Трансформация личности в саентологии
[1] [2]
Сеанс одитинга
|
В саентологии — лжеучении, сочиненном Л.Р. Хаббардом, — целью жизни каждого человека является изменение его самосознания для достижения все более и более «очищенных» форм, имеющих своим пределом состояние существа, способного контролировать окружающий мир во всех его проявлениях. Для достижения этого представленного саентологией идеала предлагается практический способ изменения человека. Как следствие, все аспекты саентологии служат трансформации сознания индивида.
И именно с задачей изменения сознания адептов саентологии связано создание ее основателем Л.Р. Хаббардом группового языка, содержащего, по разным оценкам, от 3 до 20 тысяч специальных саентологических терминов[1], причем существенно то, что наряду с новыми терминами саентологи используют общеупотребительные слова, совершенно искажая их привычный смысл. Язык — это, с одной стороны, способ общения, коммуникационная система. Но, с другой стороны, язык есть один из видов отображения мира, его образ в сознании человека, и, следовательно, в нем заключено некое знание о мире. Объем и характер информации, составляющей это знание, очевидно определяется содержанием языка, то есть его семиотикой и семантикой. Если заменить семиотику и семантику национального исторического языка на саентологические, то изменится и представление саентолога о реальности, отображение ее в его уме, реальный мир заменится в его сознании на некоторый им воображаемый.
Более того, по образному выражению М. Хайдеггера, «язык есть вместе дом бытия и жилище человеческого существа»[2], то есть ниша его обитания, в которой привычно функционирует его сознание. Изъятый из этой естественной среды человек оказывается как бы новичком в иной конструкции мира, учеником, не понимающим многих простых вещей; он отчасти беспомощен и, как следствие, нуждается в руководстве, в наставничестве со стороны более осведомленного и опытного саентолога. Таким образом, адепт становится уязвимым для попадания в зависимость и подверженности внушениям.
Одним из главных средств изменения понимания человеком самого себя можно считать и сами тексты Хаббарда, или саентологическое «Писание», особенно аксиоматическую их часть, представляющую собой длинный ряд кратких высказываний, предназначенных для длительной медитации и многократного перечитывания[3]. С научной и языковой точек зрения, изречения эти практически лишены смысла (см., например, первые 14 факторов в разделе «Создание вселенной»[4]), так что они могут приобрести какое-то культовое значение только для человека, сознательно стремящегося уйти от реального мира и создать свой собственный иллюзорный космос.
Сам Хаббард указывал, что достаточно лишь изучать саентологию, чтобы в психике человека произошли изменения, и что «обучение само по себе имеет терапевтический эффект»[5]. Однако основным средством достижения так называемого «более высокого уровня духовности» в саентологии является одитинг. Эта процедура может ставить перед собой несколько отличные цели в зависимости от начального состояния ее участника и его стремления «подняться выше» по саентологической шкале уровней. Л.Р. Хаббард разработал целый ряд детально прописанных схем для проведения различных типов одитингов. Такие указания можно найти в брошюре «Дианетический семинар Хаббарда» или в книгах Хаббарда «Саентология. 8-8008», «Создание человеческой способности»[6]. Условно все эти процедуры делятся на дианетические и саентологические, однако реально они применяются для всех достаточно глубоко вовлеченных членов организации саентологов.
Кстати, человек, желающий участвовать в саентологических практиках, или, иначе, вступающий в организацию саентологов, подписывает специальное вступительное заявление — «соглашение на участие в религиозных услугах и отказ от притязаний»[7]. В этом заявлении он, в частности, признает право «саентологической церкви» завести на него досье под названием «Папка преклира» и другие документы, в которых накапливается информация о нем, при том что сам этот член отказывается от всякой возможности узнать содержимое этих к нему относящихся материалов. Дополнительно новый член соглашается «принять любые и все известные и неизвестные негативные последствия, как-то: повреждения, потери или разрушения, связанные как со здоровьем, так и с имуществом»[8]. Кроме того, клиент навсегда отказывается, от своего имени и от имени своих «наследников, агентов, законных представителей и правопреемников», от удовлетворения любых своих претензий к саентологической организации через гражданский суд. Наконец, саентологи требуют от вновь пришедшего подтверждения того, что он желает участвовать в их практиках не с целью расследования деятельности «церкви саентологии» как представитель средств массовой информации, правительственных структур или с какой бы то ни было иной целью. Только подписав соответствующее заявление, новый человек может быть допущен к участию в специальных саентологических процедурах. Кроме того, накануне саентологических занятий запрещено принимать лекарственные препараты.
