другой оригинальной идеи, можно видеть во втором законе термодинамики, согласно которому каждая физическая система стремится к увеличению энтропии, то есть к максимальному беспорядку. Но поскольку Христос основал Церковь именно для спасения людей, то, несомненно, что в дроблении христианства самую активную и ведущую роль всегда играл дьявол — этот извечный враг Бога и людей.
Назвав дьявола «лжецом и отцом лжи» (Иоан. 8:44), Христос обозначил главный метод, которым тот пользуется, а именно — ложь! И действительно, чтобы оторвать побольше людей от Церкви, дьявол в первую очередь старается внушить людям ложные религиозные идеи — ереси. Человек, прельщенный какой-то новой идеей, принимает ее за божественное откровение, а себя — за Божьего посланника и начинает распространять свое губительное учение с большим усердием и самоотверженностью. Делает он это, якобы для того, чтобы «улучшить», «очистить» или «дополнить» христианское учение. А когда Церковь отвергает это еретическое учение, тогда самозваные пророки отделяются от нее, отторгают от нее верующих и создают свои церкви, которые объявляют истинными, а Церковь Христову — сбившуюся с пути и не понявшую учения Христова.
Так с апостольских времен и до наших дней возникали и продолжают возникать всевозможные ереси. Прежде, например, появилось арианство, монофизитство, иконоборчество, затем от истинной Церкви отошло Римо-католичество, от которого отделилось протестантство, реформаторство, а из них, как из рога изобилия, потекли бесчисленные современные секты. Причем, эти последние, по существу, повторяют древние, давно осужденные Соборами ереси, лишь оформляя их в новую фразеологию.
Тех же людей, которые твердо держатся истинного учения, дьявол старается оторвать от Церкви путем церковных расколов и приходских раздоров. Опять же, он умело внушает людям «благовидные» предлоги для исправления недостатков или улучшения сложившихся условий. Беда, конечно, не столько в тех или иных обычаях или внешних мероприятиях, которые не всегда могут быть во всем удачными, и потому всегда подлежат улучшению, сколько в том, что люди начинают ссориться друг с другом и в результате дробятся на враждующие группы.
Но как простому верующему разобраться в этой путанице наличия множества церквей, деноминаций и культов?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо понять, что истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам, сохраняя апостольское учение, традиции и непрерывную нить апостольской преемственности, переходящей от епископа к епископу. Церковь, как живой организм, развивается и растет, но в то же время она должна сохранять единство и тождество своей Бого-человеческой природы.
В Символе веры мы говорим «Верую во единую святую соборную и апостольскую Церковь». Такая вера предполагает единство Церкви, как единства живого организма, где все теснейшим образом связано, то есть единство вероучения, литургической жизни и канонического строя. Все это обеспечивает общение верующих в главном — в таинстве Причащения и молитвах. В таком общении находились древние Православные Церкви, представлявшие собой, в сущности, одну Церковь, в разных лицах, как бы отображая Три-единство Божеского естества.
Некоторые выдвигают теорию, будто некогда единая Церковь Христова «разделилась» на части — православных, католиков, протестантов и т. д. — и что каждая такая часть или «христианская церковь» хранит в себе частицы истины и представляет собой как бы «осколки» некогда единой Апостольской Церкви. Поэтому все они должны теперь объединяться сначала в «диалоге любви», потом — в молитве, а затем и в Евхаристии. При этом каждая «церковь» будет сохранять свое учение, т. е. в сущности ересь. При таком подходе к вопросу единения игнорируется факт, что истинная Церковь, основанная апостолами, существует в наши дни и по обещанию Христа будет существовать до конца мира (Мат. 16:18). А раз так, то правильно будет для отпавших вернуться в нее. Ведь Церковь — это не человеческое общество, но Тело Христово! Если бы разговор шел о сотрудничестве между людьми только в земном, практическом плане, то здесь, конечно, люди вправе объединяться по взаимному соглашению. Но когда разговор идет о соединении в Церковь, то здесь все человеческое должно быть отодвинуто в сторону. Надо всецело вернуться ко Христу, принять Его учение в его полноте, без всяких поправок или модернизаций, надо восстановить ту церковную структуру, которую заложили Его апостолы.
Как у Христа не может быть нескольких «тел», так не может быть нескольких параллельных истинных церквей, ибо Церковь — Тело Христово, которое неделимо, как всякий живой организм. Поэтому никогда не было, и в принципе, не может быть разделения Церкви. Были только и есть еретические и раскольнические отпадения от нее! Вот почему древние правила (каноны) Церкви строго запрещают какое-либо молитвенное общение с отпадшими, то есть с еретиками, пока те через покаяние не вернутся в Церковь.
Только в Православии, как в действительном Теле Христовом, предназначено спасение для каждого человека! Кто действительно любит Бога, тот непременно хочет быть в единстве с ним. В этой любви суть христианства! Тех, кто искренне любит Христа, их любовь должна привести к истинной Церкви!
И когда некоторые нынешние «мудрецы» утверждают, что к Богу ведут разные пути, как на вершину горы ведут разные тропинки, следует помнить, что Тот, Кто предложил Себя Самого, как единственные Путь, Истину и Жизнь, есть Сын Божий, Богочеловек. А все, кто учат иному и ведут людей другими путями — «суть воры и разбойники» (Иоан. 10:8).
Заключение
Итак, причина нашего внутреннего разлада, всех противоречий и всех бедствий в мире — это грех. Христос открыл людям путь к спасению от грехов. При этом мы призваны спасаться не в одиночку, как малые челноки, разбросанные в бушующем море, а на великом «корабле» Церкви, управляемым Христом.
Един Бог в Троице славимый, едина Истина Его, Един Господь Иисус Христос, едина Церковь Его, едино Причастие, и нет никаких иных «путей» и «церквей», кроме единственной подлинной право-славной Церкви, сохранившей и возрастившей то, что она восприняла и продолжает воспринимать от Главы своего Христа и Духа Святого, живущего и действующего в ней.
Немногочисленна она в наши дни. Но к ней относятся Божия слова: «Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Мужайтесь: Я победил мир» (Лк. 12:32; Иоан. 16:33) и еще: «...ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испрытать живущих на земле» (Откр. 3:8—10).
Главное же в нашем странствовании в этой временной жизни — держаться Истины, Пути и Жизни — Господа Иисуса Христа, пребывающего в Своей Церкви.
Опубликовано: 11/01/2011