Вы здесь

Стяжавший благодать

Размышления о преподобном Силуане Афонском

[1]  [2]  [3]  [4] 

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне
Русский Пантелеимонов монастырь
на Афоне

Неизвестно, как долго пробыл он в Старом Русике и когда он по благословению духовника возвратился в общежительный монастырь. Во 2-й главе монастырского устава читаем: «Иные братья по разным причинам ищут отдельной жизни на кельях. Многочисленными опытами доказано, что это не полезно, ибо жизнь таковая, как своевольная, не может наименоваться истинно монашеской жизнью, состоящей преимущественно в отсечении своей воли, чем самым резко противоречит общежитию».

Согласно тому же уставу, монахи — и не только во времена преподобного Силуана, но и сейчас — совершают келейное правило преимущественно по чёткам-сотницам, сопровождая его земными поклонами. Духовник Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий рассказывал в 2003 году, что «канон манатейного монаха» состоит из следующих молитв: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь». Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш. Господи помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... Помилуй мя, Боже... Верую. Далее следуют молитвы по четкам: Спасителю — 3 чётки, Божией Матери — 2 чётки, всем святым — 1 чётка. Кроме того — о здравии и спасении игумена с братией, ктиторов и благодетелей «святыя обители сия» — 1 чётка. О упокоении игуменов, братии, ктиторов и благодетелей «святыя обители сия» — 1 чётка. Завершают канон манатейного монаха земные поклоны: Спасителю — 30, Божией Матери — 20, всем святым — 1 чётка.

...Возвращаясь к теме Старого Русика времен преподобного Силуана и основываясь на данных историков, отмечу, что в конце XIX века здесь проживало около 20 монахов, придерживавшихся особого «постного устава». С кончиной последнего монаха Старый Русик долгое время пустовал, поэтому его храмовые постройки и братские кельи постепенно приходили в упадок, а некоторые даже разрушались. В 2003 году насельником Старого Русика был недавно скончавшийся инок Иона, выполнявший здесь по благословению игумена посильные послушания, одним из которых являлось постоянное чтение Псалтири. В настоящее время здесь живут и трудятся монах-молчальник Феодор и монах-«огородник» Харалампий, которого еще дружелюбно называют «летописцем», потому что он уже много лет записывает в своих тетрадках все основные события, произошедшие «на его веку» в монастыре.

В поисках оригинала «писаний старца Силуана»

В «Афонском церковном календаре 2008 года» представлен специальный раздел «Писания старца Силуана, найденные в 80-х годах ХХ века в одной из братских келий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря». Писания имеют подзаголовок «Заметки на полях каталога огородных растений и цветов». Опубликованные в календаре заметки пронумерованы, всего их 42. К сожалению, никто из современных монахов-старожилов и нынешних «молодых» насельников обители, прибывших на Афон в середине 70-х, а также десятилетием позже, не мог ни в один из моих приездов в монастырь указать ни конкретную дату, ни реальное лицо, обнаружившее эту уникальную находку.

Поиски той «братской кельи», где несколько десятков лет были сокрыты от людского глаза эти ценные рукописи, а также и самого «Каталога огородных растений и цветов» тоже не привели к каким-либо конкретным результатам. На недавний официальный запрос относительно современного места хранения ценнейших документов, принадлежавших преподобному Силуану, иеромонах Макарий не ответил, а благочинный — монах Философ, имевший прямое отношение к издательской работе в монастыре и выпуску календаря 2008 года, в телефонном разговоре тоже никак не мог прояснить ситуацию с «братской кельей преподобного Силуана» и оригиналом «духовных записей».

Не значились уникальные по содержанию «духовные записи» и в отделе рукописей монастырской библиотеки, которой заведовал до недавнего времени иеромонах Максим, по неясным причинам ушедший из обители. Вряд ли такая ценность, как рукописи святого, могли бесследно исчезнуть из монастыря или быть переданными на хранение в другое место или в другие руки.

...Монастырская библиотека во времена преподобного Силуана была одной из самых крупнейших на Афоне. В ней трудились известные монахи-библиотекари: отец Азарий (Попцов; † 1878), публиковавшийся под псевдонимом «Любитель истины», автор книг «Афонский патерик» и «Вышний покров над Афоном»; схимонах Матфей (Ольшанский; † 1911), лингвист и ученый. Он дополнил «Афонский патерик» и «Вышний покров над Афоном», а также создал при библиотеке небольшой археологический музей, часть из коллекции которого сохранилась и по сей день. В библиотеке когда-то писали свои труды иеросхимонах Сергий (Веснин; † 1853), известный в России под именем Серафим Святогорец, автор книги «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афон», и иеромонах Владимир († 1918), постоянный афонский корреспондент «Душеполезного собеседника».