Дианетический одитинг — одна из главнейших процедур в саентологии; ее декларируемой целью является достижение участником, называемым преклир, состояния очищенного сознания «клир» с помощью руководителя в данном сеансе, именуемого одитором.
Одитинг изучается и проводится адептами саентологии по брошюре «Дианетический семинар Хаббарда. Из работ Л.Р. Хаббарда» на специальных семинарах. Во вступлении к этому руководству участники семинара призываются провести как можно больше часов в процедуре одитинга как в качестве одитора, так и в качестве преклира.
Сам процесс состоит из десяти этапов, или шагов[9].
На первом этапе устанавливается определенная иерархия и осуществляется закрепление ролей руководителя и «пациента», сидящих друг против друга. Одитору следует «заверить преклира, что он будет знать все происходящее», и сообщить план дальнейшей работы. После этого участники переходят к следующему шагу, во время которого преклир, удобно расположившись на стуле или в кресле, смотрит на потолок и под счет одитора закрывает глаза. Таким образом, можно сказать, что на данном этапе происходит депривация зрительного и моторного анализаторов клиента.
Описание третьего шага одитинга является фактическим признанием возможности наличия в данной процедуре компонента внушения, поскольку одитор должен «установить отмену»: «Любое внушение, которое я могу сделать вам, не будет иметь силы, когда я скажу слово ”отменяю”».
Следующие шаги (четвертый, пятый, шестой а) и б) являются основными в одитинге. В процессе прохождения данных этапов преклир должен вспомнить и «заново пережить» какой-либо неблагоприятный случай из своей жизни, позже ушедший в бессознательное (в реактивный ум), для уменьшения негативного эмоционального заряда, заключенного в нем, и, как следствие, освобождения от болезненных симптомов. Следует особо подчеркнуть, что преклир должен «возвратиться» в более ранний период своей жизни и описывать «все соматики и присутствующие восприятия так, как будто случай происходит в данный момент, а не просто является воспоминанием о чем-то происходившем в прошлом». Причем одитору рекомендуется задавать дополнительные вопросы вроде «что вы видите?» или «что вы слышите?» Кроме того, преклир должен воздержаться от описательности и анализа в вербализации возникающих у него образов эпизода[10]. Таким образом, в одитинге используются приемы управления зрительными и слуховыми образами в субъективном пространстве пациента, причем последний, очевидно, переходит в измененное состояние сознания (ИСС), характеризующееся заменой его пространственно-временной идентификации и сужением его объема.
Следует отметить, что в дианетическом одитинге пациент поощряется к самораскрытию (самоэксплорации), поскольку процедура предполагает глубокую откровенность и открытие самых интимных сторон прошлого и настоящего преклира, связанных с болезненными состояниями, так что человек духовно обнажается. Это делает человека фактически безоружным перед любыми манипуляциями саентологов.
Процедура продолжается до тех пор, «пока преклир не станет весело относится к нему (то есть переживаемому им событию. — Т.К.)». Таким образом, спокойная обстановка сеанса и удобное, с закрытыми глазами, положение пациента, вызывающие состояние релаксации в сочетании с живым представлением о ситуациях, вызывавших тревогу и страх, приводят к систематической десенситизации. Этот механизм объясняется реципрокным торможением, то есть торможением тревожных реакций в результате одновременного вызывания антагонистических к ним реакций. Возможно, здесь речь идет также о методе изменения отношения пациента к своей фобии, когда он, отстранившись от своего невроза, смеется над ним[11].
Итак, конечной целью одитинга является освобождение от негативных эмоций, выражающееся в смехе. Сессия одитинга считается успешной, если она заканчивается смехом преклира («реакция пациентов во время терапии представляет спектр от тихого хихиканья до раскатистого хохота»[12]). «Уменьшение эмоционального заряда ”происшествия” и формирование положительной эмоциональной реакции (веселости)... может иметь интерпретацию и как катарсическое переживание, отреагирование, и как составляющая положительного подкрепления полезного опыта»[13].
Наконец, шаги с седьмого по десятый возвращают преклира в настоящее время и восстанавливают полное осознание преклиром его окружения.
Из приведенного описания видно, что дианетический одитинг можно рассматривать как один из вариантов психотерапии. В этой процедуре можно видеть типичные черты различных психотерапевтических практик, в частности психодинамической и поведенческой терапии. Во-первых, от преклира требуется инсайт, или осознание, конфликта (энграммы) и его воздействия на нынешнее состояние данного человека. В ходе процесса пациент переживает отреагирование (катарсис). Для достижения терапевтического эффекта от него требуется самораскрытие. В процессе одитинга применяется систематическая десенситизация и элементы релаксационного тренинга. В результате можно с уверенностью утверждать, что преклир во время этой процедуры переходит в измененное состояние сознания.
Так же, как и в случае психотерапевтических процедур, участие в сеансах одитинга может приводить к самым различным промежуточным результатам. На некоторых пациентов они могут оказывать временное положительное воздействие, выражающееся в уменьшении чувства тревожности, развитии адекватной самооценки, решении межличностных проблем. В то же время для поведенческой релаксации, с которой имеет явное сходство дианетический одитинг, отмечен целый ряд нежелательных побочных эффектов, опасность которых многократно возрастает в случае проведения ее терапевтом со слабой психотерапевтической подготовкой, какими, несомненно, являются супервайзеры и одиторы саентологов. Такими отрицательными явлениями считают: утрату контакта с реальностью, связанную с развитием острых галлюцинаторных состояний и возникновением необычных соматических ощущений; усиление действия лекарственных препаратов, связанное с индуцированным у пациента трофотропным состоянием, характеризующимся общим понижением психофизиологической активности; возникновение панического состояния, вызванное ослаблением поведенческого контроля; преждевременное высвобождение вытесненных представлений; возникновение чрезмерного трофотропного состояния (состояния временной гипотензии и гипокликемии)[14].
А.А. Скородумов, ссылаясь на публикацию в газете «Известия», упоминает случаи, когда «во время одитингов люди рычат, как львы, говорят на непонятных языках, плачут... Иногда возникает желание самоубийства». Один участник одитинга сообщал, что он «испытывал во время одитингов сильную боль, резкое обострение обоняния»[15]. По всей видимости, здесь мы имеем дело с ИСС, при котором достаточно эмоциональные люди, проходившие одитинг, вследствие ярких воспоминаний о стрессовых ситуациях из прошлого начинали воздействовать со своими фантазиями как с реальностью и входили в состояние гиперстресса. В статье архимандрита Августина (Никитина) упоминается характерный случай: в ноябре 1994 года в Центральном доме художника на Крымском валу награждали Н.Р., «одитора» из Москвы, а через некоторое время руководство Центра сообщило нескольким ученикам, что Н.Р. лечится в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко[16].
С другой стороны, в той же статье А.А. Скородумова приводятся и конкретные примеры случаев, в которых люди, пришедшие на семинары саентологов с критическим отношением, совершенно не подверглись никаким воздействиям и попыткам внушения со стороны саентологов[17]. Очевидно, как и в иных случаях перехода в измененное состояние сознания, реакция людей на одитинг сильно зависит от их личных особенностей.
Нередко обучению процедуре одитинга предшествует психологическая обработка участников семинаров, направленная на психическую дестабилизацию и разрыв стереотипа. Для этого супервайзеры (руководители саентологических семинаров) запирают двери в аудиторию и начинают выкрикивать приветствия и команды[18]. Следует отметить также достаточно странный метод, практикуемый у саентологов: для обучения одитингу применяются игрушки, от лица которых преклир придумывает историю.
Помимо описанного выше дианетического одитинга, Хаббард составил еще множество методик для отработки и разрешения различных психосоматических проблем преклира, называемых саентологическим процессингом или одитингом. Согласно инструкции Хаббарда, «одитор и преклир находятся на улице или в спокойном месте, где им никто не будет мешать и где их ничто не будет прерывать. Задача одитора — давать преклиру определенные, точные команды, которым преклир может следовать и которые он может выполнять»[19].
Все саентологические «процессинги» основаны на многократном повторении[20]. Упражнения продвигаются достаточно медленно и постепенно от одного шага к другому. Начинается любой одитинг с того, что «одитор берет контроль над преклиром», или, иначе, происходит «ориентация, при которой преклира приводят к осознанию факта своего присутствия в комнате одитинга, факта наличия там одитора и того факта, что сам он является преклиром»[21]. При этом одитору предписывается много раз задать преклиру вопрос: «Посмотрите на меня, кто я?» — с тем, чтобы последний отвечал быстро, точно и без сомнений.
После подготовительного периода саентологического «процессинга» начинаются собственно упражнения. Первое — «контролировать, то есть начинать, изменять и останавливать»[22]. Задание делится на два этапа. Первый заключается в том, чтобы передвигать какую-либо небольшую вещь по столу. Все изменения положения предмета должны происходить по командам одитора. Хаббард рекомендует в некоторых случаях проводить это упражнение в течение четырех-пяти часов. Затем переходят ко второму этапу, в котором преклир сам перемещается по комнате, точно следуя приказаниям одитора. Это задание также многочасовое.