...Вспоминаю, как в январе 2002 года в этой библиотеке несколько счастливых дней проходил послушание и автор этих строк, которому иеромонах Максим поручил сортировать старые книги на западно-европейских языках. Кстати, отца Максима, имевшего за плечами некоторый издательский опыт и сочинявшего духовные стихи, братия называла почему-то «академиком». Он носил во время послушания на правом бедре мобильный телефон и электронную записную книжку и часто пропадал в дневные часы в канцелярии, где в течение двух часов вел приём духовник Макарий. А беседы о книжных сокровищах библиотеки мы вели с иноком Павлином, рассказавшем о том, что каталог имеющихся книг отсутствует.

Помню, что среди старых книг попадались уникальные документы и альбомы с черно-белыми фотографиями, где запечатлены монахи и различные монастырские строения и мастерские на территории обители, а также фотолаборатория, возникшая во времена жизни преподобного Силуана.

В детстве он ходил в школу «всего две зимы», поэтому был человеком «малограмотным» иначе — «некнижным», но, судя по воспоминаниям архимандрита Софрония, производил впечатление очень начитанного монаха, оставившего православному миру свои духовные писания. «Читал он очень мало, он не любил читать, потому что процесс чтения мешал ему молиться. Слушал он чтение в церкви, во время ночных служб». Отец Софроний пишет, что «он жил Богом, и свыше от Бога получал просвещение», а «в его уме проходили самые различные богословские проблемы и выливались в его сознании в форму решения».

Читая писания старца Силуана, убеждаешься, что в нем действительно говорил и действовал Сам Господь. «Его сердце, — пишет архимандрит Виктор (Мамонтов), — творит псалмы и молитвы, ибо просто действовать о Боге он не может от избытка благодатной силы Святого Духа. Эта благодать и привлекает к себе сердца тех, кто читает писания старца Силуана».

Известно, что первые записи преподобного Силуана, доставшиеся в наследство отцу Софронию, представляли собой несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни. В одном из своих писем отец Софроний отметил, что преподобный Силуан просил его до определённого времени никому не говорить и не показывать этих записей.

Архимандрит Софроний (Сахаров)
Архимандрит Софроний
(Сахаров)

Их подлинные оригиналы в настоящее время хранятся в Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе (Великобритания). В частности, в подготовленном этим монастырем издании книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» (Эссекс, 1990) приведены фотографии некоторых страниц рукописей святого. И теперь вдумчивые читатели имеют возможность сравнить оригинал и отредактированный текст, а также проанализировать характер составительской и редакторской работы, проведённой архимандритом Софронием при подготовке писаний старца Силуана к изданию. Эта трудоёмкая работа состояла прежде в исправлении многочисленных орфографических и синтаксических ошибок; внесении исправлений в соответствии с современной ему системой правописания православных текстов; отборе и перестановке наиболее важных и значимых записей, удалении в них повторов и последующей их классификации по темам.

В 2002 году в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря я безуспешно искал первое, ставшее библиографической редкостью так называемое «ронеотипное ручное издание» книги «Старец Силуан», вышедшее в 1948 году в количестве всего 500 экземпляров. Только в 1952 году в Париже вышло первое типографское издание книги, последняя авторская страница которого повествует о месте и времени завершения работы над рукописью: «Франция, Сент-Женневьев-де-Буа, “Джонсон”, 11/24 сентября 1948 г.».

Значит, в этом году исполняется еще одна знаменательная дата — 60 лет со дня написания книги архимандрита Софрония «Старец Силуан». Уже при первом внимательном чтении этой книги замечаешь, что в ней повествуется не только о житии и духовных подвигах одного святого афонского старца, но о двух духовных опытах — преподобного Силуана Афонского и архимандрита Софрония, учителя и ученика. Причём, в сознании читателя происходит как бы конгруэнтное наложение этих двух нисколько не противоречащих друг другу, а совершенно идентичных духовных опытов — духовного наставника и его сотаинника.

Агиограф архимандрит Софроний дает «духовный портрет» и раскрывает подвижническое учение преподобного Силуана через призму своего собственного духовного опыта, наполняя его новым церковно-философским содержанием.