Еще один процесс саентологического одитинга, рекомендуемый Л.Р. Хаббардом для приобретения преклиром способности «обладать» всем, что он видит, был назван автором «Трио», поскольку состоит он из повторения трех вопросов: «1. Посмотрите вокруг и скажите мне, что вы могли бы иметь. 2. Посмотрите вокруг и скажите мне, чему бы вы позволили оставаться на месте. 3. Посмотрите вокруг и скажите мне, без чего вы могли бы обойтись»[23]. Команды используются в соотношении: десять ответов на первый вопрос, пять ответов на второй и один на третий. Общая продолжительность упражнения должна составлять приблизительно 25 часов. По мнению Хаббарда, этот процесс обладает наибольшим терапевтическим эффектом.
Итак, мы видим, что во всех описанных вариантах сессии одитинга между преклиром и одитором устанавливается контакт, основанный на высокой степени избирательности, причем пациент временно переходит в состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании однообразных вопросов одитора, что, несомненно, связано с изменением самосознания и функции индивидуального контроля. Согласно официально принятому определению, именно такое состояние называется гипнозом[24]. Таким образом, несмотря на утверждения саентологов, будто в их практике не используется гипноз, мы должны признать его наличие в некотором объеме, по крайней мере, в «саентологическом процессинге».
[1] [2]
[1] Волков Е.Н. Социально-психологическая экологическая экспертиза организации и деятельности церкви саентологии и центров дианетики (наброски подхода)
[2] Цит. по: Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. С. 306.
[3] Сиверцев М.А. Экспертиза. Саентология: путь духовной самоидентификации. М., 1995. С. 18—19.
[4] «1. До начала была Причина, и единственной целью Причины было создание следствия. 2. От начала и навеки есть решение, и это решение — быть. 3. Первое действие бытийности — это принять точку видения. 4. Второе действие бытийности — разместить на расстоянии от точки видения точки для видения, которые являются точками протяженности. 5. Таким образом сотворено пространство, ибо дефиниция пространства такова: точка видения протяженности. И предназначение точки протяженности в том, чтобы было пространство и чтобы была точка видения. 6. Действие точки протяженности — достигать и отдаляться. 7. И точки видения связаны с точками протяженности, и между ними существует взаимообмен. Так создаются новые точки протяженности. Так появляется общение. 8. И так появляется свет. 9. И так появляется энергия. 10. И так появляется жизнь. 11. Но есть и другие точки видения, и эти точки видения создают вокруг себя точки для видения. И возникает взаимообмен между точками видения; но обмениваются они не чем иным, как точками протяженности. 12. Точка видения может перемещать точку протяженности, ибо точка видения, помимо способности творить и способности к мыслезаключению, обладает еще и волей и потенциальной независимостью действия; и точка видения, глядя на точки протяженности, может меняться относительно своих собственных или других точек протяженности или точек видения. Так возникают все основные принципы движения. 13. Все точки протяженности и каждая из них, будь они велики или малы, — все они тверды (плотны). 14. И тверды (плотны) они только потому, что точки видения говорят, что они тверды (плотны). 15. Многие точки протяженности объединяются в более крупные массы — газы, жидкости или твердые тела. Так появляется материя».
[5] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. М., 2000. С. 11.
[6] См.: Хаббард Л.Р. Саентология 8-8008. Книга основ. М., 2000; Hubburd L.R. The creation of human ability. Copenhagen, 1985.
[7] Миссия церкви саентологии г. Москвы. Вступительное заявление / соглашение на участие в религиозных услугах и отказ от притязаний.
[8] Там же. Пункт 10.
[9] Дианетический семинар Хаббарда. Из работ Л.Р. Хаббарда. С. 42—43.
[10] Самоанализ, основан на работах Л.Р. Хаббарда. С. 70.
[11] Александров А.А. Психотерапия. М.; СПб., 2004. С. 106.
[12] Хаббард Л.Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М., 1993. С. 153.
[13] Заключение комплексной медицинской экспертизы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского от 30 июня 1999 г. по Гуманитарному центру Хаббарда.
[14] Александров А.А. Психотерапия. С. 388.
[15] Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге // Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., 1999. С. 149.
[16] Августин (Никитин), архимандрит. Рон Хаббард и «церковь саентологии). Данный факт взят из статьи: Докучаев Д., Марзеева С., Яковлева Е. Продавцы неба // Известия 1996. № 171. С. 5.
[17] Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге. С. 145—146.
[18] Там же. С. 142—143.
[19] Хаббард Л.Р. Саентология. Основы жизни. С. 108.
[20] Там же. С. 126.
[21] Там же. С. 123.
[22] Там же.
[23] Там же.
[24] Психология. Словарь. М., 1990. С. 79.
Опубликовано: 24/03/2011