Для нескольких поколений православных верующих, живших при советской власти, эта книга, представляющая собой духовное жизнеописание близкого нам по времени преподобного Силуана, стала важным этапом на пути к Богу и к Церкви.

...Прошли годы, и сегодня в России и за рубежом появляются монастыри и храмы во имя преподобного Силуана. Как рассказали в Свято-Пантелеимоновом монастыре российские паломники, с декабря 1998 года действует Российская ассоциация преподобного Силуана Афонского, а в Москве проводятся Силуановские чтения. Имена преподобного Силуана и архимандрита Софрония постоянно находят свое место в электронной сети Интернет, которым с этого года смогут пользоваться на Афоне и насельники Святой горы.

«Господь посмеялся им»

Трудовые будни преп. Силуана
Трудовые будни
преп. Силуана. Роспись
о.Варсонофия в параклисе

В Дафни — небольшом порту, расположенном в крупной бухте Святой горы, в ожидании катера в Уранополис, собралось немало народу. Здесь находятся почтовый, полицейский и таможенный участки. В неаккуратных греческих магазинчиках среди разбросанных маленьких картонных иконок можно разглядеть пучки свечей, крестики, четки, ладан и другие афонские сувениры. В Дафни видны и новые следы цивилизации на Афоне: телефон-автомат, маленькие автобусы и легковые машины, называемые здесь «такси». Нельзя не заметить и множество полуголодных разномастных котов, греющихся на солнце.

Очередное паломническое путешествие по горе завершено, и можно подвести некоторые итоги. Оказывается, иеромонах Николай из скита Ксилургу был прав, что сейчас на Афоне много «всяких шатающихся», из уст которых можно услышать такую несусветную «тьмутаракань», что остаешься в недоумении: православные они или тяжкоболящие? Даже среди некоторых приезжих священников, с которыми приходилось беседовать в архондарике Свято-Пантелеимонова монастыря или расположенном в двух минутах ходьбы от него местечке Кипарисы, где ныне подвергается дальнейшему разрушению монашеский домик, памятный тем, что здесь когда-то жил друг преподобного Силуана схимонах Кассиан, можно было услышать , что «Силуана выдумал Сахаров», что где-то имеются даже «противники святости» преподобного Силуана.

Зато живут где-то далеко от Афона сторонники «святости... Распутина», чью «икону», «кондак и тропарь» некоторые паломники даже привозят на Святую гору, пытаясь всучить ее тем, кто случайно оказался в числе попутчиков и кого из монастыря в монастырь перевозит «афонское такси». А ведь из истории известно, что священноначалие Пантелеимонова монастыря даже не допустило этого «антигероя» во внутренний двор обители, когда узнало о появлении Григория Распутина у монастырских стен на афонском берегу.

В адрес сомневающихся и «противников святости» преподобного Силуана можно сказать одно: «Господь посмеялся им». Ведь даже если бы и не существовала книга архимандрита Софрония, а были опубликованы только «духовные записи» старца Силуана, то верующие читатели сразу сделали бы однозначный вывод: они написаны рукой святого человека.

Архимандрит Софроний вспоминал: «Следовать за ним непосильно тяжело. И многие отходили от него. Его духовное благоухание порождало в душе глубокий стыд за себя и чувство собственного зловония и гадости». И далее отец Софроний рассказывает, что «многие не любили, некоторые ругали его в глаза, называли: ”прельщенный”, некоторые говорили: ”У, проклятый святой”, и он ни разу не ответил должным образом. У него не было врагов, а были те, кто ”познал Бога и не познал Его”».

Благочестивая кончина старца Силуана убедила многих современников в несомненной его святости. В Пантелеимонов монастырь как приходили, так и приходят письма, свидетельствующие о небесном покровительстве преподобного Силуана за всех тех, кто обращался к нему с молитвой.

...Глядя с парома на живописные очертания Свято-Пантелеимонова монастыря, где сейчас монах Варсонофий расписывает стены храма в восстановленной больнице, крестишься и невольно думаешь о том, что не только для Русской обители, но и для всех насельников Святой горы и для нас, православных верующих, преподобный Силуан несомненно был великом даром свыше.

Святая гора Афон — Мюнхен

[1]  [2]  [3]  [4] 

Православие.Ru

Журнал «Мгарский колокол»: № 97-98, февраль-март 2011